РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2011 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Морозовой Л.Н.,
при секретаре Антиповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6030/11 по иску прокурора <адрес> в интересах Ибрагимова М. А. к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с интересах Ибрагимова М.А. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что Ибрагимов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним, не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. Ибрагимов М.А. был включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Ибрагимову М.А. не предоставлено, просил обязать ответчиков предоставить Ибрагимову М.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средство бюджета <адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ибрагимов М.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, иск не признала, согласно которому департамент занимается распределением жилых помещений на основании списков очередников, предоставленных администрацией г.о. Самара. <адрес> бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями Министерства управления финансами <адрес>, которое является главным финансовым органом <адрес>. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством, а также осуществляет контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Департамент осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств соответствии с <адрес> «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В связи с этим, жилое помещение Ибрагимову М.А. будет предоставлено только после наступления момента возникновения оснований к получению жилого помещения, предусмотренного законодательством РФ, а также после обеспечения жилыми помещениями или социальными выплатами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее и обладающих равным правом на внеочередное обеспечение жильём.
Представитель Администрации г.о. Самары, Главы г.о. Самары, иск не признал, пояснил, что предоставление жилых помещение для детей - сирот либо социальных выплат на приобретение жилья не относится к полномочиям департамента управления имуществом г.о. Самары, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Представители Департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара, <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Министерства управления финансами <адрес>, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, представил отзывы, в котором просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона №-ГД органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 45 Устава г.о. Самара от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава г.о. Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст. ст. 45-47 Устава г.о. Самары.
Согласно ст. 8 Закона № ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с <адрес> №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот» и № ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Ибрагимов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за Ибрагимовым М.А., не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара №-р от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов М.А. поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются доказательствами по делу.
Как следует из ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
Как следует из пояснений представителей Главы, Администрации Департамента управления имуществом городского округа Самара при разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции все ответчики, органы местного самоуправления: Глава, Администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Принимая во внимание данные обстоятельства, положения действующего законодательства, и учитывая, что до настоящего времени ответчики, наделённые полномочиями в рамках своей компетенции, не предоставили Спрыгину А.Р. жилое помещение за счёт финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета, суд считает, что ответчиков надлежит обязать предоставить Ибрагимову М.А. социальную выплату на приобретение жилья.
Доводы представителя департамента управления имуществом и Министерства экономического развития о том, что объём средств, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с утвержденной методикой, которая не признана противоречащей закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку, обеспечение вне очереди жилыми помещениями (социальными выплатами на приобретение жилья) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах Ибрагимова М. А. - удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Ибрагимову М. А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий Л.Н. Морозова