Решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2013 года
Дело № 2-1954/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Романюк Л.О.,
с участием представителя истца Потаповой К.В.,
ответчика Осипова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Севжилсервис» к Осипову А.В., Осиповой А.А. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Севжилсервис» обратилось в суд с иском к Осипову А.В., Осиповой А.А. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указало, что Осипов А.В., Осипова А.А., а также О.Н.А., *** года рождения являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ***. С 01 июня 2008 года по настоящее время ЗАО «Севжилсервис» является управляющей организацией и осуществляет оказание услуг по содержанию общего имущества и снабжению отдельными видами коммунальных услуг многоквартирного дома, в котором проживают ответчики. Однако они ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем по состоянию на 30.11.2012 образовалась задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, из них за период с 01.06.2008 по 31.12.2009 в размере *** рублей, за период с 01.01.2010 по 30.11.2012 года в размере *** рублей. Просило взыскать с ответчиков задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере *** рублей за период с 01 июня 2008 года по 30 ноября 2012 года, а также расходы по уплате госпошлины в размере *** рублей.
19 апреля 2013 года ЗАО «Севжилсервис» уточнило исковые требования и просило взыскать солидарно с Осипова А.В., Осиповой А.А. задолженность по оплате содержания и ремонта, отопления за период с 01.07.2010 по 31.03.2013 в размере *** рублей. Взыскать с Осипова А.В. задолженность по оплате услуги горячей воды за период с 01.07.2010 по 31.03.2013 в размере *** рублей, расходы по уплате госпошлины в размере *** рублей.
В судебном заседании представитель истца Потапова К.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что задолженность по услуге горячая вода просят взыскать только с Осипова А.В., так как в спорный период времени он один был зарегистрирован в жилом помещении.
В судебном заседании ответчик Осипов А.В. с исковыми требованиями не согласился, указал, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен рассчитываться исходя из тарифа указанного в договоре управления многоквартирным домом, а именно *** рубля. Указал, что управляющая компания незаконно дважды увеличила размер платы за содержание и ремонт в 2010 и 2011 годах, в связи с чем расчет задолженности произведен неправомерно, в остальной части задолженности возражений не представил.
Ответчик Осипова А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, возражений не представила.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчики Осипов А.В., Осипова А.А., а также *** О.Н.А., являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г***, на основании договора купли-продажи от 24 ноября 2007 года.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 июня 2008 года ОАО «Севжилсервис» осуществляет оказание услуг по содержанию общего имущества и снабжению отдельными видами коммунальных услуг многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Мурманске. Согласно свидетельству серии *** № *** о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц 09 декабря 2010 года Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части смены его наименования на закрытое акционерное общество «Севжилсервис», что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц № *** от 09.12.2010.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию собственника помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 3.1.2.2. договора управления управляющая организация обязуется обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением в этом многоквартирном доме лицам в необходимых объемах, безопасных для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, с учетом уровня благоустройства дома, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В силу п. 3.3.1 указанного договора собственник обязуется своевременно в установленном порядке оплачивать предоставленные ему по договору услуги.
Свои обязательства по содержанию жилого помещения ответчики не выполняют, в связи с чем за период с 01 июля 2010 года по 31 марта 2013 года образовалась задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере *** рублей, что подтверждается ЕПД за ноябрь 2012 года, из содержания которого следует, что задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг не погашается.
Относительно требования о взыскании с ответчика Осипова А.В. задолженности по оплате услуги горячей воды за период с 01.07.2010 по 31.03.2013 в размере *** рублей суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ответчик Осипов А.В. в спорный период времени был зарегистрирован по адресу: ***, иные лица в спорный период времени в указанном жилом помещении не были зарегистрированы. Коммунальная услуга в виде горячей воды рассчитывается исходя из количества зарегистрированных лиц в жилом помещении, в связи с чем суд полагает, что обязанность по оплате горячей воды надлежит возложить на Осипова А.В.
