Копия
<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е. В.,
при секретаре Смольяновой А. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску ФИО2 к ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары о включении периода работы в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию,
Установил:
Истица ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара отказало ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С данным решением ответчика ФИО2 не согласна, поскольку считает, что исключенные ответчиком периоды из специального стажа подлежат включению в специальный стаж.
Так, в отношении периода с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве медицинской сестры в отделении новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>» истица указала, что период исключен ответчиком, поскольку согласно акту документальной проверки ООППЗЛ ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от 16.12.2019г. в указанный период по документам отсутствует оплата за отработанное время. Однако, истица в указанный период осуществляла трудовую деятельность в указанном медицинском учреждении, не находилась в отпуске без сохранения заработной платы и отсутствовали иные основания для не выплаты заработной платы. При этом обязанность по предоставлению в ПФ необходимых сведений и отчислению страховых взносов возложена на работодателя и их не предоставление работодателем не может ущемлять пенсионные права истицы, следовательно, указанный период подлежит включению в ее специальный стаж.
Также ответчик не включил в специальный стаж периоды с <данные изъяты>. работы в качестве процедурной медицинской сестры процедурных кабинетов Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты>. работы в должности медицинской сестры педиатрического отделения стационара Обособленного структурного подразделения <данные изъяты>», поскольку наименование организации и ее структурные подразделения не поименованы Списками структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №. Кроме того, указанная организация, как имеющая льготные рабочие места, в отделе ОППЗЛ на льготном учете не состоит, наблюдательное дело отсутствует. В выписке из ИЛС заявителя указанные периоды работодателем квалифицированы без кода льготы.
Истица не согласна с указанными доводами ответчика, поскольку согласно трудовой книжке ФИО2 работала в должности процедурной медицинской сестры Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты> (лечебно-профилактическое отделение) и с <данные изъяты>», следовательно, в решении ответчиком неверно указаны периоды работы истицы.
Кроме того, по мнению истицы, само по себе отсутствие наименования конкретного учреждения здравоохранения в Постановлении № не может являться основанием для исключения спорных периодов из специального стажа, поскольку данный перечень не является исчерпывающим. При этом согласно разъяснениям действующего законодательства, в специальный медицинский стаж подлежит включению не только работа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и в частных учреждениях. Кроме того, для разрешения вопроса о включении спорного периода работы в специальный медицинский стаж, значение имеет выполняемая работа, сопряженная с неблагоприятным взаимодействием различных факторов, повышенной нагрузкой, характером труда, следовательно, при разрешении вопроса о включении периодов работы в <данные изъяты> необходимо установить тождественность выполняемых истицей работ работам, выполняемым в учреждениях, указанных в Постановлении №, на соответствующих должностях. При этом ЗАО <данные изъяты>» является юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, а при сравнении должностных инструкций медицинской сестры палатной педиатрического отделения для новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>», периоды работы в котором включены в специальный стаж истицы, и медицинской сестры Обособленного подразделения <данные изъяты>» следует, что требования к лицу, занимающему указанные должности, аналогичны. Тождественны и функциональные обязанности медицинской сестры в указанных организациях: выполнение назначенных лечащим врачом процедур, обеспечение инфекционной безопасности, оказание первой доврачебной помощи и другое. Таким образом, на основании анализа указанных документов следует вывод о тождественности выполняемой работы на должности медицинской сестры в ГБУЗ СО «<данные изъяты>».
Согласно картам специальной оценки условий труда старшей медицинской сестры и медицинской сестры в ЗАО «<данные изъяты>» следует, что работникам, занятым в указанных должностях, предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение на основании Постановления №, в связи с чем, истица считает, что спорные периоды работы в ЗАО «<данные изъяты>» подлежат включению в ее специальный стаж.
В специальный стаж ответчиком также не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 23.ДД.ММ.ГГГГ., на основании п. 21 Постановления от 1996г., однако, поскольку в указанные периоды истица работала в ГБУЗ СО «<данные изъяты> данные периоды включены в специальный стаж, за ней сохранялось рабочее место, по мнению истицы, периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми также подлежат включению в специальный медицинский стаж.
Указала, что ответчиком исключены из ее специального медицинского стажа, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ. – помывка;
- ДД.ММ.ГГГГ. – нахождения на курсах повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ. – учебный отпуск, поскольку вышеуказанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №, с чем истица не согласна.
Истица ФИО2 указала, что периоды плановых дезинфекций (помывок) являются мероприятиями, осуществляющимися регулярно на основании графика профилактических дезинфекций, утверждаемых Министерством здравоохранения <адрес>. О закрытии медицинского учреждения на плановую дезинфекцию издается приказ, который прямо предусматривает, что указанное мероприятие осуществляется силами сотрудников медицинского учреждения, с оставлением их на рабочих местах. Данные мероприятия являются обязательными, плановыми, соответственно являются неотъемлемой частью работы медицинского работника. В указанный период производится выплата заработной платы и работодателем осуществляется отчисление страховых взносов, следовательно, указанные периоды также подлежат включению в ее специальный стаж.
Относительно периодов нахождения на курсах повышения квалификации отметила, что в соответствии с действующим законодательством в указанный период за работником сохраняется его рабочее место, производится выплата средней заработной платы. При этом в указанные периоды истицей освоен полный объем программ по теоретической и практической подготовке, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Указала, что ответчиком исключен период с <данные изъяты>. – простой, вместе с тем, указанный период подлежит включению в специальный медицинский стаж, поскольку он не отражен в ее трудовой книжке, а также в указанный период производилось отчисление страховых взносов.
На основании изложенного, истица ФИО2 просила суд обязать ответчика ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара включить в ее специальный стаж следующие периоды: с <данные изъяты>. работа в качестве медицинской сестры в отделении новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>»; с <данные изъяты>. работа в качестве процедурной медицинской сестры процедурных кабинетов Обособленного структурного подразделения «Детской <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ. работа в качестве старшей медицинской сестры педиатрического отделения стационара Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты>»; с 23.ДД.ММ.ГГГГ. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.; с ДД.ММ.ГГГГ. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.; с 22<данные изъяты>. периоды помывок; с <данные изъяты>. нахождения на курсах повышения квалификации; с <данные изъяты>. учебный отпуск; с ДД.ММ.ГГГГ. период простоя и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица ФИО2, представитель – адвокат ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные описательной части решения и письменным дополнениям к исковому заявлению. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара по доверенности ФИО6 исковые требования ФИО2 не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (п. 1 ст. 7; п. 1, п. 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию согласно п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, утвердившее Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Приложение к Правилам "Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев".
До вступления в законную силу вышеназванного Постановления Правительства РФ при исчислении специального трудового стажа медицинским работникам в льготном порядке за периоды работы до 01.11.1999г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья население дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464.
За периоды работы после 01.11.1999г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 применялся Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ истице ФИО2 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Комиссия отказала в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО2, поскольку ее документально подтвержденный медицинский стаж на дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ.) за досрочным назначением страховой пенсии по старости составил 20 лет 07 месяцев 18 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 30 лет.
Истица ФИО2 не согласилась с указанным решением ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, в связи с чем, обратилась с вышеуказанными требованиями о включении спорных периодов в специальный стаж, при разрешении которых суд приходит к следующим выводам.
При разрешении исковых требований ФИО2 о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве медицинской сестры в отделении новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>» следует руководствоваться следующими положениями действующего законодательства.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В соответствии с разъяснениями, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно решению органа пенсионного обеспечения указанный период работы исключен из специального стажа ФИО2, поскольку согласно акту документальной проверки ООППЗЛ ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. по документам за данный период отсутствует оплата за отработанное время. С указанным выводом органа пенсионного обеспечения суд соглашается и считает его законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно копии трудовой книжки АТ-V № на имя истицы ФИО2 (до брака ФИО8., в указанный спорный период ФИО2 исполняла должностные обязанности медицинской сестры отделения новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>».
В соответствии со справкой <данные изъяты>», предоставленной истицей ФИО2, с января по июль <данные изъяты> А. Семашко» не производил ФИО2 начисление заработной платы за фактически отработанное время. При этом, в указанном документе в качестве примечания указано, что с октября 1996г. по июнь 1999г. ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Указанная справка выдана на основании лицевых счетов за ДД.ММ.ГГГГ….
При этом установлено, что ФИО2 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ. под страховым номером индивидуального лицевого счета №.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2, работодатель ГБУЗ СО «<данные изъяты>. работу истицы в должности «медсестра» квалифицирует без указания на наличие особых условий труда (т.е. без указания кода льготы на досрочное пенсионное обеспечение), в качестве дополнительных сведений указывает «дети». При этом истицей не представлены допустимые документальные доказательства (лицевые счета, расчетные листы и другое), подтверждающие, что работодатель ГБУЗ СО «<данные изъяты>» в спорный период производил ФИО2 выплату заработной платы за отработанное ею рабочее время на 1 ставке медицинской сестры.
Таким образом, установлено, что истица ФИО2, занимая должность медицинской сестры в спорный период с 22ДД.ММ.ГГГГ., не получала заработную плату в связи с занятостью с особыми условиями труда, напротив, согласно выписке из ИЛС сведения о стаже работы в спорный период указаны страхователем (работодателем) без кода льготы и квалифицированы как «дети», то есть работодатель ГБУЗ СО «<данные изъяты>» не подтверждает льготный характер работы истицы ФИО2 в спорный период, при этом, доказательств получения заработной платы в связи с отработанным рабочем временем по ставке медицинской сестры материалы дела не содержат, следовательно, требование ФИО2 о включении в ее специальный медицинский стаж периода работы с 22.06.1999г. по 02.07.1999г. в качестве медицинской сестры в отделении новорожденных ГБУЗ СО <данные изъяты>», в силу п. 4 Правил № от 29.10.2002г., незаконно, необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Что касается включения в специальный стаж истицы периодов работы в структурных подразделениях <данные изъяты>», то при разрешении указанных требований установлено следующее.
ГУ УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара не засчитал в специальный стал ФИО2 периоды с ДД.ММ.ГГГГ. работы в качестве процедурной медицинской сестры процедурных кабинетов обособленного структурного подразделения «Детской поликлиники ИДК» <данные изъяты>. по ДД.ММ.ГГГГ. работы в качестве старшей медицинской сестры педиатрического отделения стационара Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты>», поскольку согласно информационному письму ООППЗЛ ГУ УПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от 05.09.2019г. №Л-1434-4 работа в данной организации не засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как наименование организации и ее структурные подразделения не соответствуют Спискам структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.202г. №. Также, указанная организация, как имеющая льготные рабочие места, в отделении ОППЗЛ на льготном учете не состоит, наблюдательное дело отсутствует. При этом в выписке из ИЛС ФИО2 указанные периоды работодателем квалифицированы без кода льготной работы. Таким образом, оценивая приведенные органом пенсионного обеспечения доводы о невозможности включения указанных спорных периодов в специальный стаж истицы, суд полагает, что указанное решение ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом "н" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Так, согласно копии трудовой книжки на имя ФИО2 в спорные периоды имеются следующие сведения о трудовой деятельности истицы, а именно: запись № – от 06ДД.ММ.ГГГГ. о принятии в <данные изъяты>» на должность медицинской сестры процедурной в лечебно-профилактическое отделение Обособленное структурное подразделение «Детская поликлиника ИДК»; запись № - от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении трудового договора по инициативе работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ; …. № – от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии в <данные изъяты>» в процедурные кабинеты структурного подразделения «Детская поликлиника ИДК» медицинской сестрой процедурной.
Из вкладыша в трудовую книжку на имя истицы ФИО2 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 переведена в Обособленное структурное подразделение «Клинический госпиталь ИДК» стационар педиатрическое отделение старшей медицинской сестрой; с ДД.ММ.ГГГГ. переведена в обособленное структурное подразделение «Клинический госпиталь ИДК» поликлиника детского поликлинического отделения медицинской сестрой; с <данные изъяты>. переведена в обособленное структурное подразделение «<данные изъяты>» поликлинику детское поликлиническое отделение старшей медицинской сестрой и продолжает работать в указанной должности по настоящее время.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры Обособленного подразделения «<данные изъяты>., на должность медицинской сестры назначается специалист с законченным средним медицинским образованием по специальности «сестринское дело», имеющий соответствующий диплом, сертификат специалиста по специальности «сестринское дело» или «сестринское дело в педиатрии» и стаж работы не менее трех лет. В функциональные обязанности медицинской сестры входит: … обеспечение инфекционной безопасности; взятие крови для исследования и отправления ее в лабораторию; … выполнение назначенных лечащим врачом процедур; введение лекарственных препаратов, согласно назначению врача…
Из должностной инструкции старшей медицинской сестры <данные изъяты>. следует, что в должностные обязанности входит планирование деятельности медицинских сестер отделения и контроль выполнения ими поставленных задач; контроль соблюдения медицинских стандартов деятельности медсестрами отделения; составление графиков работы медицинских сестер…..
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ выданной <данные изъяты>», ФИО2 работала в указанной организации в должности медицинской сестры процедурной процедурных кабинетов Обособленного структурного подразделения <данные изъяты>., была занята на полной ставке и работала полный рабочий день; с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинская сестра процедурная процедурных кабинетов Обособленного структурного подразделения «Детская поликлиника ИДК», была занята на полной ставке и работала полный рабочий день; с 26ДД.ММ.ГГГГ. в должности старшая медицинская сестра педиатрического отделения стационара Обособленного структурного подразделения «Клинический госпиталь ИДК», была занята на полной ставке и работала полный рабочий день; с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры детского поликлинического отделения поликлиники Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты>», была занята на полной ставке и работала полный рабочий день; с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время в должности старшей медицинской сестры детского поликлинического отделения поликлиники Обособленного структурного подразделения «<данные изъяты>», занята на полной ставке и работает полный рабочий день. Работодатель подтверждает, что специальный медицинский стаж ФИО2, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 3 года 8 мес. 4 дня.
В материалы дела представлены карты специальной оценки труда медицинской сестры и старшей медицинской сестры <данные изъяты>» структурного подразделения ОСП «Клинический госпиталь ИДК» поликлиника детское поликлиническое отделение от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым итоговый класс условий труда с учетом тяжести и напряженности составляет – 2 класс, протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса старшей медицинской сестры и медицинской сестры ЗАО «Медицинская компания ИДК» структурного подразделения ОСП «Клинический госпиталь ИДК» поликлиника детское поликлиническое отделение, подтверждающие второй класс опасности условий труда.
Вместе с тем, согласно информации ГУ УПФР в Октябрьском и <адрес>х г.о. Самара от 06.09.2019г., организация ДД.ММ.ГГГГ» на льготном учете в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц в Управлении не состоит, наблюдательное дело в отношении организации отсутствует. Работа в <данные изъяты> не засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № «О страховых пенсиях», так как наименование организации и ее структурных подразделений не соответствует спискам структурных подразделений согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №. Индивидуальные сведения с указанием страхового сажа обозначены обычными условиями.
В соответствии с выпиской из ИЛС ФИО2 за спорный период, страхователь ДД.ММ.ГГГГ» квалифицирует работу ФИО2 как нормальная работа, без указания кода льготы, не подтверждая условия для досрочного назначения страховой пенсии.
Между тем, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных в Списках.
Из Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность медицинской сестры, но в разделе "Наименование учреждений" такое наименования учреждения как закрытое акционерное общество не предусмотрено.
В соответствии со ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ч. 1). Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (ч. 3).
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Из изложенного следует, что акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013г. N 529н, акционерные общества в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, обособленные подразделения закрытого акционерного общества не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 и Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013г. N 529н, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Устанавливая в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда, в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1920-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 514-О).
При таких обстоятельствах, следует вывод, что орган пенсионного обеспечения закономерно не включил в специальный медицинский стаж истицы ФИО2 периоды ее работы с <данные изъяты>. в структурных подразделениях ЗАО «<данные изъяты>», в связи с чем, следует вывод об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 во включении указанных периодов работы в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры в ЗАО «<данные изъяты>» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. При этом, доводы истицы о тождественности указанной работы с работой, выполняемой ею в ГБУЗ СО «<данные изъяты>», засчитанной ответчиком в специальный стаж, отклоняются судом, поскольку факт занятости и выполнения истицей лечебной и иной работы, связанной с охраной здоровья населения, не оспаривается, в данном случае отсутствует второе условие необходимое для включения спорных периодов в специальный медицинский стаж, а именно организационно-правовая форма работодателя, которая в данном случае не соответствует Списку, следовательно, лечебная работа в указанной организации не подлежит включению в специальный стаж. При этом установление тождества не допустимо.
Требования истицы ФИО2 о включении в ее специальный стаж периодов помывок с 22.<данные изъяты>. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в указанные периоды осуществлялась помывка (плановая дезинфекция) помещений роддома, в связи с чем, ГБУЗ СО «СГКБ № им. ФИО4» было закрыто для приема рожениц.
В обоснование заявленных требований, истица ФИО2 ссылается на то обстоятельство, что закрытие больницы на период дезинфекции осуществлялось вне зависимости от ее воли, при этом, в указанные периоды она осуществляла дезинфекцию помещений больницы и медицинского оборудования, что прямо относится к лечебной деятельности и ее должностным обязанностям.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В соответствии с разъяснениями, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
При этом, закрытие родильных домов для проведения ежегодной профилактической санитарно-гигиенической обработки и дезинфекции в спорный период предусмотрено Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах" и Инструкцией по организации и проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в акушерских стационарах (Постановление Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность").
В соответствии с п. 2.4 гл. IV Санитарных правил акушерский стационар (отделение) не менее одного раза в год должен закрываться для проведения плановой дезинфекции, в том числе (при необходимости) для текущего ремонта (не менее чем на 14 календарных дней). График проведения плановой дезинфекции родильных домов и акушерских отделений государственных бюджетных учреждений утверждается ежегодно министерствами здравоохранения субъектов РФ.
С учетом того, что закрытие родильных домов (акушерских пунктов) происходит в силу реализации положений нормативных актов, простой родильного дома следует квалифицировать как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работников.
Таким образом, в период проведения дезинфекции медицинские (иные) работники не могут выполнять свои прямые обязанности, обусловленные трудовым договором, в связи с чем, с целью сохранения трудовых прав работников им выплачивается заработная плата за исполнение иной работы, не связанной осуществлением лечебной деятельности.
Из представленных доказательств не следует, что в периоды закрытия родильного дома ГБУЗ СО «<данные изъяты>» ФИО2 осуществляла деятельность, предусмотренную Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых является основанием для досрочного назначения пенсии по старости. Согласно должностной инструкции медицинской сестры палатной ГБУЗ СО «<данные изъяты>», медсестра соблюдает правила септики и антисептики в отделении при осуществлении своих должностных обязанностей, при этом, санитарная и дезинфекционная обработка помещений всего родильного дома не входит в должностные обязанности медицинской сестры.
При этом согласно справке № от 29.10.2019г., уточняющей занятость, работодатель ГБУЗ СО « <данные изъяты>» квалифицирует периоды помывок роддома с <данные изъяты>., как отвлечения, не подлежащие включению в специальный стаж ФИО2, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 11.07.2002г.
Таким образом, из материалов дела следует, что в указанные периоды за истицей ФИО2 действительно сохранялась средняя заработная плата, однако, доказательств того, что в указанные периоды истица осуществляла должностные обязанности медицинской сестры в отделении новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>» не представлено, следовательно, по мнению суда, спорные периоды помывок не подлежат включению в специальный медицинский стаж ФИО2, в связи с чем, требования о включении в специальный стаж периодов с <данные изъяты>. не законны, не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
По приведенным основаниям не подлежит включению период с <данные изъяты>., исключенный ответчиком как простой, поскольку согласно приказу № от 16.12.2010г. ММУ «<данные изъяты>» объявлен простой отделения акушерского обсервационного подразделения анестезиологии реанимации родительного дома, педиатрического отделения для новорожденных детей с 18.12.2010г., при этом заработная плата подлежащая выплате работникам в указанный период определена в размере 2/3 от среднего заработка. Таким образом, в указанный спорный период ГБУЗ СО «<данные изъяты>» также было закрыто на плановую помывку, следовательно, истица ФИО2 не исполняла в указанный период должностные обязанности медицинской сестры, в связи с чем, у суда не имеется объективных, законных оснований для удовлетворения указанного требования истицы ФИО2 о включении в специальный стаж спорного периода простоя.
Что касается требования ФИО2 о включении в ее специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. и с ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. то, по мнению суда, оно также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО1" статья 167 Кодекса законов о труде ФИО1 предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
Из материалов дела следует, что с 23.<данные изъяты>. истица ФИО2, занимая должность медицинской сестры в отделении для новорожденных ГБУЗ СО «<данные изъяты>», находилась в отпусках по уходу за ребенком.
При этом согласно справке № от 29.10.2019г. ГБУЗ СО «<данные изъяты>», работодатель исключает из специального стажа медицинской сестры ФИО2 периоды с ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпусках по уходу за ребенком.
Согласно выписке из ИЛС ФИО2 указанные спорные периоды работодателем ГБУЗ СО «<данные изъяты>» квалифицированы как «дети».
Таким образом, периоды с 23ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпусках по уходу за ребенком не подлежат включению, поскольку указанные периоды наступили после вступления в законную силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО1", в связи с чем, законных оснований для включения указанных периодов в специальный стаж ФИО2 у суда не имеется.
Вместе с тем, требования истицы ФИО2 о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и ученического отпуска являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Основами законодательства "Об охране здоровья населения", утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, и Положением "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 286, прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие занимаемых ими должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Согласно Порядку совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Статья 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учебные отпуска являются одним из видов дополнительного оплачиваемого отпуска, возможность предоставления которых предусмотрена ст. 116 ТК РФ. Обязанность их предоставления обусловлена также исполнением п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от ДД.ММ.ГГГГ "Об оплачиваемых отпусках".
Установлено, что в периоды с <данные изъяты>. находилась в ученическом отпуске, при этом, за ней сохранялось рабочее место и средний заработок в должности среднего медицинского персонала – медицинской сестры, начислялись страховые взносы и отчисления в Пенсионный фонд. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
При наличии указанных обстоятельств, суд полагает, что исключение вышеуказанных периодов нахождения истицы ФИО2 на курсах повышения квалификации и в ученическом отпуске из ее специального стажа не обоснованно и данные периоды должны быть включены в медицинский стаж ФИО2, в связи с чем, требования истицы ФИО2 о возложении на ответчика обязанности включить в ее специальный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ.- учебного отпуска законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, с учетом включенных судом периодов работы установлено, что истица ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выработала предусмотренный законом специальный стаж 30 лет, следовательно, у нее не возникло право на получение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, исковые требования ФИО2 о назначении досрочно страховой пенсии с момента обращения также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары включить в специальный стаж ФИО2 следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в учебном отпуске.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Е. В. Умнова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>