Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-226/2021 от 01.04.2021

Дело № 12-226/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 мая 2021                                                                                                         г.Смоленск

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Куделина Ирина Анатольевна

(214001, г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.46)

рассмотрев протест заместителя Сафоновского межрайонного прокурора на постановление заместителя Главного государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении директора МУП «ВОДОКАНАЛ» Барбенкова Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора обратился в суд с протестом на постановление заместителя Главного государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ. , которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении директора МУП «ВОДОКАНАЛ» Барбенкова А.И. прекращено на том основании, что указанное должностное лицо действовало в состоянии крайней необходимости, что по мнению прокурора противоречит установленным обстоятельствам дела, поскольку МУП «ВОДОКАНАЛ» в течение более 3-х лет пользовалось подземными водными объектами без лицензии на пользование недрами и имело возможность для получения данной лицензии.

Сафоновский межрайонный прокурор явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Исследовав материалы дел, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса (ч.2 ст.30.10 КоАП РФ).

В частности, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Протест подан прокурором ДД.ММ.ГГГГ в Сафоновский районный суд Смоленской области.

Определением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ протест Сафоновского межрайонного прокурора направлен на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Смоленска.

В силу ч.3 ст.9, ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Основным требованием по рациональному использованию и охране недр является, в числе прочего соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (ст.23 указанного Закона).

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.49 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1).

На основании ст.2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.5 и ч.1 ст.15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, необходимо учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что МУП «ВОДОКАНАЛ» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Сафоновского района Смоленской области. Директором данного предприятия с ДД.ММ.ГГГГ является Барбенков А.И.

Администрация муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области является собственником водных объектов – расположенных в д.Кононово и д.Зимница Сафоновского района Смоленской области артезианских скважин, из которых осуществляется забор воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием и МУП «ВОДОКАНАЛ» заключен договор аренды, на основании которых указанные артезианские скважины переданы предприятию во временное пользование на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям сделок арендодатель помимо прочего принял на себя обязательства по: предоставлению арендатору документации на систему водоснабжения; приведению передаваемых объектов в соответствие с требованиями, необходимыми для лицензирования, и предоставлению документации для ее проведения; подготовке документации для получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод. В свою очередь, арендатор обязался получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод (п.п.2.1.5, 2.1.6, 2.2.13).

В ходе проведения Сафоновской межрайонной прокуратурой проверки исполнения МУП «ВОДОКАНАЛ» водного законодательства и законодательства о недропользовании установлено, что в нарушение ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» у данного предприятия лицензия на пользование участками недр для добычи подземных вод на участках, арендуемых у муниципального образования, отсутствует.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем Сафоновского межрайонного прокурора в отношении директора МУП «ВОДОКАНАЛ» Барбенкова А.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, которое передано для рассмотрения по существу в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Прекращая производство по делу на основании ст.2.7, п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, заместитель Главного государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии сослался на то, что неполучение МУП «ВОДОКАНАЛ» лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод обусловлено ненадлежащим исполнением Администрацией муниципального образования Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области принятых на себя по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обязательств по предоставлению предприятию необходимой для этого документации и, кроме того, МУП «ВОДОКАНАЛ» осуществляет добычу подземных вод в целях обеспечения питьевой водой населения и до получения лицензии не могло прекратить добычу воды, единственными источниками подачи которой являются названные артезианские скважины. Прекращение деятельности по водоснабжению создало бы реальную угрозу для жителей населенных пунктов, возможность возникновения и распространения различного рода заболеваний, в связи с чем, осуществляя деятельность по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии, предприятие действовало в состоянии крайней необходимости, что не повлекло того вреда, который мог бы быть причинен.

В соответствии со ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

По смыслу ст.2.7 КоАП РФ опасность, угрожающая личности и иным интересам, должна быть реальной, а не предполагаемой. Должно быть установлено, что существовавшая опасность не могла быть устранена иными средствами и квалифицируемые как административное правонарушение действия лица являлись единственно возможными, которые могли привести к устранению опасности.

Ненадлежащее исполнение лицом своих должностных обязанностей, выразившееся в непринятии достаточных мер к недопущению пользования недрами без лицензии, при условии, что такое неправомерное пользование фактически длительное время осуществляется, в отсутствие доказательств невозможности устранения опасности (в данном случае - прекращение холодного водоснабжения, непосредственно угрожающее правам широкого круга лиц) иными средствами само по себе не может расцениваться как действие, совершенное в состоянии крайней необходимости. К тому же осуществление водоснабжения населения посредством забора подземных вод без лицензии на пользование недрами также влечет потенциальную угрозу для безопасности населения и окружающей природной среды.

Вопрос о том, предпринимались ли Барбенковым А.И. в рамках исполнения своих должностных обязанностей исчерпывающие (все возможные) меры, направленные на получение МУП «ВОДОКАНАЛ» упомянутой лицензии (с учетом длительного периода пользования предприятием без лицензии недрами), при рассмотрении дела всесторонне не исследовался. Выводов о том, что у привлекаемого к административной ответственности лица отсутствовала реальная возможность получения в установленном порядке лицензии и недопущения нарушения действующего законодательства оспариваемое постановление не содержит.

Исходя из изложенного, действия Барбенкова А.И. не могут расцениваться как совершенные в условиях крайней необходимости, поскольку совокупность признаков, указанных в ст.2.7 КоАП РФ, в данном случае отсутствует.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

На основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело

С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований; меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела в данном случае уполномоченным должностным лицом приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Барбенкова А.И. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

При этом настоящее решение, указывая на необходимость устранения выявленных нарушений, не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление заместителя Главного государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора МУП «ВОДОКАНАЛ» Барбенкова Александра Ивановича, - отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.

Судья                И.А.Куделина

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 0

Подлинный документ подшит в материалы дела

12-226/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Соловьев Руслан Юрьевич
Ответчики
Барбенков Александр Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Куделина И.А.
Статьи

ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
02.04.2021Материалы переданы в производство судье
02.04.2021Истребованы материалы
21.04.2021Поступили истребованные материалы
20.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.06.2021Вступило в законную силу
05.07.2021Дело оформлено
06.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее