Дело № 2-26/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 27 февраля 2018 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО7,
ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Горячие Ключи в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о возмещении причиненного государству ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Горячие Ключи обратился в Яковлевский районный суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного государству денежные средства в размере 1 795 899 рублей 00 копеек.
В обоснование доводов иска указал, что Военной прокуратурой гарнизона Горячие Ключи проведена проверка исполнения законодательства о защите имущественных интересов Российской Федерации.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий войсковой части 05812, состоящий в распоряжении командира войсковой части 05812, майор ФИО1 обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о признании его и членов его семьи: супруги - ФИО4 и несовершеннолетних детей: ФИО5 и ФИО6 нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 и члены его семьи были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма в <адрес>.
07.10.2015г. ФИО1 обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением об изменении состава семьи, по результатам рассмотрения которого из состава его семьи была исключена бывшая супруга - ФИО4
В последующем, ФИО1 обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и представил: заявление о перечислении жилищной субсидии от 22.12.2015г., договор об открытии банковского счета от 11.12.2014г. и соглашение о сдаче жилого помещения в течении 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от 01.03.2016г. № ВРУЖО-9/65/73-2016-05-04.
В марте 2016 года ФИО1 представил в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ заведомо подложную справку, подписанную техником обособленного подразделения № ООО «ГУ ЖФ» от 18.03.2016г. №, свидетельствующую о том, что его несовершеннолетние дети: ФИО5 и ФИО6 якобы проживают совместно с ним.
22.04.2016г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ принято решение № о предоставлении ФИО1 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО6 и ФИО5 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 4 618 026 рублей, которые были перечислены ему на банковский счет: 42№ согласно ранее представленного им договора об открытии банковского счета от 11.12.2014г.
Однако, в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение средствами на приобретение или строительство жилых помещений граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилищной субсидии.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при решении вопроса об обеспечении военнослужащего и членов его семьи средствами на приобретение или строительство жилых помещений, учитывается не только наличие у него статуса члена семьи, но и соблюдение остальных условий, предусмотренных ЖК РФ и Семейного кодекса РФ: совместное проживание и ведение общего хозяйства.
Как установлено проверкой, несовершеннолетние дети ФИО1 - ФИО6 и ФИО5 с апреля 2012 постоянно проживают с ФИО4 (в период с апреля 2012 года по март 2014 года по адресу: <адрес>А, <адрес>, и с марта 2014 года по настоящее время по адресу: <адрес>), с этого же времени ФИО4, ФИО5 и ФИО6 совместное хозяйство с ФИО1 не ведут.
Кроме того, согласно свидетельств о регистрации по месту жительства № № и 1629 от 02.03.2016г., выданных отделом УФМС России по <адрес> в Уссурийском городском округе, ФИО5 и ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства: <адрес>.
ФИО1, будучи осведомлённым о том, что размер предоставляемой ему безвозмездной жилищной субсидии будет зависеть от численного состава его семьи, решил незаконно обогатиться за счет государства путем получения и последующей реализации жилищной субсидии на большую денежную сумму, чем ему было положено.
Реализуя задуманное, ФИО1 в марте 2016 года представил в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ Востокрегионжилье» МО РФ заведомо подложную справку, подписанную техником обособленного подразделения № ООО «ГУ ЖФ» от 18.03.2016г. №, свидетельствующую о том, что его несовершеннолетние дети: ФИО5 и ФИО6 проживают совместно с ним, достоверно зная о том, что ФИО5 и ФИО6 с 2012 года постоянно проживают с его бывшей супругой и общее хозяйство с ним не ведут.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»», утверждены правила расчета субсидии (далее - Правила) осуществляющиеся по следующей формуле: Р = Н х С х Кс, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3-6 Правил; норматив общей площади уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (на 1 полугодие 2016 Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден норматив 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере 36 008 рублей);
Кс - поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере: от 10 до 16 лет военной службы - 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375. Начиная с 21 года службы поправочный коэффициент 2,375 увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.
Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. метра общей площади жилого помещения — на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Согласно справке, выданной начальником отделения кадров войсковой части 23641 от 20.04.2016г. №/ок, календарная выслуга лет ФИО1 в Вооруженных Силах Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 20 лет 4 месяца 9 дней.
На основании вышеизложенного, общая сумма жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) военнослужащему ФИО1 на состав семьи один человек при коэффициенте 2,375 составляет 2 822 127,00 руб.
В результате вышеуказанных действий, ФИО1, путем обмана, получил от государства жилищную субсидию в размере 4 618 026 рублей, в то время как размер причитающейся ему жилищной субсидии был равен 2 822 127 рубля, чем причинил ущерб государству в размере 1 795 899 рублей.
В связи с этим материалы проверки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены руководителю 318 военного следственного отдела СК России для принятия решения об уголовном преследовании ФИО1, в действиях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
По результатам проведенной в 318 военном следственном отделе СК России проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, изложенные обстоятельства подтвердились в полном объеме.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя 318 военного следственного отдела СК России в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Несмотря на то, что действия ФИО1 не образуют состав уголовного преступления, ущерб государству фактически причинен и подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке.
Представитель Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени слушания надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, причину неявки не сообщил, об отложении слушания не просил.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, одновременно указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Министерства обороны РФ и ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ.
В судебном заседании помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО7, действующий на основании доверенности от 09.02.2018г., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем. Пояснил, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ФИО1 с апреля 2012 года совместно со своими детьми ФИО5 и ФИО6 в <адрес> не проживает и совместное хозяйство они не ведут. С апреля 2012 года дети постоянно проживают со своей матерью ФИО4 в <адрес> края. ФИО1, будучи осведомленным о том, что размер жилищной субсидии будет зависеть от численного состава проживающих с ним членов семьи, решил обогатиться на большую сумму, чем это было ему положено. ФИО1 при обращении в ООО «ГУЖФ» за справкой о совместно проживающих с ним членах семьи, не сообщил, что дети с ним не проживают. В связи с этим ему была выдана справка, в которой было указано, что вместе с ним проживают и зарегистрированы дочь – ФИО5 и сын – ФИО6 На основании указанной справки была выдана жилищная субсидия, в том числе и на детей ответчика. Просил взыскать с ответчика 1 795 899 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного государству его действиями.
Ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, пояснив, что цели обогатиться за счет государства и своих детей у него не было. В 2012 году он подал документы на получение жилищной субсидии. В тот момент он состоял в браке с ФИО4, но она совместно с детьми проживала отдельно от него в <адрес>. Узнав, про субсидию, она попросила выслать ей денег, чтобы она с детьми могла вернуться к нему в <адрес>. Деньги он выслал, и супруга с детьми вернулась. Стали ждать решения по поданным документам на жилищную субсидию. В 2012 году у него умер отец, в связи с чем он вынужден был уехать. Вернувшись домой, он обнаружил пустую квартиру, а супруга с детьми уехала в <адрес>. Он подал заявление на развод. Супруга просила не разводиться, чтобы детям квартиру получить, на что он ей пояснил, что детям квартира достанется, а ей нет. По решению суда их развели, спора о месте жительства детей не было. Он подал заявление в ФГКУ «Востокрегионжилье» о пересчете размера жилищной субсидии, так как он развелся. В 2015 году его попросили предоставить соглашение от бывшей супруги, что дети будут проживать с ним. Он позвонил бывшей супруге, но она отказалась давать такое соглашение. С ней также разговаривала сотрудница ФГКУ «Востокрегионжилье» об этом, но она не согласилась. Позже он предоставлял справку о сдаче квартиры в <адрес>. Позже ему стало известно, что его исключили из списков части в связи с обеспеченностью жильем. Жилищную субсидию он получил на себя и двоих детей. Уволился и приехал в <адрес>. Все деньги, полученные в качестве жилищной субсидии, он вложил в реконструкцию дома, принадлежащего его матери. Юридически этот дом принадлежит его матери, но фактически он его. Кроме него в доме никто не зарегистрирован. Его матерью написано нотариальное обязательство о том, что она подарит его детям по ? доле в праве собственности на дом после сдачи в эксплуатацию. В настоящее время у каждого ребенка в доме имеется своя комната, о чем они знают. Дети проживают с бывшей супругой в <адрес> и обучаются там, но все праздники и каникулы проводят с ним по адресу: жд. <адрес>. Он приезжал к ним на лето и все лето они проводили вместе. Они постоянно звонят друг другу. Он покупает им вещи и игрушки. Оплачивал их обучение. Дети были зарегистрированы в <адрес> совместно с ним и имели возможность проживать с ним, однако с 2012 года в <адрес> они не возвращались, поскольку это очень проблематично. Он платил коммунальные услуги, в том числе и за них. Когда он получал справку для получения жилищной субсидии, ему ее дали с указанием, что дети зарегистрированы и проживают с ним. Почему так было записано, ему неизвестно, предполагает, что это такой стандарт. Подлога не было. О том, что дети с ним не проживают, он при получении справки не сообщал, так как никто и не спрашивал. О том, что размер жилищной субсидии зависит от численности совместно проживающих членов семьи, ему было известно. Снять детей с регистрации в <адрес> он не мог, так как им некуда было выписываться. О регистрации детей по месту жительства в <адрес>, он узнал только в суде. Считает, что в случае удовлетворения иска, его дети пострадают, так как будут лишены денег, которые ему придется возвращать.