Что касается доводов ответчика о незаконном повышении тарифа по оплате содержания и ремонта жилого помещения в многоквартирном доме, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год
Пунктами 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частями 1, 3 (пункты 2 и 3) статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны:
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.. . », утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (ред. от 06.05.2011) во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом Минрегионразвития Российской Федерации от 06 марта 2009 года № 6174-АД/14 разъяснено, что под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения необходимо понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) стоимости указанных в договоре в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом фиксированную стоимость отдельных услуг и работ целесообразно указывать в перечне услуг и работ только на момент заключения договора. Такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года (часть 7 статьи 156 Кодекса). В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований (например, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей). При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Кодекса).
Установлено, что согласно договору управления многоквартирным домом *** по улице *** в городе Мурманске от 01 июня 2008 года, размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (включающий плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за управление) на момент заключения договора определен исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома платы в размере *** рубля за 1 кв.м. общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Из пояснений сторон, данных в судебном заседании, следует, что собственники жилых помещений многоквартирного дома *** по ул. *** общих собраний для решения вопроса об установлении размера платы за ремонт и содержание жилого помещения не проводили.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными комплексами по муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 октября 2008 года № 479-ПП/18 установлены предельные минимальные и максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера, платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Мурманской области на 2009 год. Постановлениями Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 06 ноября 2009 года № 37/13 и от 19 ноября 2010 года № 34/3 установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Мурманской области на 2010 год и на 2011 год соответственно.
Для г. Мурманска предельные максимальные индексы изменения размера платы за ремонт и содержание жилого помещения установлены в размере на 2009 год - 120 %, на 2010 год - 120 %, на 2011 год - 115 %.
Таким образом, рост тарифов, применяемых ЗАО «Севжилсервис» при начислении истцу платы за содержание и ремонт общего имущества не превысил установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных норм материального права, определение тарифов на ремонт и содержание жилья является прерогативой собственников, которые учитывают предложения управляющей организации.
Учитывая тот факт, что данных действий собственниками произведено не было, то органы местного самоуправления обязаны устанавливать тарифы на ремонт и содержание частного жилищного фонда (статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации), если соответствующее решение собственников не принималось или не состоялось, следовательно, ответчик правильно начисляет плату за содержание и ремонт жилого помещения по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
Нарушений прав собственников в данном случае не имеется.
Суд полагает установленным факт, что ответчики свои обязательства по содержанию жилья в полном объеме не исполняют, поэтому требования истца о взыскании задолженности суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Размер задолженности подтвержден истцом документально и принимается судом поскольку он произведен в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в размере *** рублей в солидарном порядке, поскольку как пояснил ответчик Осипов А.В., они с Осиповой А.А.проживают совместно одной семьей и ведут совместное хозяйство.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска в суд ЗАО «Севжилсервис» уплатило государственную пошлину в размере *** рублей. Таким образом, учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчиков подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина, уплаченная при подачек иска, пропорционально удовлетворенным требованиям: с Осипова А.В. в размере *** рубль, с Осиповой А.А. – *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования закрытого акционерного общества «Севжилсервис» к Осипову А.В., Осиповой А.А. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать солидарно с Осипова А.В. и Осиповой А.А. в пользу закрытого акционерного общества «Севжилсервис» задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту, отоплению за период с 01 июля 2010 года по 31 марта 2013 года в размере *** рублей.
Взыскать с Осипова А.В. в пользу закрытого акционерного общества «Севжилсервис» задолженность по оплату коммунальных услуг по подогреву воды за период с 01 июля 2010 года по 31 марта 2013 года в сумме *** рублей.
Взыскать с Осиповой А.А. в пользу закрытого акционерного общества «Севжилсервис» в возврат государственной пошлины *** рублей.
Взыскать с Осипова А.В. в пользу закрытого акционерного общества «Севжилсервис» в возврат государственной пошлины *** рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Маренкова