Решение
Именем Российской федерации
03 июня 2019 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Землемеровой О.И.,
при секретаре Матрос А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2615/20 по иску Соколовой Е. А. к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка,
Установил:
Истец Соколова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, обязании произвести выплаты, взыскании расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование иска указала, что <дата> у нее родилась дочь ФИО1. <дата> она переехала на постоянное место жительства в г. Раменское Московской области. <дата> она обратилась через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста двух лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. Других доходов у мужа не имелось. Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы(службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах). Она обратилась с жалобой на указанное решение в Министерство социального развития. Получено решение о рассмотрении указанной жалобы и указано, что «Заявителем не были предоставлены сведения о доходах супруга заявителя, в связи с чем Управлением принято решение об отказе в назначении выплаты…, Жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, т.к. решение об отказе в назначении выплаты принято правомерно…», дополнительно сообщено, что индивидуальные предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов. <дата> она обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им уже возраста трех лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года. Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано в назначении выплаты с формулировкой аналогичной формулировке, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <дата> <номер>. Считает указанные решения незаконными. В связи с чем вынуждена была обратиться в суд.
В настоящем судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования, а также обратили внимание на то обстоятельство, что в качестве единственного основания для отказов в назначении соответствующих выплат ответчиком указано, что «документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-кассовые ведомости, приходные кассовые ордер и т.п.) представлены не были. Как следует из возражений ответчика, такой вывод он сделал на основании письма Министерства финансов РФ от <дата>. <номер>, в котором Министерство полагает, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложении, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).» При этом, в указанном письме Министерство сообщает, что является уполномоченным органом по разъяснению законодательства о налогах и сборах и лишь выражает свое мнение по соответствующему вопросу. Указанное письмо нормативным правовым актом не является, какую-либо обязанность по предоставлению указанных ответчиком документов не предусматривает. Более того, Министерство в более позднем письме от <дата> <номер> полностью продублировав свою позицию, выраженную в письме, на которое ссылается ответчик, дополнительно указало: «Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года №841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013г. №703н/112/н/1294, зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2014 №31039). Согласно п.п.2 п.1 вышеуказанного разъяснения к документам, пдтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся : для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ля отдельных видов деятельности – копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке. Истицей такая налоговая декларация представлена была. Кроме этого, были представлены книги доходов за 2019 и 2020 годы. Тем не менее, истице отказано было в назначении выплат. Просят иск удовлетворить.
Ответчики - Министерство социального развития Московской области, Раменское управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, представитель явился и указала, что Соколова Е. А. обратилась <дата> в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первог8о ребенка ФИО1, <дата> года рождения. К заявлению Соколовой Е.А. были приложены сведения о ее доходах за период с <дата> по <дата>., а также налоговая декларация за 2019 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в отношении ее мужа ФИО3.. <дата> Соколова Е.А. вновь обратилась в МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. При этом, ею были представлены документы о ее доходах за период с <дата> по <дата>, а также книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ФИО3 за 2019 и 2020 года. Согласно письма Министерства финансов РФ от <дата> <номер>: Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ. В то же время согласно п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России. В связи с этим для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.). Соколовой Е.А. документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) представлены не были. Таким образом, решения об отказе Соколовой Е.А. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка были приняты обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Третье лицо – Министерство экономики и финансов Московской области, привлеченное к участию в деле по ходатайству ответчика, представитель не явился, извещен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено документально, <дата> у Соколовой Е. А. родилась дочь ФИО1. (л.д.11)
<дата> Соколова Е.А. переехала на постоянное место жительства в г. Раменское Московской области.
<дата> Соколова Е.А. обратилась через МФЦ к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста двух лет с приложением соответствующих документов, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов.(л.д.23-24)
В подтверждение дохода мужа была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж ФИО6 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Решением ответчика от <дата> <номер> Соколовой Е.А. было отказано ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы(службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах). (л.д.43)
Соколова Е.А. обратилась с жалобой на указанное решение в Министерство социального развития.
Получено решение о рассмотрении указанной жалобы и указано, что «Заявителем не были предоставлены сведения о доходах супруга заявителя, в связи с чем Управлением принято решение об отказе в назначении выплаты…. Жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, т.к. решение об отказе в назначении выплаты принято правомерно…», дополнительно сообщено, что индивидуальные предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов. (л.д.17-18)
<дата> Соколова Е.А. обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им уже возраста трех лет с приложением соответствующих документов.(л.д.21-22)
В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года.
Решением ответчика от <дата> <номер> ей было отказано в назначении выплаты с формулировкой аналогичной формулировке, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <дата> <номер>.(л.д.42)
Считает указанные решения незаконными.
Проверяя обоснованность заявленных требований истицы о о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Также в ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", указано, что Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, в Приказе Минтруда России от 29.12.2017 N 889н (ред. от 28.08.2019) "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" указан перечень необходимых документов, а именно: документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей; документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации заявителя и ребенка; документы, подтверждающие смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, отмену усыновления - для лиц, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»; документ, подтверждающий расторжение брака; сведения о доходах членов семьи: а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; справка из военного комиссариата о призыве родителя (супруга родителя) на военную службу; документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).
Установлено, что истицей при обращении <дата> были представлены все необходимые документы, в том числе копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 года с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж ФИО6 является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.
При обращении Соколовой Е.А. <дата>, ею снова были представлены все необходимые документы, а также были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 года и за январь 2020 года на своего супруга ФИО6
Отказывая в назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка ФИО1, ответчик ссылался на п.п. «а» п.5 Перечня документов, указывая, что предоставлены не полные сведения о доходах.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что отказы связаны с тем, что Соколовой Е.А. документы, свидетельствующие о факте получения доходов ФИО3 (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от <дата> <номер>, представлены не были.
Из письма Министерства финансов РФ от <дата> <номер> следует, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Право использовать индивидуальному предпринимателю для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) не является его обязанностью и ни одним из действующих норм не возложена на него такая обязанность.
Кроме этого, соглашаясь с мнением истца, суд отмечает, что Министерство финансов РФ в более позднем письме от <дата> <номер> полностью продублировав свою позицию, выраженную в письме, на которое ссылается ответчик, дополнительно указало, что «…к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся : для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ля отдельных видов деятельности – копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что Управление руководствуются только письмом Министерства финансов РФ от <дата> <номер>, не могут являться основанием для отказа истице в назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка и такой отказ не основан на законе.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истицей при обращении <дата> и при обращении <дата> были представлены все необходимые документы, в том числе и о доходах супруга, для принятия положительного решения и назначении Соколовой Е. А. ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.
Кроме того, в Письме Минтруда России от 07.03.2018 N 12-1/10/П-1584 <О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"> указано, что в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Соколовой Е.А. в полном объеме.
В связи с удовлетворением иска в силу ст. 98 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины должны быть взысканы с ответчика – Министерства социального развития Московской области из соответствующего бюджета в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Соколовой Е. А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от <дата> <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Обязать Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области рассмотреть вопрос о назначении Соколовой Е. А. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО1 с <дата> до достижении ею возраста двух лет.
Признать незаконным решение Раменского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от <дата> <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Обязать Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области рассмотреть вопрос о назначении Соколовой Е. А. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО1 с <дата> до достижении ею возраста трех лет.
Взыскать с Министерства социального развития Московской области из соответствующего бюджета в пользу Соколовой Е. А. уплаченную госпошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
.Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.