Решение по делу № 2-2615/2020 от 05.03.2020

Решение

Именем Российской федерации

03 июня 2019 года

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Землемеровой О.И.,

при секретаре Матрос А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2615/20 по иску Соколовой Е. А. к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка,

Установил:

    Истец Соколова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, обязании произвести выплаты, взыскании расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование иска указала, что <дата> у нее родилась дочь ФИО1. <дата> она переехала на постоянное место жительства в г. Раменское Московской области. <дата> она обратилась через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста двух лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. Других доходов у мужа не имелось. Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы(службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах). Она обратилась с жалобой на указанное решение в Министерство социального развития. Получено решение о рассмотрении указанной жалобы и указано, что «Заявителем не были предоставлены сведения о доходах супруга заявителя, в связи с чем Управлением принято решение об отказе в назначении выплаты…, Жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, т.к. решение об отказе в назначении выплаты принято правомерно…», дополнительно сообщено, что индивидуальные предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов. <дата> она обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им уже возраста трех лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года. Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано в назначении выплаты с формулировкой аналогичной формулировке, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <дата> <номер>. Считает указанные решения незаконными. В связи с чем вынуждена была обратиться в суд.

    В настоящем судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования, а также обратили внимание на то обстоятельство, что в качестве единственного основания для отказов в назначении соответствующих выплат ответчиком указано, что «документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-кассовые ведомости, приходные кассовые ордер и т.п.) представлены не были. Как следует из возражений ответчика, такой вывод он сделал на основании письма Министерства финансов РФ от <дата>. <номер>, в котором Министерство полагает, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложении, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).» При этом, в указанном письме Министерство сообщает, что является уполномоченным органом по разъяснению законодательства о налогах и сборах и лишь выражает свое мнение по соответствующему вопросу. Указанное письмо нормативным правовым актом не является, какую-либо обязанность по предоставлению указанных ответчиком документов не предусматривает. Более того, Министерство в более позднем письме от <дата> <номер> полностью продублировав свою позицию, выраженную в письме, на которое ссылается ответчик, дополнительно указало: «Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года №841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013г. №703н/112/н/1294, зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2014 №31039). Согласно п.п.2 п.1 вышеуказанного разъяснения к документам, пдтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся : для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ля отдельных видов деятельности – копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке. Истицей такая налоговая декларация представлена была. Кроме этого, были представлены книги доходов за 2019 и 2020 годы. Тем не менее, истице отказано было в назначении выплат. Просят иск удовлетворить.

    Ответчики - Министерство социального развития Московской области, Раменское управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, представитель явился и указала, что Соколова Е. А. обратилась <дата> в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первог8о ребенка ФИО1, <дата> года рождения. К заявлению Соколовой Е.А. были приложены сведения о ее доходах за период с <дата> по <дата>., а также налоговая декларация за 2019 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в отношении ее мужа ФИО3.. <дата> Соколова Е.А. вновь обратилась в МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. При этом, ею были представлены документы о ее доходах за период с <дата> по <дата>, а также книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ФИО3 за 2019 и 2020 года. Согласно письма Министерства финансов РФ от <дата> <номер>: Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ. В то же время согласно п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России. В связи с этим для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.). Соколовой Е.А. документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) представлены не были. Таким образом, решения об отказе Соколовой Е.А. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка были приняты обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

    Третье лицо – Министерство экономики и финансов Московской области, привлеченное к участию в деле по ходатайству ответчика, представитель не явился, извещен.

    Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено документально, <дата> у Соколовой Е. А. родилась дочь ФИО1. (л.д.11)

<дата> Соколова Е.А. переехала на постоянное место жительства в г. Раменское Московской области.

<дата> Соколова Е.А. обратилась через МФЦ к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста двух лет с приложением соответствующих документов, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов.(л.д.23-24)

В подтверждение дохода мужа была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж ФИО6 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Решением ответчика от <дата> <номер> Соколовой Е.А. было отказано ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы(службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах). (л.д.43)

Соколова Е.А. обратилась с жалобой на указанное решение в Министерство социального развития.

Получено решение о рассмотрении указанной жалобы и указано, что «Заявителем не были предоставлены сведения о доходах супруга заявителя, в связи с чем Управлением принято решение об отказе в назначении выплаты…. Жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, т.к. решение об отказе в назначении выплаты принято правомерно…», дополнительно сообщено, что индивидуальные предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов. (л.д.17-18)

<дата> Соколова Е.А. обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им уже возраста трех лет с приложением соответствующих документов.(л.д.21-22)

В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года.

Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано в назначении выплаты с формулировкой аналогичной формулировке, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <дата> <номер>.(л.д.42)

Считает указанные решения незаконными.

Проверяя обоснованность заявленных требований истицы о о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Также в ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", указано, что Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Так, в Приказе Минтруда России от 29.12.2017 N 889н (ред. от 28.08.2019) "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" указан перечень необходимых документов, а именно: документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей; документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации заявителя и ребенка; документы, подтверждающие смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, отмену усыновления - для лиц, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»; документ, подтверждающий расторжение брака; сведения о доходах членов семьи: а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; справка из военного комиссариата о призыве родителя (супруга родителя) на военную службу; документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).

Установлено, что истицей при обращении <дата> были представлены все необходимые документы, в том числе копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж ФИО6 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

При обращении Соколовой Е.А. <дата>, ею снова были представлены все необходимые документы, а также были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года на своего супруга ФИО6

Отказывая в назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка ФИО1, ответчик ссылался на п.п. «а» п.5 Перечня документов, указывая, что предоставлены не полные сведения о доходах.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что отказы связаны с тем, что Соколовой Е.А. документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от <дата> <номер>, представлены не были.

    Из письма Министерства финансов РФ от <дата> <номер> следует, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Право использовать индивидуальному предпринимателю для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) не является его обязанностью и ни одним из действующих норм не возложена на него такая обязанность.

    Кроме этого, соглашаясь с мнением истца, суд отмечает, что Министерство финансов РФ в более позднем письме от <дата> <номер> полностью продублировав свою позицию, выраженную в письме, на которое ссылается ответчик, дополнительно указало, что «…к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся : для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ля отдельных видов деятельности – копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

    Доводы представителя ответчика о том, что Управление руководствуются только письмом Министерства финансов РФ от <дата> <номер>, не могут являться основанием для отказа истице в назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка и такой отказ не основан на законе.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что истицей при обращении <дата> и при обращении <дата> были представлены все необходимые документы, в том числе и о доходах супруга, для принятия положительного решения и назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.

Кроме того, в Письме Минтруда России от 07.03.2018 N 12-1/10/П-1584 <О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"> указано, что в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Соколовой Е.А. в полном объеме.

В связи с удовлетворением иска в силу ст. 98 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины должны быть взысканы с ответчика – Министерства социального развития Московской области из соответствующего бюджета в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

    Исковые требования Соколовой Е. А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от <дата> <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

    Обязать Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области рассмотреть вопрос о назначении Соколовой Е. А. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО1 с <дата> до достижении ею возраста двух лет.

Признать незаконным решение Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от <дата> <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

    Обязать Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области рассмотреть вопрос о назначении Соколовой Е. А. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО1 с <дата> до достижении ею возраста трех лет.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области из соответствующего бюджета в пользу Соколовой Е. А. уплаченную госпошлину в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.

.Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

2-2615/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СОКОЛОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Ответчики
Раменское управление социальной защиты населения Министрества социального развития Московской области
Министерство социального развития Московской области
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Землемерова О.И.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
05.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
03.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее