Дело № 2-617/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 11 февраля 2015 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Гоглевой Н.В.
при секретаре Дойницыной М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой О. А., Кованина И. А., Морозова С. А., Путилова В. П., Исакова Е. М., Шохина Н. Н., Сорокиной Л. К., Сербиновича Ю. И. к Администрации города Вологды, ОАО АКК «Вологдаагрострой» о признании разрешения на строительство недействительным, приведении земельного участка в первоначальное состояние,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес> (Васильева О.А.), <адрес> (Кованин И.А.), <адрес> (Шохин Н.Н.), <адрес> (Сорокина Л.К.), <адрес> (Морозов С.А.), <адрес> (Путилов В.П.), <адрес> (Исаков Е.М.), <адрес> (Сербинович Ю.И.). ОАО ААК «Вологдаагрострой» ведет строительство 15-ти этажного многоквартирного жилого дома на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ (взамен № от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Администрацией города Вологды, которое является незаконным, поскольку выдано с нарушением установленного законом порядка. У застройщика отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, на земельном участке, на котором ведется строительство. Постановлением Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № определены зоны охраны объектов культурного наследия, к которым отнесен, в том числе, и участок, на котором ведется спорное строительство (зона 3, категория- И-5). Данным постановлении утверждены градостроительные регламенты действующие в границах зон охраны объектов культурного наследия, согласно которых на данных земельных участках допускается строительство зданий до 5- ти этажей с высотой здания до 16 метров. Спорное разрешение на строительство выдано на строительство 15-ти этажного здания, то есть с превышением установленных предельных параметров. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части этажности строительства и высоты строящегося здания застройщику в установленном порядке не выдавалось, и соответственно в Администрацию г. Вологда оно не представлялось. Таки образом, застройщиком не был представлен установленный законом комплект документов, необходимый для выдачи разрешения на строительство.
Администрацией города Вологды в ДД.ММ.ГГГГ проведены общественные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования в части максимального процента застройки с 30% до 45% с грубейшими нарушениями, поскольку ни один из правообладателей смежных участков не был уведомлен о проведении слушаний, слушания назначены менее чем за 15 дней, решение о проведении общественных слушаний опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (за два дня до проведения). Истцы были лишены возможности высказать свою позицию по поводу ведущегося строительства. Представленное ОАО ААК «Вологдаагрострой» положительное заключение негосударственной экспертизы, изготовленное ООО «Проектное бюро №1», выданно в отношении технико-экономических характеристик капитального строительства «блоков «Б», «В» и «Г», при этом разрешение на строительство выдано для строительства здания содержащего блоки «А», «Б», «В» и «Г», в экспертизе имеются противоречия в этажности блоков. Постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, на котором ведется спорное строительство, включен в зону охраны памятников культурного наследия и отнесен к зоне 3, категории - И-5, которым установлено, что на данных земельных участках допускается строительство зданий до 5-ти этажей с высотой здания до 16 метров и только при наличии положительного заключения органа охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Помимо зоны И-5 данная территория застройки попадает в зону А-2 «Зона археологического наблюдения», согласно пункту 1.9 части 1 приложения № названного Постановления для данной зоны использование земель для целей строительства не предусмотрено, проведение земляных работ без сопутствующего археологического сопровождения (надзора) запрещено. Постановлением отмечено, что допускается строительство отдельных высотных акцентов на основании положительного заключения органов охраны объектов культурного наследия, Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области отказано в выдаче положительного заключения на строительство указанного дома (в адрес застройщика выдано соответствующее заключение от ДД.ММ.ГГГГ №). По итогам проверки разрешения на строительство Главным Управлением архитектуры и градостроительства Вологодской области составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому градостроительный план земельного участка №, утвержденный постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, подготовлен с нарушением приказа Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Правительства области «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил землепользования и застройки города Вологды. Разрешение на строительство выдано с нарушением ст. 9 Правил землепользования и застройки города Вологды и Постановления правительства области № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного акта Главным управлением Архитектуры и градостроительства Вологодской области в адрес администрации города Вологды выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором поставлен вопрос об отмене оспариваемого разрешения, которое до настоящего времени не выполнено. Заместителем прокурора города Вологды вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и направлено для рассмотрения Мировому судье Вологодской области по судебному участку № 67. Постановлением мирового судьи Администрация привлечена к ответственности в виде штрафа.
Факты допущенных нарушений так же подтверждаются письмом заместителя прокурора города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ года, адресованного начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства Вологодской области Метскому А.В., а так же письмом заместителя прокурора города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кадулиной Н. В.. Данные письма составлены по итогам прокурорских проверок, в ходе которых установлены грубые нарушения, допущенные Администрацией города Вологды при согласовании градостроительного плана на земельный участок и выдаче шорного разрешения на строительство.
Шохин Н.Н. обратился в ООО «СтройАгент» (имеющее право на проведение негосударственной экспертизы проектной документации на основании свидетельства об аккредитации №) с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ на проведение исследования проектного решения дома на предмет нарушений установленных стандартов, санитарных и гигиенических норм. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения.
Так, решение Вологодской городской Думы от 31.05.2010 №357 утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда»
Примечанием 2 к таблице 79 Названных нормативов установлено, что в случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках.
Как видно из проектного решения строящегося дома, запланированные автостоянки непосредственно примыкают к автостоянкам 2 очереди и в совокупности, включают 110 машино-мест.
Согласно приведенных в таблице 79 нормативов, расстояние до детских площадок должно быть не менее 50 метров, а до окон жилых домов должно быть не менее 35 метров.
Как следует из проектного решения строящегося дома фактически расстояние до детской площадки составляет всего 10 метров (при нормативе 50), а до окон жилых домов составляет 15,5 метра (при нормативе 35 метров).
В результате строительства дети, находящиеся на площадке, а так же жильцы близлежащих домов будут подвержены неблагоприятным воздействиям от автомобилей, находящихся на стоянке, в том числе негативному воздействию на здоровье жителей от выхлопных газов.
Кроме того, согласно Правилам землепользования, утвержденным Решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 №72 площадь озеленения земельного участка (.должна составлять не менее 6 м. кв. на одного человека.
Из проектного решения видно, что дом рассчитан для проживания 653 человек. Соответственно, площадь озеленения должна составлять не менее 3 918 м. кв.
Несмотря на нормативные требования, площадь озеленения по проекту составляет всего 1487,1 м. кв., но, только 277,7 м. кв. в границах отведенного участка. Таким образом, площадь озеленения строящегося дома более чем в 12 раз меньше нормативного требования. Площадки для занятий физкультурой в границах участка составляют 113,5 м. кв., в то время как по нормативам требуется 1 306 м.кв. Часть спортивных площадок, указанных за пределами участка, находятся как за пределами выделенного участка, так и за пределами зоны благоустройства, и, кроме того, находятся в охраняемой зоне берега реки Вологды в зоне подтопления.
Далее, строящийся дом вплотную примыкает к капитальной стене дома № по <адрес>, фактически используя его в строительстве. В результате собственники помещений жилого дома № лишены возможности распоряжаться принадлежащим им имуществом, а именно стеной дома (для размещения рекламы, кондиционеров и т.п.). Кроме того, ОАО ААК «Вологдаагрострой» фактически использует эту стену без получения согласия собственников этой конструкции.
Таким образом, ответчики, осуществляя строительство спорного дома, нарушают право общей долевой собственности собственников помещений жилого дома № по <адрес> на наружные конструкции дома.
В силу чего истцами правомерно заявлены требования об устранении нарушения принадлежащего им права путем возложения на ответчиков обязанности демонтировать троящийся дом и привести земельный участок в первоначальное положение
Просят признать недействительным разрешение на строительство № (взамен № от ДД.ММ.ГГГГ года) от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Вологды, обязать ОАО ААК «Вологдаагрострой» прекратить строительство на основании разрешения на строительство №. Обязать открытое акционерное общество Акционерная агростроительная компания «Вологдаагрострой» привести земельный участок с кадастровым номером № в первоначальное состояние. Обязать открытое акционерное общество Акционерная агростроительная компания «Вологдаагрострой» демонтировать построенный на основании спорного разрешения на строительство объект недвижимости.
В дальнейшем исковые требования были изменены. Истцы просят признать недействительным разрешение на строительство № (взамен № от ДД.ММ.ГГГГ года) от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Вологды, обязать ОАО ААК «Вологдаагрострой» прекратить строительство на основании разрешения на строительство № RU35327000-276. Обязать открытое акционерное общество Акционерная агростроительная компания «Вологдаагрострой» привести проектную документацию и незавершенный строительством объект к нормам и параметрам, установленным законодательством РФ в том числе, к предельным параметрам, установленным градостроительным регламентом в границах ЗАО охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды для Зоны регулирования застройки 3 категории – И-5, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» нормам Градостроительного кодекса РФ, нормам Жилищного кодекса РФ.
