Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-907/2015 ~ М-878/2015 от 01.07.2015

                            Дело № 2-907/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2015 года                         <адрес обезличен>

Сосногорский городской суд Республики Коми, в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

при секретаре Бесслер В.А.,

с участием помощника прокурора <адрес обезличен> <скрытые данные>., представителя МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> и администрации муниципального района «Сосногорск» <скрытые данные>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад <номер обезличен> компенсирующего вида» <адрес обезличен>, администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

установил:

Прокурор <адрес обезличен>, обратившись в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц с иском, с учетом изменения исковых требований просит обязать МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> оборудовать в срок до <дата обезличена> здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, системой видеонаблюдения; обязать администрацию муниципального района «Сосногорск» в срок до <дата обезличена> профинансировать выполнение работ по оборудованию МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, системой видеонаблюдения.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес обезличен>, установлено, что здание МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> не оборудовано системой видеонаблюдения, что не обеспечивает защиты от несанкционированного вторжения, а также несанкционированного проникновения посторонних лиц, что создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников и персонала учреждения.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> и администрации муниципального района «Сосногорск» Аверина Г.В. возражала против удовлетворения иска указав, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность установки систем видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях; «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» распространяет свое действие на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН <дата обезличена>, ратифицированной Постановлением ВС СССР от <дата обезличена> <номер обезличен>-I, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п. 3 ст. 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Статьей 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата обезличена>, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Частью 13 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 названного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные этим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона от <дата обезличена> № 384-ФЗ предусматривают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до вступления данного Закона в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 2 ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 этой же статьи к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

Приказом Министерства образования и науки российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения) (п. 5.1, 5.2).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> является образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Учредителем МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> является муниципальное образование муниципального района «Сосногорск» (п. 1.8 Устава образовательного учреждения).

В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования муниципального района «Сосногорск» администрация муниципального района «Сосногорск» - исполнительно-распорядительный орган в структуре органов местного самоуправления муниципального района «Сосногорск».

Согласно ст. 32 Устава администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.

Имущество МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен>, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью муниципального района «Сосногорск» (п. 1.10, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 Устава образовательного учреждения).

Юридический и фактические адреса МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен>: <адрес обезличен> (п. 1.7 Устава образовательного учреждения).

Здание МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> не оборудовано системой видеонаблюдения.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами и сторонами не оспариваются.

Поскольку установлено, что в МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> отсутствует система видеонаблюдения, в силу вышеуказанных положений Закона суд приходит к выводу, о необходимости возложения на МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> обязанности оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения, на администрацию муниципального района «Сосногорск» - профинансировать выполнение указанных работ.

Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, обеспечение антитеррористической защищенности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Осуществление деятельности детского сада в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Установленные Федеральным законом от <дата обезличена> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Сводом правил СП 118.13330.2012 ограничения в применении содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, указывающих на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, так как выполнение работ по установке системы видеонаблюдения не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен>, не исключает обязанность образовательного учреждения, органа местного самоуправления принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем несовершеннолетних учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Требование прокурора в части установления срока совершения действий указанным критериям соответствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад <номер обезличен> компенсирующего вида» <адрес обезличен>, администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад <номер обезличен> компенсирующего вида» <адрес обезличен> оборудовать в срок до <дата обезличена> здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, системой видеонаблюдения.

Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение работ по оборудованию МБДОУ «Детский сад <номер обезличен>» <адрес обезличен> здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, системой видеонаблюдения.

Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья В.Б. Краснов

2-907/2015 ~ М-878/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г.Сосногорска
Ответчики
МБДОУ Детский сад № 8 компенсирующего вида г.Сосногорска"
администрация муниципального района "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Краснов В.Б.
Дело на сайте суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
01.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2015Предварительное судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Судебное заседание
07.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2015Дело оформлено
13.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее