Дело №2-1118\2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] . Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Спириной И.В. при секретаре Прохоровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Г. Г. к ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Н.Новгорода о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда
у с т а н о в и л:
Истец Шевченко Г.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанности включить в общий трудовой стаж период ухода за двумя детьми с [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] . и с [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] ., определить коэффициент за полный календарный год иного периода 3.6, обязать произвести перерасчет трудового стажа в пользу истца, перерасчет страховой пенсии по старости в ее пользу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 руб
В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменила исковые требования, просит обязать ответчика включить в ее общий трудовой стаж период по уходу за ребенком с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ; периоды проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту в ВС РФ с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] . и с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ., обязать произвести перерасчет страховой пенсии по старости с [ 00.00.0000 ] ; взыскать с ответчика в компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что на основании Федерального Закона № 76 от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.4 «Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными...».
До 2002 года, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, при назначении пенсии учитывался общий трудовой стаж, потому пенсионные права, сформировавшиеся до 2002 года, учитываются с учетом общего трудового стажа. Исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно Приказу Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно пункту 1 Постановления Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 № 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с Разъяснением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 № 4) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2003 № 5284) при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
По смыслу приведенного законоположения, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволяющего засчитывать такие периоды в стаж.
До установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от [ 00.00.0000 ] г. №[ № ], которое регламентировало включение периодов учебы в трудовой стаж до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии со ст. 1 п. 2 N 18-ФЗ от 21.03.2005 г. Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за нестраховые периоды - период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №427-ФЗ).
Женщины, вышедшие на пенсию до 1 января 2015 года и родившие детей, имеют право на перерасчет пенсии с учетом периодов по уходу за детьми.
В процессе рассмотрения дела окончательно объем исковых требований истец сформировала следующим образом: истец просит обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] . с учетом периода ухода за ребенком [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] ., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. (л.д.
В судебном заседании истец Шевченко Г.Г. заявленные требования поддержала, указав, что при обращении за назначением пенсии в [ 00.00.0000 ] . ей при исчислении стажа не учли период ухода за ребенком [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] ., данный период был учтен только после ее обращения в пенсионный фонд в [ 00.00.0000 ] . Полагает, что такое право у нее возникло с [ 00.00.0000 ] ., в связи с чем назначенная пенсия по старости подлежит перерасчету.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Н.Новгорода Фадеева Е.А. (по доверенности) исковые требования Шевченко Г.Г. не признала, представила письменные возражения на иск, указав, что при обращении первоначально с заявлением о назначении пенсии истцом было представлено свидетельство о рождении лишь одного ребенка, свидетельство о рождении второго ребенка в материалах пенсионного дела не имеется, истцом не представлено доказательств, что данный документ в [ 00.00.0000 ] . в пенсионный фонд сдавался, в [ 00.00.0000 ] . истец обратилась за перерасчетом, представив оба свидетельства о рождении детей, в связи с чем в [ 00.00.0000 ] . ей и был произведен перерасчет, учтены оба периода ухода за детьми, также были учтены периоды проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту в ВС РФ, с [ 00.00.0000 ] по 06[ 00.00.0000 ] . и с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ., оснований для перерасчета за период с [ 00.00.0000 ] . по [ 00.00.0000 ] . не имеется, поскольку перерасчет производится только на основании заявления, такое заявление от истца поступило в [ 00.00.0000 ] . Считает, что пенсионным фондом права истца не нарушены, в связи с чем правовых оснований для компенсации морального вреда не имеется, просит в иске Шевченко Г.Г. отказать.
Выслушав объяснения сторон, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.39 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности., и иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
С [ 00.00.0000 ] вступил в силу ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии со ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях» «1.Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом…
3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ».
Судом установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по старости с [ 00.00.0000 ] ., пенсия назначена с учетом периодов проживания с мужем-военнослужащим
Решение пенсионного органа о назначении пенсии с [ 00.00.0000 ] . истцом в установленном порядке не оспаривалось.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (за исключением частей 14 и 15 статьи 17 данного Федерального закона).
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу положений ст.3 указанного ФЗ «1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
Согласно ст.6 ФЗ «О страховых пенсиях», «В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Постановлением Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонд; Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002 утверждены Правила обращения за пенсией назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Данные Правила регулировали процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую. Как следует из п. 5 указанных Правил, обращение за пенсией - это подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии. Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, предусмотрел, что перерасчет размера трудовых пенсий в сторону увеличения осуществляется пенсионным органом лишь при условии обращения пенсионера с соответствующим заявлением с приложением всех необходимых для такого перерасчета документов. Без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и документами перерасчет трудовой пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Аналогичный порядок установлен и ФЗ «О страховых пенсиях ».
Судом установлено, что с 2006г. до 2017г. истец в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии не обращалась.
Согласно ст.18 указанного ФЗ «2. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О страховых пенсиях», 1. Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК,
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
9. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
10. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:
где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;
СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на [ 00.00.0000 ] года, равная 64 рублям 10 копейкам.
12. Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8. Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:
(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 437-ФЗ)
1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
Судом установлено, обращение за перерасчетом пенсии имело место [ 00.00.0000 ] ., когда истец обратилась с заявлением о перерасчете пенсии на основании п.1 ч.2 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях» и приложила к заявлению копии свидетельств о рождении детей.
Федеральный закон от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджет, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» предусматривает порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с включением в страховой стаж нестраховых периодов.
Возмещение нестраховых периодов имеет своей целью компенсировать гражданину период, в который он был лишен возможности трудиться, и у него не формировался расчетный пенсионный капитал, необходимый для определения размера пенсии.
Судом установлено, что ответчиком произведен перерасчет страховой части пенсии с [ 00.00.0000 ] . с учетом нестраховых периодов по уходу за детьми исходя из индивидуального пенсионного коэффициента в размере 8.1 ( 2.7 – на первого ребенка, 5.4 – на второго).
Поскольку истец с заявлением о перерасчете пенсии обратилась в [ 00.00.0000 ] . ее требования о перерасчете пенсии с учетом нестраховых периодов по уходу за детьми за период с [ 00.00.0000 ] . [ 00.00.0000 ] . удовлетворению не подлежит, так как не основано на нормах действующего законодательства.
Истец просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вред в размере 5000 руб.
В соответствии со ст.151 ГК РФ «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».
Данная статья предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага…
Поскольку судом не установлено, что действиями ответчика причинен вред неимущественным правам истца, то его требования в части компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, причинения ему ответчиком нравственных и физических страданий.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шевченко Г. Г. к ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Н.Новгорода о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья И.В.Спирина