№__ |
2-190/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
____ |
22 февраля 2022 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Гетта А.Ю., с участием прокурора Дмитренко Е.А., истца Петухова Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ____ в интересах Петухова Дмитрия Германовича к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор обратился в суд в интересах Петухова Д.Г. с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании стоимости лекарственного препарата с международным наименованием "<....>" в размере <....>, компенсации морального вреда в размере <....>
В обоснование указал, что истец состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом: "<....>" и имеет право на получение лекарственных средств бесплатно. Лечащим врачом истцу назначен препарат по международному непатентованному наименованию "<....>" по торговому наименованию "<....>" и __.__.__ выписан рецепт серии №__ №__ на получение данного препарата в количестве двух упаковок по <....> таблеток каждая. __.__.__ Петухов Д.Г. предъявил указанный рецепт, однако, до __.__.__ указанный препарат истцу не был выдан, в связи с чем он вынужден был приобретать данное лекарственное средство за счет собственных средств, затратив на это <....> В силу ст.15, 16 ГК РФ убытки, причиненные в результате ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Республики Коми возложенных обязанностей по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами, подлежат возмещению в пользу истца. Петухов Д.Г. испытал дискомфорт от недостатка положенных ему лекарственных препаратов, моральные страдания.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик, не отрицая право истца на льготное обеспечение лекарственными средствами, в том числе препаратом "<....>", и обеспечение Петухова Д.Г. указанным препаратом по рецепту серии №__ №__ от __.__.__ только __.__.__, в письменном отзыве ссылался, что несвоевременное поступление лекарственного препарата связано с длительностью проведения конкурентных способов закупок, осуществляемых Министерством в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того указал, что не представлены документы, подтверждающие наличие физических или нравственных страданий истца.
В судебном заседании истец, поддержав требования прокурора, увеличил сумму компенсации морального вреда до <....>
Помощник прокурора Дмитренко Е.А. в заседании суда настаивала на удовлетворении уточненных требований.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, обозрев медицинскую карту на имя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
В силу ст.4 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", к основным принципам охраны здоровья отнесено соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч.2 ст.19 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Статьей 29 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, в том числе, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определен перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Также данной программой установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игл к ним, а также средств диагностики по рецептам врачей бесплатно имеют граждане, которым установлено заболевание "диабет" (Приложение №1).
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный Перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В соответствии с п.п. 2, 3, 5, 14 ч.1 ст.16 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства РК от 29.12.2020 №676 утверждена территориальная программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (действующая в период возникновения спорных отношений), приложением №2 которой установлен перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, бесплатно отпускаемых при амбулаторном лечении гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, на лекарственное обеспечение с 50-процентной скидкой в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 30.07.1994 №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ "О социальной поддержке населения в ____". В данный Перечень входит лекарственный препарат "<....>".
На основании п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
На территории Республики Коми действует Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, утвержденный Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456.
Указанным порядком предусмотрены следующие правила бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные средства, включенные в перечни лекарственных средств, утвержденных в рамках программам льготного лекарственного обеспечения, а также в сводную заявку Министерства и имеющиеся в наличии в аптечной организации (п. 2.6 Правил); аптечная организация в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным (действующим веществом) отпускает лекарственный препарат под торговым наименованием, имеющимся в наличии по государственным контрактам, заключенным в рамках государственных закупок по льготным программам (п. 3.3 Правил); в случае временного отсутствия лекарственного средства аптечная организация регистрирует рецепт в журнале неудовлетворенного спроса. Рецепт, принятый на отсроченное обслуживание, хранится в аптечной организации. Аптечная организация делает на рецепте отметку о дате приема рецепта на обеспечение, и в течение 1 рабочего дня вводит рецепт в базу данных отсроченных рецептов, а также согласовывает с фармацевтической организацией поставку лекарственных средств для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента приема рецепта на обеспечение. При отсутствии у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата, аптечная организация в течение 3 рабочих дней со дня установления отсутствия у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата обязана довести информацию в письменном виде до руководителя медицинской организации, выписавшей рецепт, о необходимости принятия мер для обеспечения лечебного процесса. Медицинская организация в течение 3 рабочих дней со дня получения информации направляет в аптечную организацию ответ с целью дальнейшей организации лекарственного обеспечения (снятия рецепта с отсроченного обеспечения в связи с выпиской рецепта на лекарственное средство аналоговой замены, оставление рецепта на отсроченном обеспечении) (п. 3.5 Правил); аптечные организации ежедневно осуществляют ввод данных об обеспеченных рецептах, рецептах, не обеспеченных и поставленных на отсроченное обслуживание в программный продукт (п. 3.7 Правил).
Из материалов дела следует, что Петухов Д.Г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с <....> с диагнозом: "<....>", с __.__.__ – с диагнозом "<....>".
__.__.__ Петухову Д.Г. выписан рецепт серии №__ №__ на получение препарата по международному непатентованному наименованию "<....>" по торговому наименованию "<....>" в дозировке <....>, таб. №__, в количестве <....> упаковок.
Рецепт серии №__ №__ от __.__.__ предъявлен истцом в Аптеку №__ ____ __.__.__, указанный рецепт был поставлен ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптечной сети на день обращения. Лекарственное средство отпущено истцу по данному рецепту __.__.__.
В связи с не обеспечением лекарственным средством по льготному рецепту Петухов Д.Г. за счет собственных средств приобрел препарат "<....> в дозировке 10 мг №__ в количестве <....> упаковки на сумму <....>, что подтверждается представленными в материалы дела товарным чеком, а также выпиской из банковской карты Петухова Д.Г.
Согласно рекомендации эндокринолога, отраженной в выписке из истории болезни №__ <....> №__ <....>" от __.__.__, выписке приема <....> ГУ РК "<....> <....> от __.__.__, имеющейся в медицинской карте истца, а также схеме лечения, указанной в рецепте, препарат "<....>") Петухов Д.Г. должен принимать по <....> таблетке в день, что также подтверждается ответом ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от __.__.__, в котором указано о необходимости постоянного приема данного препарата до изменения схемы лечения лечащим врачом.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен лекарственный препарат "<....>".
Таким образом, данный препарат жизненно необходим истцу по медицинским показаниям для поддержания его здоровья, потребность истца в лекарственном препарате с запрашиваемой дозировкой и формой выпуска обусловлена назначением и целями его использования, выбранной для Петухова Д.Г. терапией, отсутствие лекарственного средства при наличии у истца <....> могло поставить жизнь Петухова Д.Г. в опасность, осложнить течение его заболевания.
Довод ответчика со ссылкой на п.6 ответа ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от __.__.__ о том, что при назначении истцу еще трех препаратов по заболеванию "сахарный <....> никаких серьезных последствий отмена препарата "<....>" в течение одного месяца не вызовет, судом отклоняется, поскольку схема лечения ни лечащим врачом ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", ни <....> ГУ РК "<....>", первоначально подобравшего курс лечения Петухову Д.Г. не изменялась. Вопрос о возможности отмены препарата или перерыва в его применении врачами медицинских организаций не ставился, доказательств обратного суду не представлено.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подп. 6 п.9); исполняет функции организатора по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации (подп.13 п.9); проводит мероприятия по реализации на территории Республики Коми федеральных целевых программ в сфере охраны здоровья (подп.16 п.9); исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (подп.31 п.9); исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подп. 33 п.9 Положения).
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение лиц, проживающих в ____, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, в том числе истца, лекарственными препаратами. Указанная обязанность может быть признана исполненной надлежащим образом, если Министерство осуществило закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в такие сроки и в таком количестве, чтобы своевременно обеспечивать бесплатную выдачу лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам, которые имеют на это право.
В отношении истца ответчик свои обязанности не выполнил. Имея рецепт серии №__ на бесплатное получение лекарственного средства, Петухов Д.Г. был вынужден самостоятельно приобретать жизненно необходимый препарат в связи с его отсутствием в аптеке в рамках региональной льготы.
В силу статей 15, 16, 1069 ГК РФ убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению.
Таким образом, в случае, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения лекарственного средства за счет собственных средств, то потраченные средства должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
На основании изложенного, поскольку истец имеет заболевание, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, лечащим врачом Петухову Д.Г. был выдан льготный рецепт на получение лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию "<....>" по торговому наименованию "<....>", который должен им приниматься <....>, при этом длительное время (более одного месяца) не был обслужен, в связи с чем истец был вынужден понести затраты, связанные с приобретением указанного лекарственного средства самостоятельно, требования прокурора о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми, отвечающего за своевременное обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами, в пользу Петухова Д.Г. понесенных расходов, связанных с несвоевременным обеспечением лекарственного препарата, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом довод ответчика о длительности проведения конкурентных способов закупок, осуществляемых Министерством в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", основанием для его освобождения от необходимости компенсировать истцу понесенные затраты не является, поскольку гражданин не должен нести риск неблагоприятных последствий вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами Министерства возложенных на них обязанностей.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
В силу п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные положения закреплены в ст.151 ГК РФ.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении №10 от 20.12.1994 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" и принимает во внимание длительность необеспечения истца лекарственным препаратом (более 1 месяца), а также что отсутствие своевременного гарантированного обеспечения истца лекарственными средствами не могло не причинять ему нравственные страдания, связанные с переживаниями и опасениями за состояние своего здоровья и жизнь в целом.
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению истца назначенным ему жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении гарантированных Петухову Д.Г. прав и законных интересов на льготное лекарственное обеспечение, в результате которого его жизнь и здоровье были поставлены в опасность, требования прокурора ____ о взыскании в пользу Петухова Д.Г. компенсации морального вреда суд находит обоснованными, при этом достаточной для возмещения причиненных истцу физических и нравственных страданий суд с учетом требований разумности и справедливости считает сумму в <....>, которая подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора ____ в интересах Петухова Д. Г. – удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Петухова Д. Г. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию "<....>" в размере <....>, компенсацию морального вреда в размере <....>
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено __.__.__.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |