Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2112/2023 ~ М-1607/2023 от 31.03.2023

Дело №2а-2112/2023

73RS0001-01-2023-001781-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2023 года                                                        город Ульяновск

Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи    Денисовой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Платовой А.А., помощником судьи Алексеевой Т.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Алексеева Д.А., представителя административного ответчика муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» Чумаковой С.А., представителя заинтересованного лица муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты города Ульяновска» Малышкина Ю.Г.,

в отсутствие представителей заинтересованных лиц администрации муниципального образования «город Ульяновск», Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Ульяновскэлектротранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МУП «Ульяновскэлектротранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере законодательства о гражданской обороне в действиях МУП «Ульяновскэлектротранс».

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 Закона № 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - это организации в зависимости от оборонного или экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

В силу Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли экономики государства или влияния на безопасность населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , МУП «УЭТ» отнесено к организациям первой категории.

Согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, ведение которого осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , на балансе МУП «УЭТ» ранее состояло защитное сооружение гражданской обороны (убежище ) по адресу: <адрес> (депо ).

В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) с инвентарным номером , утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Главой г.Ульяновска, защитное сооружение по вышеназванному адресу фактически отсутствует, не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и не относится к защитному сооружению гражданской обороны, документации на него не имеется. Вывод об отсутствии защитного сооружения гражданской обороны по вышеназванному адресу подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Между тем, в силу п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, убежища создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.

Между тем, проверкой установлено, что для работников наибольшей работающей смены МУП «УЭТ», отнесенной к первой категории по гражданской обороне, убежище для защиты укрываемых не создано, с учетом п. 4.13 Свода правил защитное сооружение для доставления укрываемых не определено.

Просит признать незаконным бездействие МУП «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер к организации укрытия наибольшей работающей смены депо по адресу: <адрес>, обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены депо по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 4.12 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2022 № 1101/пр и п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Представитель административного истца помощник прокурора Алексеев Д.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МУП «Ульяновскэлектротранс» Чумакова С.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, в связи с тем, что МУП «Ульяновскэлектротранс» не имеет возможности проверить обоснованность присвоения предприятию категории, при этом со стороны МУП «Ульяновскэлектротранс» проводятся мероприятия по изысканию возможностей оборудования защитного сооружения на территории Депо по адресу: <адрес>. Подробно позиция административного ответчика изложена в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» Малышкин Ю.Г. в судебном заседании требования административного иска считал законными и обоснованными.

Представители заинтересованных лиц администрации МО «г.Ульяновск», ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные заинтересованные лица извещены.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав письменные доказательства, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьей 1 упомянутого закона под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 Федерального закона № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, в силу пункта 10 которого организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.

В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Согласно пункту 3 Порядка убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;

Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 11 Порядка).

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

В соответствии с п. 4.13 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*» (утв. Приказом Минстроя России от 21.12.2022 № 1101/пр) защитные сооружения следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для защитных сооружений, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, а для иных территорий - не более 1000 м. При подвозе укрываемых автомобильным транспортом радиус сбора укрываемых в противорадиационные укрытия допускается увеличивать до 20 км.

Радиус сбора укрываемых в заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены, должен составлять не более 1000 м.

Положение о гражданской обороне от 26 ноября 2007 года № 804 определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Проведенной прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска установлено, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, ведение которого осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , на балансе МУП «УЭТ» ранее состояло защитное сооружение гражданской обороны (убежище ) по адресу: <адрес> (депо ).

В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) с инвентарным номером , утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Главой г.Ульяновска, защитное сооружение по вышеназванному адресу фактически отсутствует, не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и не относится к защитному сооружению гражданской обороны, документации на него не имеется. Вывод об отсутствии защитного сооружения гражданской обороны по вышеназванному адресу подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела защиты населения МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» ФИО1. пояснил, что согласно постановлению Правительства РФ № 1309 наибольшая работающая смена должна укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны. Учитывая то, что МУП «Ульяновскэлектротранс» относится к первой категории, свою наибольшую смену, а именно 460 человек, они должны укрыть. Такого защитного сооружения в настоящее время не имеется, с представителями МУП «Ульяновскэлектротранс» неоднократно проводились рабочие совещания по данному вопросу, однако руководство организации продолжает бездействовать.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель руководителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области майор внутренней службы ФИО2 в судебном заседании пояснил, что защитное сооружение до настоящего времени числится на балансе, однако как было установлено в ходе контрольных мероприятий, оно не пригодно для использования. Фактически данное сооружение представляет собой разрушенный подвал. В настоящее время восстановление данного защитного сооружения экономически необоснованно. При этом имеется несколько вариантов по выполнению требований закона: аренда, либо быстровозводимые сооружения, что является самым оптимальным вариантом.

Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании факт того, что МУП «Ульяновскэлектротранс» не создало укрытие для работников наибольшей работающей смены организации, отнесенных к соответствующей категории по гражданской обороне, тем самым, нарушены требования п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также права неопределенного круга лица на охрану жизни и здоровья.

Принятие мер по созданию объектов гражданской обороны, в том числе укрытий, направлено на исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сведений об исключении в настоящее время МУП «Ульяновскэлектротранс» в установленном порядке из числа организаций, обязанных иметь защитные сооружения гражданской обороны, в суд не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска прокурора Ленинского района г.Ульяновска о признании незаконным бездействия МУП «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер к организации укрытия наибольшей работающей смены депо по адресу: <адрес>, и возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования административного иска Прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Ульяновскэлектротранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс», в части непринятия должных мер к организации укрытия наибольшей работающей смены депо по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены депо по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 4.12 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2022 № 1101/пр и п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                          М.А. Денисова

    Мотивированное решение составлено 19.05.2023.

2а-2112/2023 ~ М-1607/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ленинского района г.Ульяновска
Ответчики
МУП "Ульяновскэлектротранс"
Другие
ГУ МЧС России по У/о
МБУ "Управление гражданской защиты населения г.Ульяновска"
администрация г.Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Денисова М. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация административного искового заявления
03.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее