Дело № 2-4958/2019, УИД № 24RS0046-01-2019-004632-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2019 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Разумных Н.М.
при помощнике Литвиновой П.А.
с участием процессуального истца – прокурора Чепелевой Н.Г.
представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Свердловского района г. Красноярска – Лабунец Н.В.
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах Ковалева Владимира Николаевича к Управлению социальной защиты населения администрации Свердловского района г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг,
Установил:
<адрес>, действующий в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к УСЗН администрации <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что в связи с обращением инвалида III группы ФИО2, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении государственной услуги в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в ходе, которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставляется мера социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ на основании уведомлений ООО «Сибирская теплоснабжающая компания», ООО УК «Жилищные системы Красноярска», ОАО «<адрес>газ» о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг более 2-х месяцев на основании п.п. «в», п. 9, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставление субсидий ФИО2 прекращено.
<адрес>, действующий в интересах ФИО2 просит признать незаконными решения (протоколы закрытия) УСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления ФИО2 дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить обязанность на УСЗН администрации <адрес> возобновить предоставление дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с незаконным прекращением.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Материальный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом заказной корреспонденцией по адресу, указанному в иске: <адрес> (л.д. 23), судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением сроков хранения (л.д. 25-26), заявлений, ходатайств не поступало, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> – ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43) иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым вывод прокурора о том, что льготы, носящие компенсационный характер, должны предоставляться за неоплаченную льготником услугу безусловно не соответствует положениям федерального и регионального законодательства, а также выводам положенным Пленумом Верховного суда РФ в основу принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которым наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а в последствии и прекращение их предоставления. При этом согласно п. 1 ст. 20.<адрес> № предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. При получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов задолженности по оплате ЖКУ за 2 и более месяца либо неисполнении соглашений по погашению такой задолженности принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем 1 месяц. При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется, а в случае непогашения задолженности принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки (л.д. 27-39).
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из разъяснений, приведенных в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», следует, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки и при разрешении спора суду необходимо выяснить причины образования задолженности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является инвалидом II группы «по общему заболеванию», что подтверждается справкой № (л.д. 13), зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 12), также являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 14).
В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг УСЗН администрации <адрес>а <адрес> принято решение о приостановлении ФИО2 предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), а затем решение о прекращении предоставления мер поддержки на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем* в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного <адрес> предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления <адрес> решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем, приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора, наличии правовых оснований к признанию незаконным решения УСЗН администрации <адрес> о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг ФИО2, с возложением на ответчика обязанности возобновить предоставление данных мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя ответчика о том, что решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг ФИО2 принято в связи с образовавшейся задолженностью за жилищные и коммунальные услуги (л.д. 41-42), отклоняется судом, поскольку, в действующем федеральном законодательстве не определен порядок, основания и условия приостановления, прекращения выплат мер социальной поддержки инвалидам, а в региональном законодательстве не содержится прямого запрета на прекращение органом местного самоуправления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, получающим меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах Ковалева Владимира Николаевича к Управлению социальной защиты населения администрации Свердловского района г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.
Признать незаконными решения (протоколы закрытия) Управления социальной защиты населения администрации Свердловском районе г. Красноярске от 01 марта 2019 года о прекращении предоставления Ковалеву Владимиру Николаевичу дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2019 года.
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Свердловского района г. Красноярска произвести начисление и выплату дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 марта 2019 года, в связи с незаконным прекращением.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.М. Разумных.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2019 года.