Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-422/2018 ~ М-206/2018 от 01.02.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 апреля 2018 года г. Самара

Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.

при секретаре Валагура Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/18 по иску Лысенко Л.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Лысенко Л.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, указав, что 08.08.2017 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о Самары (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением № 201 от 07.11.2017 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 5 лет. Не засчитаны периоды работы: с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в производстве редких металлов, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>. Итого в льготный стаж не засчитано 5 л. 3м. 23 дн., что дает истцу право на назначении досрочной пенсии с уменьшением на 5 лет, то есть по достижении 55 лет. Истец считает решение незаконным, вынесенным с нарушением положений действующего законодательства РФ и подлежащим отмене. Он длительное время осуществлял свою трудовую деятельность во вредных условиях труда на должностях предусмотренных Списком № 1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 239 «О внесении изменений в пункт 1 Постановления РФ от 18.07.2002 г. № 537» Список № 1 от 1956 г. может применяться для периодов работы до 01.01.1992 г. Указанным Списком не предусматривалось в качестве обязательного условия для досрочного назначения пенсии предоставление документов подтверждающих характер и условия труда в соответствии со Списком № 1. То есть у ответчика отсутствует обоснованное право на отказ зачета спорного периода до 01.01.1992 г. Таким образом, льготный стаж 4 г. 5 м. 20 дн. является бесспорным. /Спорными периодами являются: с 01.03.1991 г. по 09.09.1991 г. в качестве <...>, с 10.09.1991 г. по 03.11.1992 г. в качестве <...>. За указанный период времени предоставлены доказательства того, что работа осуществлялась в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели. Просил исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец Лысенко Л.Г. и его представитель Брюханов А.О., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по доводам изложенным в иске. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о Самары (межрайонное) Лыжова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что решение об отказе Лысенко Л.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным, так как в связи с вредными условиями труда у истца не выработан требуемый специальный стаж работы по Списку № 1 - 5 лет. Обоснованно не засчитаны в стаж истца следующие периоды работы: с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в производстве редких металлов, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>. Справка, подтверждающая льготный характер работы, не содержит достаточный перечень документов, подтверждающих льготный стаж. В период с <дата> по <дата> истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, данный период не засчитывается в льготный стаж. Льготная работа Лысенко Л.Г. протекала в республике Таджикистан. Для уточнения наличия института досрочных пенсий, а также обязательного подтверждения компетентным органом государства-участника соглашения, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством иностранного государства, для уточнения характера работы, уплаты страховых взносов в пенсионный фонд государства-участника соглашения, специалистами ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о Самары (межрайонное) были направлены запросы о подтверждении льготного стажа в Государственное агентство социального страхования и пенсий МТ и СЗН Республики Таджикистан. Поступивший акт проверки не подтверждает постоянную занятость в производствах перечисленных в Списке № 1 раздела ХХIV «Атомная энергетика и промышленность» подраздел 2 «Обогащение радиоактивного сырья» в условиях радиационной вредности. Просила в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В подразделе 2 "Обогащение радиоактивного сырья" раздела XXIV "Атомные энергетика и промышленность" Списка N 1 в качестве лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение указаны рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в условиях радиационной вредности на погрузке и разгрузке радиоактивного сырья, в технологических процессах по обогащению указанного сырья, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами.

Из материалов дела следует, что 08.08.2017г. истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии, в связи с вредными условиями труда, выработавшему необходимый стаж 5 лет.

Решением ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самары (межрайонное) №201 от 07.11.2017г. истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы по Списку № 1 - 5 лет.

Истцу не были засчитаны в специальный стаж следующие периоды ее работы: с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в производстве редких металлов, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>. Справка, подтверждающая льготный характер работы, не содержит достаточный перечень документов, подтверждающих льготный стаж. В период с <дата> по <дата> истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, данный период не засчитывается в льготный стаж. Льготная работа Лысенко Л.Г. протекала в республике Таджикистан. Для уточнения наличия института досрочных пенсий, а также обязательного подтверждения компетентным органом государства-участника соглашения, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством иностранного государства, для уточнения характера работы, уплаты страховых взносов в пенсионный фонд государства-участника соглашения, специалистами ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о Самары (межрайонное) были направлены запросы о подтверждении льготного стажа в Государственное агентство социального страхования и пенсий МТ и СЗН Республики Таджикистан. Поступивший акт проверки не подтверждает постоянную занятость в производствах перечисленных в Списке № 1 раздела ХХIV «Атомная энергетика и промышленность» подраздел 2 «Обогащение радиоактивного сырья» в условиях радиационной вредности.

Из материалов дела следует, что истец работал в периоды: с <дата> по <дата> – в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в производстве редких металлов, с <дата> по <дата> – в качестве <...>, с <дата> по <дата> – в качестве <...>, с <дата> по <дата> - в качестве <...>, с <дата> по <дата> - в качестве <...>, что подтверждается трудовой книжкой, актом от <дата>, справками уточняющими особый характер работы или условий труда необходимые для назначения льготной пенсии, архивными справками.

Из представленных документов следует, что в спорные периоды работы Лысенко Л.Г. был постоянно занят в условиях радиационной вредности в технологическом процессе по обогащению указанного сырья, что относится к категории особо вредных и особо тяжких условий труда и дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 раздел ХХIV, подраздел 2, позиция 12402000-17541 перечня «Производств, работ, профессий…», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. В указанные периоды Лысенко Л.Г. работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, исправительных работ, гособязанностей, административных отпусков, простоев предприятия, курсов повышения квалификации, работы с сокращенным (неполным) рабочем днем, совмещение профессий не было. За период с 12.10.1992 г. по 03.11.1993 г. находился в отпуске без сохранения заработной платы.

С 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако компетентные учреждения (органов) Республики Таджикистан то обстоятельство, что лица, работающие в во вредных условиях труда пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение на территории данного государства в спорный период работы Лысенко Л.Г. не подтвердили, данное обстоятельство не было подтверждено соответствующими доказательствами и истцом Лысенко Л.Г.

В справках уточняющих особый характер работы или условий труда необходимые для назначения льготной пенсии, выданных ГУП «Таджредмет» содержится ссылка на законодательство СССР, а не на законодательство республики Таджикистан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>; с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>.

Поскольку период работы Лысенко Л.Г. с <дата> по <дата> имели место на территории республики Таджикистан, то в силу приведенной выше нормы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда в Куйбышевском районе г.о. Самары
(межрайонное) включить период работы с <дата> по <дата> в специальный стаж и назначить Лысенко Л.Г. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, работающему в во вредных условиях труда соответствует требованиям пенсионного законодательства, право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ истица на момент обращения в пенсионный орган не имел.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысенко Л.Г. удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) включить в специальный стаж работы Лысенко Л.Г. периоды работы:

- с <дата> по <дата> – в качестве <...>;

- с <дата> по <дата> в качестве <...>;

- с <дата> по <дата> – в качестве <...>;

- с <дата> по <дата> – в качестве <...>;

- с <дата> по <дата> - в качестве <...>;

- с <дата> по <дата> - в качестве <...>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2018 г.

Судья Н.Н. Кузина

2-422/2018 ~ М-206/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лысенко Л.Г.
Ответчики
ГУ УПФР в Куйбышевском районе г.Самара
Другие
Лыжова А.М.
Брюханов А.О.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
02.02.2018Передача материалов судье
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2018Подготовка дела (собеседование)
27.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2018Судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Дело оформлено
30.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее