Дело № 2-250/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием прокурора Галекбарова Г.В.,
представителей ответчиков Иванова Д.А.,
Комогорцева С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинкого межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Шилкинкий район», администрации сельского поселения «Галкинское» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что во исполнение поручения прокуратуры края в рамках рассмотрения обращения жителей села Зубарево сельского поселения «Галкинское» муниципального района «Шилкинский район», были выявлены нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации поселения.
В связи с чем, по уточненным требованиям истец просит суд: обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район», администрацию сельского поселения «Галкинское» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях сёл Савино, Нижнее Галкино, Галкино, Зубарево сельского поселения «Галкинское» муниципального района «Шилкинский район».
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Глава администрации сельского поселения «Галкинское» Комогорцев С.П. возражал против удовлетворения требований прокурора, суду пояснил, что в с. Галкино имеются контейнеры для сбора мусора, расположенные у многоквартирного дома и административных зданий, в частном секторе организован сбор ТКО один раз в неделю в определенное время. Жители частных домов осуществляют помешковый сбор мусора и выбрасывают его в специальный автомобиль ООО «Олерон+», отдельных мест для складирования помешкового мусора нет, жители против установления данных площадок, поскольку это приведет к захламлению территории. Позиция жителей села Зубарево была выражена на сходе граждан, аналогичные сходы будут проведены и в других селах поселения. Также ссылается на отсутствие денежных средств для выполнения заявленных прокурором требований.
Представитель администрации муниципального района «Шилкинский район» Иванов Д.И., действующий на основании доверенности, с иском прокурора не согласен, ссылается на то, что соответствующие полномочия переданы поселению, полностью поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на иск, а также доводы Комогорцева С.П. о нецелесообразности установки контейнерных площадок.
Представитель третьего лица ООО «Олерон+» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).
Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункта 3 Правил, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункта 4 Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил закреплено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Территориальной схемой обращения с отходами Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 года N 430, для большинства населенных пунктов Забайкальского края предусмотрена бестарная система накопления ТКО сбор накопленных ТКО населением в мешки. Вывоз ТКО при такой системе накопления ТКО осуществляется специализированной техникой путем заезда мусоровозов к определенному месту в установленные дни и часы (по утвержденным графикам по каждому населенному пункту).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 N 409 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Забайкальского края.
Потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой (пункт 8 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 409).
Согласно пункту 9 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 N 409 на территории Забайкальского края накопление ТКО осуществляется следующими способами:
- накопление ТКО в многоквартирных домах (далее - в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- складирование ТКО в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система накопления).
На территории частных домовладений, места расположения мусоросборников определяются самими домовладельцами (пункт 33 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 409).
При осуществлении накопления ТКО в пакетах, договором об оказании услуг по обращению с ТКО устанавливаются места накопления отходов, время сбора отходов (пункт 34 постановления Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 409).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены "санитарные правила и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрен помешковый сбор ТКО, при этом, данный сбор должен осуществляться в специально оборудованных метах накопления отходов, а не храниться в личных домовладениях граждан.
Как установлено в судебном заседании, 10 января 2022 года между ООО «Олерно+» и администрацией сельского поселения «Галкинское» был заключен договор № 3384БР на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (бюджетные организации).
По условиям данного договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора.
Приложением № 1 к договору определен объем и место накопления ТКО в с. Галкино (контейнеры), с. Савино (мешки), с. Зубарево (мешки).
Населенный пункт Нижнее Галкино в договоре не указан.
Распоряжением главы администрации сельского поселения «Галкинское» № 16 от 19.03.2021, на территории каждого населенного пункта сельского поселения предусмотрены места (площадки) для накопления ТКО.
11.10.2021 прокурором было внесено представление главе сельского поселения по выявленным нарушениям в обозначенной сфере.
Из ответа на представление следует, что полномочия в сфере обращения ТКО переданы сельскому поселению, при передаче полномочий денежные средства не выделялись, в связи с отсутствием денежных средств, устранить нарушения не представляется возможным.
Из пояснений представителя администрации муниципального района «Шилкинский район» Иванова Д.А. следует, что нарушений в порядке финансирования переданных в поселение полномочий не имеется.
Проанализировав предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие площадок для сбора ТКО в населенных пунктах сельского поселения «Галкинское» является недопустимым и влечет за собой угрозу для жизни и здоровья граждан поселения, которые осуществляют помешковый сбор мусора на территории собственных домовладений, ожидая раз в неделю приезда специализированной техники.
Доводы главы поселения о том, что жители населенных пунктов возражают относительно установки контейнерных площадок в частном секторе, не имеют правового значения для рассмотрения заявленных требований, поскольку наличие рассматриваемых площадок в населенных пунктах является обязательным и не зависит от мнения проживающих там граждан, в том числе, указанный вопрос не может быть предметом схода граждан.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
29 декабря 2021 года решением Совета муниципального района «Шилкинский район» было утверждено Соглашение о передаче полномочий, в соответствии с которым, часть полномочий, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, переданы администрации сельского поселения «Галкинское».
Таким образом, на администрацию муниципального района «Шилкинский район» не может быть возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях сёл Савино, Нижнее Галкино, Галкино, Зубарево сельского поселения «Галкинское» муниципального района «Шилкинский район» по требованиям прокурора, в связи с передачей указанного полномочия в поселение.
С учетом изложенного, требования заместителя прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения «Галкинское» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях сёл Савино, Нижнее Галкино, Галкино, Зубарево сельского поселения «Галкинское» муниципального района «Шилкинский район».
В удовлетворении требований к администрации муниципального района «Шилкинский район» - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.
Судья И.П. Сатина