Свидетель ФИО4 суду показал, что в конце марта 2012 года она совместно с детьми ФИО5 и ФИО6 улетела с Курильских островов, и с апреля 2012 года они проживают в <адрес>. Больше ни она, ни дети на Курильские острова не возвращались. Сначала они жили в <адрес>-а, а сейчас по <адрес>. С 2012 года ее дочь посещает школу <адрес>, а сын сначала посещал детский сад, а в настоящее время учится в школе <адрес>. И она, и дети до 02.03.2016г. имели регистрацию в <адрес> ДОС 13 <адрес>. В феврале 2016 года ее бывший супруг – ФИО1 попросил от нее справку о том, что их дети проживают с ним, на что она ответила отказом. Она тут же обратилась за консультацией к юристу, который ей также посоветовал не давать такого согласия. Она сразу же выписалась с детьми и прописалась по адресу войсковой части, в которой служит: <адрес>. Никакого жилья за счет жилищной субсидии ФИО1 детям не приобретал, ничего на них не оформлял.
Несовершеннолетний свидетель ФИО6, допрошенный в судебном заседании в присутствии законного представителя и педагога, показал, что ранее он проживал на Курильских островах. Потом он с мамой и сестрой переехали в <адрес>, когда это было точно он не помнит, но он еще ходил в детский сад. С тех пор они постоянно проживают в <адрес> втроем. Сейчас он посещает школу <адрес>. На Курильские острова он больше не возвращался. С отцом он встречается в <адрес> каждые каникулы и праздники. Там у отца дом, в котором у него есть своя комната. Отец покупает ему вещи, дарит подарки.
Допрошенная в присутствии законного представителя и педагога несовершеннолетняя свидетель ФИО5 суду показала, что с 2012 года она с мамой и братом проживают в <адрес>, сначала по <адрес>, сейчас по <адрес> учатся в школе <адрес>. С отцом они встречаются у бабушки в <адрес> на каникулах и по праздникам. На Курильские острова они с 2012 года не возвращались.
Выслушав помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры, ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 состоял в браке с ФИО4, который 01.11.2012г. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ От брака имеют двоих несовершеннолетних детей: ФИО5 и ФИО6
ФИО1, будучи военнослужащим, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о признании его и членов его семьи: супруги – ФИО4, дочери – ФИО5, сына ФИО6 нуждающимися в жилом помещении и постановке на учет для обеспечения жилым помещением.
При этом ФИО1 была представлена справка, выданная Территориальным филиалом «Южно-Сахалинский» ОАО «Славянка», № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что совместно с ним по адресу: <адрес> ДОС 13 <адрес> зарегистрированы и проживают супруга – ФИО4, дочь – ФИО5, сын – ФИО6
На основании решения территориального отделения (заселения) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ <адрес> № от 21.02.2013г. ФИО1 был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно решению состав семьи ФИО1 состоял из четырех человек: его, супруги – ФИО4, дочери – ФИО5, сына – ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об исключении из состава его семьи в связи с разводом ФИО4
Также ответчиком в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ предоставлялась справка, выданная Территориальным филиалом «Южно-Сахалинский» ОАО «Славянка», № от ДД.ММ.ГГГГ о совместном проживании с ним дочери – ФИО5 и сына – ФИО6 по адресу: <адрес> ДОС 13 <адрес>.
В заявлении о перечислении жилищной субсидии, поданном ФИО1 в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ответчик также указал в составе семьи несовершеннолетних детей, и указал банковский счет для перечисления субсидии.
01.03.2016г. ФИО1 подписано соглашение, в том числе и за своих несовершеннолетних детей, согласно которому они обязуются сдать жилое помещение в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
После этого ответчиком в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ предоставлены выписка из лицевого счета № от 16.03.2016г. и справка № от 18.03.2016г., выданные обособленным подразделением «Южно-Сахалинский» ООО «ГУЖФ», согласно которым его дочь – ФИО5 и сын – ФИО6 зарегистрированы и проживают совместно с ним по адресу: <адрес> ДОС 13 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ принято решение № о предоставлении ФИО1 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО6 и ФИО5 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 4 618 026 рублей. Расчет субсидии произведен при нормативе общей площади жилого помещения 54 кв.м, общей продолжительности военной службы 20 лет 4 месяца 24 дня, коэффициенте с учетом общей продолжительности военной службы 2,375.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от 06.05.2016г. ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Статьей 3 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно ст. 15 того же Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.
Вопросы предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих», регулируются Порядком, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1 настоящего Порядка установлено, что он распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Таким образом, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи.
Однако в судебном заседании установлено, что с апреля 2012 года несовершеннолетние дети ответчика: ФИО5 и ФИО6 совместно с ним по адресу: <адрес>, ДОС 13 <адрес> не проживали.
Данный факт подтвержден показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, согласно которым с апреля 2012 года они постоянно проживают в <адрес> края, в <адрес> по настоящее время не возвращались ни разу, с 02.03.2016г. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Кроме того это подтверждается и письменными доказательствами. Так согласно копий трудовой книжки ФИО4 и выписки из приказа № ФИО8 с 12.04.2012г. по 07.07.2014г. работала в должности заведующей складом войсковой части 11388 ВВО, а в последующем поступила но военную службу по контракту в войсковую часть 11388 (<адрес>).
Из справок МБОУ «СОШ №» <адрес> №№, 50 от 22.05.2017г., МБДОУ «Детский сад №» <адрес> от 22.05.2017г., МБОУ «СОШ №» <адрес> №№, 182а от 20.06.2017г. следует, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в МБОУ «СОШ №» <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в МБОУ «СОШ №» <адрес>, ФИО6 с 01.07.2012г. по 30.06.2013г. посещал МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в МБОУ «СОШ №» <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в МБОУ «СОШ №» <адрес>.
Согласно свидетельств о регистрации за №, 1629 от 02.03.2016г. ФИО5 и ФИО6 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, с 02.03.2016г.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Поскольку в судебном порядке место жительства несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6 не определялось, суд приходит к выводу, что между ответчиком и его бывшей супругой было достигнуто соглашение о проживании детей с ФИО4, то есть местом жительства несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6 является место жительства их матери.
Доводы ответчика о том, что его несовершеннолетние дети, являясь членами его семьи, имели право на получение жилищной субсидии, поскольку периодически проживали во время школьных каникул и праздников с ним в доме его матери по адресу: <адрес>, жд. <адрес>, судом признаются недопустимыми, поскольку не свидетельствуют о постоянном совместном проживании.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»», утверждены правила расчета субсидии.
Общая сумма субсидии для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 в соответствии с вышеуказанными правилами на состав семьи из одного человека составляет 2 822 127 рублей.
ФИО1, зная, что размер жилищной субсидии зависит от численности совместно проживающих с ним членов семьи, а также то, что с апреля 2012 года его несовершеннолетние дети постоянно проживают в <адрес> края, не сообщил ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об изменении численности совместно проживающих с ним членов семьи. В связи с этим ФИО1 получил субсидию в размере 4 618 026 рублей.
Такие действия ответчика привели к необоснованной выплате приходящейся на его несовершеннолетних детей части денежной суммы в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление военного прокурора гарнизона Горячие Ключи удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в счет возмещения ущерба, причиненного государству, денежные средства в размере 1 795 899 (один миллион семьсот девяносто пять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Яковлевского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 17179 (семнадцать тысяч сто семьдесят девять) рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий