<данные изъяты>
Дело № 2(2)-62/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Грачевка 15 февраля 2019 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи
Логуновой В.С.
при секретаре Куприяновой Т.В.
с участием помощника прокурора Грачевского района Батталовой Р.Р.
истца Поповой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грачевского района в интересах Поповой О.Г. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о восстановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Грачевского района в интересах Поповой О.Г. обратился в суд с указанным иском, указав, что Попова О.Г. состоит на учете в филиале ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе, как получатель мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда Оренбургской области».
Администрацией МО <данные изъяты> сельсовет в ДД.ММ.ГГГГ в адрес НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», для формирования региональной программы, были направлены сведения по многоквартирному дому по <адрес>, в том числе по Поповой О.Г., как собственнике квартиры №. Указанные сведения в программный комплекс АРМ «Центр начислений» были внесены не верно, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ Поповой О.Г. от НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» поступали квитанции с недостоверно указанной площадью квартиры и на имя Ф. Недостоверные квитанции Поповой О.Г. не оплачивались. В связи с образованием задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт в размере 8746,78 рублей, филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе было принято решение о приостановке выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло лишение Поповой О.Г. социальных льгот, положенных ей как ветерану труда.
Поскольку задолженность по уплате взносов образовалась в связи с ненадлежащим осуществлением сотрудниками Фонда своих обязанностей, при отсутствии у Поповой О.Г. вины и умысла на неуплату установленных законом платежей, просят суд, с учетом уточненных требований, обязать ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Оренбургской области возобновить выплату Поповой О.Г. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 15.02.2019 года производство по делу в части взыскания с ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу Поповой О.Г. невыплаченной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора Грачевского района Батталова Р.Р. уточненные требования поддержала и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Истец Попова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она является добросовестным плательщиком коммунальных услуг, начиная с ДД.ММ.ГГГГ у нее никогда не было задолженностей. В ДД.ММ.ГГГГ она получила первую квитанцию по взносу за капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГ года, в которой собственником квартиры значилась «Ф.», а площадь квартиры - «<данные изъяты>.», при площади ее квартиры - <данные изъяты> Она устно обратилась в ЖКХ, где ей сказали, что к ним это не относится. Прокуратурой района по ее обращению было установлено, что сведения по ее квартире зафиксированы неверно. Она по телефону связывалась с Фондом модернизации, где ее обвинили в злостном уклонении от уплаты взносов. Вместе с тем, она считает, что не должна была платить взносы по чужим квитанциям и за лишние квадратные метры, а в настоящее время не должна погашать задолженность, образовавшуюся не по ее вине. По данному вопросу она была на приеме у депутата, у областного прокурора, направляла письменное обращение в областную прокуратуру. Поскольку ее вины в образовании задолженности по коммунальным платежам не имеется, считает, что органы соцзащиты незаконно лишили ее льгот, положенных ей, как ветерану труда. С ДД.ММ.ГГГГ, после всех обращений, ей стали приходить квитанции на ее имя, с правильным указанием площади квартиры, и с указанного времени она своевременно и в полном объеме производит платежи за капитальный ремонт.
Представитель ответчика - ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят в иске отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представитель ответчика - ФГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании заведующая филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе Боровик Е.И. указала, что у Поповой О.Г. на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт и отсутствовало соглашение о реструктуризации задолженности, поэтому филиалом было принято решение о приостановлении ей выплаты ЕДК. Поскольку задолженность по коммунальным платежам не погашена, а факт ее начисленная незаконным не признан, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя, против удовлетворения иска не возражают, при условии отсутствия у Поповой О.Г. задолженности.
Представитель третьего лица - Некоммерческой организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя, просят в иске отказать, ссылаясь на то, что недостоверный платежный документ не является основанием для неуплаты взносов на капитальный ремонт.
Суд, на основании статьи 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Попова О.Г. является ветераном труда Оренбургской области с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>., площадь квартиры составляет <данные изъяты> что подтверждается удостоверением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой администрации МО Грачевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями и ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно удостоверению № Поповой О.Г. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Как ветерану труда Оренбургской области Поповой О.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно протоколу филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ Поповой О.Г. приостановлена выплата по назначению социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющейся задолженностью.
В уведомлении филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Грачевском районе от ДД.ММ.ГГГГ № содержатся сведения о приостановлении Поповой О.Г. выплаты меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющейся задолженностью по капитальному ремонту общего имущества в сумме 8 592 рублей 09 копеек.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества у Поповой О.Г. составляет 9 224 рубля 07 копеек (отзыв НК «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Согласно статьи 2 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 года N 1523/254-111-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденными орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны" (далее Закон № 1523/254-III-ОЗ), лицам, имеющим звание "Ветеран труда", гражданам, приравненным к ним, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", предоставляется в качестве меры социальной поддержки, кроме прочего, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (в коммунальных квартирах - жилой площади) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. Меры социальной поддержки по оплате за наем и содержание жилого помещения распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за отопление (теплоснабжение, природный газ), начисленной на общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; платы за коммунальные услуги (кроме услуги отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона № 1523/254-III-ОЗ, порядок и условия оказания мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются Правительством Оренбургской области.
Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Оренбургской области утвержден постановлением Правительства области от 21.01.2016 года № 27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Порядок предоставления ЕДК).
Согласно пункта 1 Порядка предоставления ЕДК, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется, в том числе, гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Законами Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1523/254-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны".
Пунктом 2 указанного Порядка предоставления ЕДК предусмотрена обязанность граждан производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 13 Порядка предоставления ЕДК размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге.
В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставления ЕДК, выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается при получении сведений от организаций о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или невыполнении условий соглашения по ее погашению.
Выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется при получении от организаций сведений о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или выполнении условий соглашения по ее погашению без истребования заявления от граждан.
Пунктом 31 вышеуказанного Порядка предоставления ЕДК установлено, что ежемесячная денежная компенсация, назначенная, но не выплаченная гражданину своевременно по вине филиала учреждения, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае ветерану труда, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Согласно выписки из медицинской карты Поповой О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она имеет хронические заболевания.
Согласно сообщению АО «Энергосбыт Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ № у Поповой О.Г. задолженность по оплате за энергоснабжение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Согласно сообщению МУП ЖКХ <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Поповой О.Г. задолженность по оплате коммунальных платежей отсутствует.
Согласно сообщению МУП «Благоустройство» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Поповой О.Г. задолженность по оплате коммунальных платежей отсутствует.
Указанные документы подтверждают показания Поповой О.Г. об отсутствии у нее задолженностей по коммунальным услугам, ввиду ее добросовестного отношения к оплате коммунальных платежей.
Из показаний Поповой О.Г. следует, что с момента получении квитанции на уплату взноса на капитальный ремонт, оформленной на ее имя и с указанием площади ее квартиры, то есть с ДД.ММ.ГГГГ задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у нее также не имеется, поскольку она регулярно и своевременно производит их уплату.
Данное обстоятельство подтверждается платежными документами о начислении на имя Поповой О.Г., площадь жилого помещения <данные изъяты>., взносов на капитальный ремонт и кассовыми чеками, подтверждающими оплату указанных начислений в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № в программном комплексе «Центр начисления» АО «Система «Город» по лицевому счету №, открытому в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании сведений, полученных из Единого государственного реестра недвижимости изменены данные собственника, а также параметр площади помещения, с последующим перерасчетом ранее выполненных начислений. Результаты произведенной корректировки будут отображены в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, Попова О.Г. утверждает, что она не должна оплачивать платежи, которые до ДД.ММ.ГГГГ начислялись на другое лицо и за другую площадь, в обоснование чего ею представлены платежные документы по взносам на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ из которых усматривается, что собственником квартиры значится Ф., а площадь квартиры соответствует <данные изъяты>
Таким образом, между Поповой О.Г. и НО «Фондом модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» имеется спор о наличии и причинах образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ, который не разрешен до настоящего времени.
Приведенные обстоятельства с учетом даты получения ДД.ММ.ГГГГ) Поповой О.Г. первой надлежаще оформленной квитанции на уплату взноса на капитальный ремонт, возраста и состояния здоровья Поповой О.Г., последующей регулярной уплатой ею взноса на капитальный ремонт в совокупности свидетельствуют об уважительных причинах, по которым образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт, в связи с чем суд находит требования прокурора о возобновлении Поповой О.Г. выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Грачевского района в интересах Поповой О.Г., удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» возобновить выплату Поповой О.Г. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд.
Судья В.С. Логунова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>