33а-2916/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
адрес 31 мая 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лукашенко Н.И.,
судей фио, фио,
при секретаре Галан А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио на решение Мещанского районного суда адрес от 05 сентября 2022 года по административному иску Арсентьевой Елены Викторовны к Департаменту образования и науки адрес о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л А:
Арсентьева Е.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего фио и просила признать незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес, выразившееся в неразрешении вопроса о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания и возложить на Департамент образования и науки адрес предоставить место в группе полного дня в ГБОУ школа № 1287.
В обоснование доводов указала, что является матерью несовершеннолетнего фио
28 октября 2019 года было подано заявление о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении по месту проживания.
Однако до настоящего времени место в дошкольном учреждении ребенку не предоставлено.
Решением Мещанского районного суда адрес от 05 сентября 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему фио
На Департамент образования и науки адрес возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания фио
В удовлетворение остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Департамент образования и науки адрес просит об отмене решения суда, поскольку считает, что выводы суда не основаны на имеющихся в деле доказательствах и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Арсентьева Е.В. является матерью фио, паспортные данные.
В связи с чем, Арсентьевой Е.В. было подано заявление на зачисление ее дочери в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявителем указано приоритетное дошкольное образовательное учреждение ГБОУ «Школа № 1287».
Заявление зарегистрировано и ему присвоен номер 4510 0028 1028 7590.
До настоящего времени ребенок административного истца не посещает дошкольное образовательное учреждение.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной в части, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие по непредоставлению места фио в дошкольном образовательном учреждении.
С выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворения требований судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (ст. 5 указанного закона).
В соответствии со ст. 9, ч. 5 ст. 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона адрес от 20.06.2001 г. № 25 «О развитии образования в адрес» относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу подпунктов 2 и 3 ст. 14, п. 3 ст. 9 Закона адрес от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (п. 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в адрес.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям в личный кабинет на Портале. Родителям предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
У фио имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству ребенка в дошкольное образовательное учреждение Департаментом предпринято не было, свободное место в другой организации данного или смежных районов в доступной близости от места проживания детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагалось, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной ин-станции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мещанского районного суда адрес от 05 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05.06.2023.
Председательствующий
Судьи