Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-652/2015 ~ М-426/2015 от 28.01.2015

Дело № 2-652/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саранск, Республика Мордовия 25 марта 2015 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания Февралевой Р.А.,

с участием в деле:

истицы Романовой В.Г., представителя истицы Романовой Е.А., действующей согласно доверенности,

ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия в лице представителя Копыловой О.С., действующей согласно доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой В. Г. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить в ее специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований указала, что 20.11.2014г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В назначении досрочной пенсии ей отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. При подсчете продолжительности специального стажа не был принят к зачету период ее работы в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы с 19.09.1986 г. по 05.10.1987 г. с указанием на то, что должность «заведующий ФАП» не дополнена наименованием специальности, и период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 01.06.2000 г. по 30.06.2000 г., в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 28 лет 08 месяцев 17 дней. Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение, и тем самым отмену права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях. Что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч.1), 2,, 18, 54 (ч.1), 55 (ч.2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Просила суд признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать включить в специальный стаж работы следующие периоды:

с 19.09.1986 г. по 05.10.1987 г. - 1 год 16 дней, период работы в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы;

с 01.06.2000 года по 30.06.2000г. (1 месяц) - нахождение в очередном оплачиваемом отпуске за период 1999-2000г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права.

17 марта 2015г. представитель истицы - Романова Е.А., действующая согласно доверенности, уточнила исковые требования, просила суд признать решение начальника управления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 31.12.2014 г. в части отказа в зачете в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении как работу в сельской местности период работы с 19.09.1986 г. по 05.10.1987 г. в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы и в страховой и специальный стаж период с 01.06.2000 года по 30.06.2000г. - нахождение в очередном оплачиваемом отпуске за период 1999-2000г. незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия включить для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в специальный стаж ее работы следующие периоды:

с 19.09.1986 г. по 05.10.1987 г. - время работы в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца;

в страховой и специальный стаж период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 01.06. по 30.06.2000 г. в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 20.11.2014 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Романовой В. Г. понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании истица Романова В.Г., ее представитель Романова Е.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Копылова О.С. относительно исковых требований возразила, пояснив при этом суду, что в назначении досрочной пенсии истице отказано законно, поскольку отсутствует необходимый для этого специальный стаж. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к нижеследующему.

Из материалов дела следует, что истица 20 ноября 2014 г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО1 от 31 декабря 2014 г. Романовой В.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 8 месяцев 17 дней.

Пунктом 2.1 указанного решения истице отказано в зачете в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении как работу в сельской местности периода работы с 19.09.1986 г. по 05.10.1987 г. (1 год 16 дней) в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы, поскольку Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395 предусматривает наименование должности «заведующий структурным подразделением» дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку. В Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.2002 г. № 781 предусмотрена должность «заведующая фельдшерско- акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Лечебная деятельность первичными документами не подтверждена. Пунктом 2.3 оспариваемого истицей решения в ее страховой и специальный стаж не включен период с 01.06.2000 г. по 30.06.2000 г. с указанием на отсутствие факта оплачиваемой работы (л.д.13).

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов

С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, исчисление стажа медицинских работников, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может производиться по условиям и нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (за периоды работы до 01 октября 1993 года), Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (за периоды до 01 ноября 1999 года), Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 (с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года).

Пунктами 1, 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее Положение от 17 декабря 1959 года), было предусмотрено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Как следует из решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж истицы, связанный с лечебной деятельности, определенный ответчиком составляет 28 лет 8 месяцев 17 дней, при требуемом стаже 30 лет.

При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до 1 ноября 1999 г. порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 г., исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца).

В стаж засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, судам необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).

Из трудовой книжки Романовой В.Г. следует, что 01 апреля 1985 г. приказом №4 от 20.03.1985г. принята в Ичалковскую центральную больницу на должность акушерки Гуляевского ФАП.

19 сентября 1986г. на основании приказа № 124 от 18.09.1986 г. она была переведена на должность заведующей Гуляевского ФАП.

05 октября 1987 г. уволена по собственному желанию в связи с переездом по месту жительства мужа КЗОТ РСФСР (приказ №133 от 01.10.1987г.)

Из материалов дела следует, что Гуляевский ФАП являлся структурной единицей Ичалковской районной больницы", который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер работы Романовой В.Г. на протяжении всего периода работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом не изменялся. Будучи руководителем ФАП, истица в спорные периоды времени, также выполняла обязанности акушерки, поскольку в спорный период в Гуляевском фельдшерско-акушерском пункте не было акушерки. Факт выполнения ею в полном объеме своих функциональных обязанностей, в том числе обязанностей акушерки, подтверждается показаниями самой истицы, а также следующими доказательствами: записями в трудовой книжке на имя истицы; положением о фельдшерско-акушерским пункте; должностной инструкцией акушеркифельдшерско-акушерского пункта.

Из представленных историй развития ребенка, находящихся на амбулаторном учете в Гуляевской ФАП следует, что Романова В.Г. в оспариваемый ею период осуществляла патронаж детей до года в качестве акушерки, что также подтверждается расчетно-платежными ведомостями Гуляевского сельского Совета из которых следует, что в спорный период после перевода Романовой В.Г. (Пресняковой) на должность заведующей в Гуляевском ФАП акушерки не имелось, а Романовой В.Г. осуществлялась доплата за совместительство.

Таким образом, судом установлено, что Романова В.Г., работая в должности заведующей ФАП в оспариваемые периоды, одновременно выполняла обязанности акушерки, относящейся к среднему медицинскому персоналу.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в силу статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что период работы Романовой В.Г. в должности заведующей Гуляевским ФАП Ичалковской центральной больницы с 19.09.1986 по 05.10.1987 г., что составляет 1 год 16 дней, подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья и так как истица работала в сельской местности, данный период подлежит зачету из расчета один год работы за один год и три месяца.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ N 5 от 22 мая 1996 г., утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 29 от 22 мая 1996 г. также предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В период с 01.06.2000 г. по 30.06.2000 г. истица находилась в очередном оплачиваемом отпуске, что подтверждается архивной копией приказа №44 МУЗ «Детская поликлиника №4» от 11 мая 2000г., следовательно, за указанный период работодатель должен был отчислять страховые взносы, в связи с чем, он подлежит включению в страховой и специальный стаж истицы в календарном исчислении.

В силу части первой статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 20 ноября 2014 г., Романова В.Г. с учетом включенных ответчиком периодов работы, а также оспариваемых им и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периодов ее работы, имела специальный стаж более 30 лет, при требуемом тридцатилетнем стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

Таким образом, у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20 ноября 2014 г.

При таких обстоятельствах заявленные истицей Романовой В.Г. требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суд признает необходимыми расходы истицы по выдаче доверенности на представителя Романову Е.А. и в этой связи, в возмещение уплаченной суммы взыскивает в ее пользу с ответчика 1 000 рублей и в возмещение расходов по оплате государственной пошлины взыскивает 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Романовой В. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 31 декабря 2014 года в части не включения в специальный стаж Романовой В.Г. периодов ее работы и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Романовой В. Г. период работы с 19 сентября 1986 года по 05 октября 1987 года в должности заведующей Гуляевского ФАП Ичалковской центральной больницы в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Романовой В. Г. в страховой и специальный стаж период нахождения ее в очередном оплачиваемом отпуске с 01 июня по 30 июня 2000 года в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Романовой В. Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20 ноября 2014г.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Романовой В. Г. 1 300 (одна тысяча триста) рублей в возмещение судебных расходов.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия З.В. Крысина

Справка.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2015 года.

Судья З.В. Крысина

1версия для печати

2-652/2015 ~ М-426/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романова Валентина Геннадьевна
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
Другие
Романова Екатерина Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Крысина Зинаида Васильевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
30.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2015Подготовка дела (собеседование)
18.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2015Судебное заседание
25.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2015Дело оформлено
16.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее