Дело № 5-165/2021
УИД: № 66RS0010-01-2020-006192-68
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Н.Тагила Свердловской области
Адрес суда: Свердловская область, г. Н.Тагил, ул. Металлургов, д. 40
05 февраля 2021 года судья Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области Гусева Ю.В.,
с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, И. и Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. В.В.Тетюхина» (юридический адрес: ...), привлекавшегося ранее к административной ответственности по главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
27.11.2020 в 10:00 по результатам проведенного ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Ш. эпидемиологического расследования в обществе с ограниченной ответственностью «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. В.В.Тетюхина» (далее – ООО «УКЛРЦ»), расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Уральский, 55, установлено, что организацией допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, которое выразилось в том, что организацией нарушаются правила разведения дезинфицирующего средства «Пероксидез» рабочий раствор 0,5% - взятая проба не соответствует требованиям инструкции по применению в рамках заявленной концентрации по показателю «Массовая доля перекиси водорода», составившему 0,0355% при норме 0,08-0,10%, что является нарушением пункта 1.1. раздела 2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПин 2.1.3.2630-10 и пункта 3.4 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (далее - СП 3.5.1378-03).
03.12.2020 по факту выявленного нарушения в отношении ООО «УКЛРЦ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Защитник И. в судебном заседании вину юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения не признала и, указала, что в ходе проведенного Территориальным отделом Роспотребнадзора эпидемиологического расследования причинно-следственная связь между зарегистрированными диагнозами COVID-19 (у 45 человек) и возможным наличием возбудителей (условно-патогенной флоры, других несоответствий нормативам) на территории ООО «УКЛРЦ» не установлена. По результатам лабораторных исследований смывов с объектов внешней среды определяемые показатели Стафилококк, БГКП, РНК коронавируса 2019-nCoV не были обнаружены, что свидетельствует о качественно проводимых дезинфекционных мероприятиях и соответствует положениям пункта 3.4 раздела 3 СанПин 2.1.3.2630-10. Отсутствие на объектах внешней среды возбудителя 2019-nCoV является доказательством отсутствия возможности реализации путем передачи инфекции в условиях ООО «УКЛРЦ» через объекты окружающей среды и, соответственно, отсутствия причинно-следственной связи между зарегистрированными случаями заболевания у пациентов и персонала.
Используемое в ООО «УКЛРЦ» дезинфицирующее средство «Пероксидез» применяется в соответствии с инструкцией № 13/16, согласованной руководителем ИЛЦ ГУП МГЦД Фадеевым М.А. 23.12.2016, согласно которой раствор готового средства в концентрации 0,25% используется при режиме дезинфекции объектов окружающей среды при вирусных инфекциях. Массовая доля действующего вещества в растворе в размере 0,04% соответствует концентрации рабочего раствора 0,25%, который и используется в организации. По какой причине в акте отбора пробы этого раствора заявленная концентрация указана 0,5%, не известно, поскольку раствор такой концентрации в организации вообще не используется. Указанное дезинфицирующее средство изготавливается механизированным способом посредством специальной установки. Полагает, что проверяющим должностным лицом Роспотребнадзора не проанализированы и не сопоставлены лабораторные данные проведенного исследования дезинфицирующего средства «Пероксидез» по массовой доле перекиси водорода в размере 0,04% на предмет их соответствия требованиям инструкции производителя и требованиям нормативных документов, регламентирующих проведение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
Ввиду не установления и не доказанности факта нарушения ООО «УКЛРЦ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Позиция защитника И. разделена другим защитником – Т., которая дополнительно указала, что в соответствии с положениями СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», отбор проб для лабораторного исследования должен проводиться специально обученным лицом. Она (Топычканова Е.В.) в ООО «УКЛРЦ» является таковым лицом, имеет соответствующее разрешение, но на отбор проб приглашена не была. Полагает, что дезинфицирующее средство должно было быть проверено на предмет его соответствия требованиями ГОСТа и руководства по использованию, а не инструкции.
Опрошенный в судебном заседании специалист-эксперт Роспотребнадзора Ш., составлявший в отношении ООО «УКЛРЦ» протокол об административном правонарушении, отвечая на вопросы судьи, указал, что в переданную им сотруднику ООО «УКЛРЦ», присутствовавшему при отборе пробы дезинфицирующего средства, была передана емкость, в которую это вещество был налито. Сотрудник ООО «УКЛРЦ» сообщил концентрацию вещества 0,5% и дату приготовления – 22.10.2020. Именно эти данные были записаны в акт отбора проб. Маркировка на емкости с этим веществом соответствовала сообщенным сведениям.
Заслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Закон №52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Закона № 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 2 СанПин 2.1.3.2630-10 (действовавшего на момент совершения вменяемого юридическому лицу правонарушения), в целях профилактики внутрибольничных инфекций в медицинской организации осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживанию, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. Ответственность за организацию и проведение дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) и стерилизационных (предстерилизационная очистка, стерилизация) мероприятий, а также за обучение персонала по данным вопросам несет руководитель ООМД, который руководствуется настоящими санитарными правилами и другими действующими нормативно-методическими документами.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» СанПин 2.1.3.2630-10 включен в перечень таковых под порядковым номером 1136.
Согласно п. 3.4 СП 3.5.1378-03 профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство.
Вместе с тем, как следует из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, ООО «УКЛРЦ» нарушаются правила разведения дезинфицирующего средства «Пероксидез» рабочий раствор 0,5%, о чем свидетельствует несоответствие требованиям инструкции по применению взятой пробы этого вещества по показателю «Массовая доля перекиси водорода», составившему 0,0355% при норме 0,08-0,10%.
Вина ООО «УКЛРЦ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 03.12.2020, соответствующим по форме и содержанию требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- приказом заместителя руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 01-04/968 от 22.10.2020 о проведении эпидемического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни в ООО «УКЛРЦ»;
- актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни от 27.11.2020, в котором отражено выявленное в ходе эпидемиологического расследования нарушение санитарно-эпидемиологических требований – п. 1.1 раздела 2 СанПин 2.1.3.2630-10 и п. 3.4 СП 3.5.1378-03, выразившееся в нарушении правил разведения дезинфицирующего средства «Пероксидез», о чем свидетельствует несоответствие рабочего раствора 0,5% требованиям инструкции по применению в рамках заявленной концентрации по показателю «Массовая доля перекиси водорода»;
- предписанием о проведении экспертизы № 66-09-17/02-39755-2020 от 22.10.2020 с программой лабораторных испытаний;
- актом отбора дезинфицирующих средств, растворов без № от 22.10.2020, согласно которому в этот день в 14:45 в ООО «УКЛРЦ» отобрана проба 0,5 % рабочего раствора дезинфицирующего средства «Пероксидез» в объеме 300 мл, изготовленного 22.10.2020 в целях проверки на предмет соответствия инструкции по применению. В акте имеется подпись представителя ООО «УКЛРЦ», в присутствии которого проводился отбор пробы, - главной медицинской сестры Л.;
- протоколом лабораторных испытаний № 9.26241 от 23.10.2020, из которого следует, что массовая доля перекиси водорода в представленной на исследование пробе 0,5 % рабочего раствора дезинфицирующего средства «Пероксидез» составила 0,0355% при величине норматива 0,08%-0,10%;
- экспертным заключением № 9.26241 от 23.10.2020, согласно которому проба 0,5% рабочего раствора дезинфицирующего средства «Пероксидез» не соответствует требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 и СП 3.5.1378-03;
- предписанием № 66-09-17/16-41622-2020 от 27.11.2020 об устранении выявленного нарушения, сроком исполнения до 23.12.2020;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что ООО «УКЛРЦ» является организацией, основным видом деятельности которой является деятельность больничных организаций. Организация действующая, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения протокола судьей.
Совокупность представленных доказательств позволяет прийти к выводу о доказанности факта совершения ООО «УКЛРЦ» вменяемого административного правонарушения.
Оснований не доверять исследованным доказательствам у судьи не имеется. Представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, собраны в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «УКЛРЦ». Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, не представлено.
При таких обстоятельствах, судья считает доказанной вину ООО «УКЛРЦ» в совершении административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-эпидемиологических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Доводы защитников, приведенные в судебном заседании, судья считает не состоятельным ввиду следующего.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наступления каких-либо негативных последствий, в связи с чем, установление причинно-следственной связи между выявленным нарушением и зарегистрированными случаями заболевания у пациентов и персонала ООО «УКЛРЦ» для рассматриваемого состава не требуется.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологического расследования установлен ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» и, в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении он был соблюден.
Отбор проб дезинфицирующего средства «Пероксдез», вопреки доводу защитника Т. был проведен надлежащим образом, поскольку положения СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. В рассматриваемом деле отбор проб производился в рамках эпидемиологического расследования.
Не может опровергать то обстоятельство, что 22.10.2020 должностным лицом Роспотребнадзора был отобрана проба именно 0,5% рабочего раствора дезинфицирующего средства «Пероксидез», представленная защитником И. копия журнала разведения дезинфицирующих растворов, согласно которому 22.10.2020 «Пероксидез» концентрацией 0,5% не готовился, поскольку, само дезинфицирующее средство в емкость для отбора проб наливал сотрудник ООО «УКЛРЦ», который и сообщал должностному лицу Роспотребнадзора концентрацию этого вещества. Сообщенные сведения были зафиксированы в акте отбора проб, с содержанием которого представитель ООО «УКЛРЦ» согласился, удостоверив это своей подписью. Кроме того, судья не исключает приготовление раствора «вручную», а не посредством автоматической установки. Кроме того, организации вменяют именно нарушение правил разведения раствора, что в целом содержание указанного журнала ни опровергать, ни подтверждать не может.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «УКЛРЦ» судьей не установлено.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УКЛРЦ» признаков малозначительности.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, судья признает, что совершенное ООО «УКЛРЦ» правонарушение относится к формальному составу, и принимает во внимание то обстоятельство, что оно в конкретном рассмотренном случае не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениях, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, и никаких существенных негативных последний от допущенного нарушения не наступило. Косвенно, об этом свидетельствует отсутствие на смывах с объектов внешней среды определяемых показателей Стафилококк, БГКП, РНК коронавируса 2019-nCoV, что, в свою очередь, в целом может свидетельствовать о том, что дезинфекция помещений ООО «УКЛРЦ» проводится надлежащим образом.
Таким образом, при наличии формально всех признаков состава административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также отсутствие вреда, угрозы его причинения, иных негативных последствий, считаю возможным освободить общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь статьям 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административного правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. В.В. Тетюхина» на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с малозначительностью правонарушения, объявив устное замечание.
Постановление может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня получения копии постановления в Свердловский областной суд через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Судья - Ю.В. Гусева