Копия
Дело № 2-1127/2020
УИД: №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г.Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1127/2020 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Самараторгтранс-Плюс» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ООО «Самараторгтранс-Плюс» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу<адрес> используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, ссылаясь на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Самараторгтранс-Плюс» (юридический адрес <адрес>, ИНН: №) по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № использует лесной участок но адресу: <адрес>, площадь 3,36 га. Невыполнение юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения нрава постоянного (бессрочного) пользования лесным, участком (п. 2 Приказа № 69). Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств <адрес>. При этом прокуратурой установлено, что ответчиком проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представлен. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещались судом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ путем направления судебных извещений по месту регистрации ответчика. Каких-либо возражений от ответчика в суд не поступило. В силу положений ст. 118 ГПК РФ судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года N 221 и ст. 113 ГПК РФ, неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначна отказу от её получения.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими, вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с частями 1,2,5 статьи 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным: участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Согласно ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения нрава постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения, сервитута или публичного сервитута.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным, органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установлен ном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом: государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской. Федерации).
В соответствии с пунктами 1,5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от 30 июня 2007 года, Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Мера пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО «Самараторгтранс-Плюс» (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка, согласно которому ООО «Самараторгтранс-Плюс» передан в аренду лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 3,36 га, предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности (пункт 2 договора). Срок действия настоящего договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 20 договора).
Согласно подпункту «а» пункта 13 договора № аренды лесного участка, арендатор обязан в установленном порядке, разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение одного года с момента подписания договоров.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее Приказ №) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно п. 3 Приказа № 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях но строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Раздел 9 проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение 1М 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственньм регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карга; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения № 17 - 19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (п. 2 Приказа №69).
Согласно п. 30. Приказа №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии с п. 15 (11) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31.07.2018 № 405 утверждены новые лесохозяйсгвенные регламенты лесничеств Самарской области.
Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Самараторгтранс-Плюс», ИНН: № по исполнению требований лесного законодательства.
При этом прокуратурой установлено, что ООО «Самараторгтранс-Плюс» по договору № аренды лесного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представлен.
Исходя из материалов дела, судом установлено, что на момент рассмотрения дела Проект освоения лесов по договору аренды лесного участка ответчиком не разработан. Отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, исключает возможность надлежащей реализации лесопользователем предусмотренной законом обязанности по выполнению мероприятий в сфере предупреждения лесных пожаров, влечет незащищенность используемого лесного участка с точки зрения пожарной безопасности, создает повышенную угрозу возникновения и распространения лесных пожаров, которые наряду с уничтожением лесных насаждений способны повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Самараторгтранс-Плюс» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Самараторгтранс-Плюс» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, - удовлетворить.
Обязать ООО «Самараторгтранс-Плюс» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного то по адресу: <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с ООО «Самараторгтранс-Плюс» в пользу государства государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020 года.
Судья: О.П. Коваленко
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-1127/2020
(УИД: №) Самарский районный суд. г. Самары