В дальнейшем к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Гросс А. А., Гросс И. Ю.,
В судебном заседании представители истцов Титова Т.В., Корнейчук Я.Е. измененные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представители ответчика ОАО АКК «Вологдаагрострой» Силантьева А.В., Куликова А.В. возражали против удовлетворения измененных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве. Суду пояснили, что дом не мешает другим домам, строящимся рядом. Угрозы для людей не представляется. На момент обращения истцов в суд объект находится в состоянии готовности. Сейчас ведутся отделочные работы и проводится благоустройство придомовой территории, основные строительные работы завершены. В настоящий момент заключено очень много договоров по долевому участию в строительстве, они заключены с гражданами, которые брали деньги в ипотеку или использовали средства материнского капитала.
Представитель ответчика Администрации города Вологды Завьялова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве, просит отказать в удовлетворении требований, поскольку нарушений в выдаче разрешения не имеется, кроме того, данные заявленные требования являются аналогичными требованиям, по которым ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, в удовлетворении требований которых, истцам отказано.
Представитель третьих лиц Гросс И.Ю., Гросс А.А. по доверенности Гросс А.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве. Суду пояснили, что дом возведен, нарушения в выдаче разрешения на строительство не имеется. Многие люди уже приобрели квартиры в данном доме.
Представитель третьего лица Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Пункт 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Установлено, что Администрацией города Вологды ДД.ММ.ГГГГ ОАО ААК «Вологдаагрострой» выдано разрешение на строительство № (взамен № от ДД.ММ.ГГГГ) на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> набережная, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № для строительства многоквартирного дома утвержден Постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с заключением Автономного учреждения Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту «Многоквартирный жилой дом по <адрес>» соответствует нормативным требованиям.
Судом установлено, что застройщиком при получении разрешения на строительство были представлены все необходимые документы и подготовлена проектная документация, как того требует действующее законодательство.
Также судом установлено, что требования, установленные Градостроительным кодексом РФ при подготовке и выдаче разрешения на строительство спорного объекта соблюдены.
В соответствии с пунктом 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Установлено, что в настоящее время строительно- монтажные работы по возведению капитальных конструкций дома завершены.
После получения разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, и опубликования на сайте проектной декларации о проекте строительства от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО ААК «Вологдаагрострой» и участниками долевого строительства были заключены и в установленном законом порядке зарегистрированы договоры участия в долевом строительстве.
Согласно Федеральному закону № 214-ФЗ от 30.12.2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» участники долевого строительства имеют право на своевременное получение от застройщика объектов долевого строительства (квартир), за которые ими в полном объеме уплачены денежные средства.
В ходе судебного заседания установлено, что часть дольщиков финансировали строительство объекта с привлечением заемных денежных средств (ипотечных кредитов). Часть квартир в жилом доме приобретена с использованием материнского капитала. В настоящее время с более чем 300 участниками долевого строительства заключены и зарегистрированы 297 договоров участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.
Пункт 3 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 196 при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
В соответствии с ч.1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Установлено, что истцы в подтверждении своих доводов о том, что спорный многоквартирный жилой дом нарушает требования санитарно- гигиенических, экологических, и иных правил, соответствующих доказательств суду не представили. Так же суду не представлены Экспертные заключения о несоответствии указанного дома градостроительным и иным нормам и правилам.
Кроме того, истцы не представили доказательств того, что имеется угроза нарушения их прав, и, если имеется, то возможно ли ее устранение иным способом, без сноса возведенной на основании разрешения на строительство постройки.
Данных о том, что строительство спорного объекта произведено с отступлением от утвержденного плана застройки земельного участка, в суде не установлено.
При таких обстоятельствах, при недоказанности истцами нарушений каких-либо их прав возведенным жилым домом, суд пришел к выводу об отказе Васильевой О. А., Кованина И. А., Морозова С. А., Путилова В. П., Исакова Е. М., Шохина Н. Н., Сорокиной Л. К., Сербиновича Ю. И. в удовлетворении исковых требований о признании недействительным разрешение на строительство № (взамен № от ДД.ММ.ГГГГ года) от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Вологды, обязании ОАО ААК «Вологдаагрострой» прекратить строительство на основании разрешения на строительство №, обязании открытое акционерное общество Акционерная агростроительная компания «Вологдаагрострой» привести проектную документацию и незавершенный строительством объект к нормам и параметрам, установленным законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Васильевой О. А., Кованину И. А., Морозову С. А., Путилову В. П., Исакову Е. М., Шохину Н. Н., Сорокиной Л. К., Сербиновичу Ю. И. в удовлетворении заявления к Администрации города Вологды, ОАО ААК «Вологдаагрострой» о признании разрешения на строительство недействительным, об обязании ОАО ААК «Вологдаагрострой» прекратить строительство на основании разрешения на строительство №, обязании открытое акционерное общество Акционерная агростроительная компания «Вологдаагрострой» привести проектную документацию и незавершенный строительством объект к нормам и параметрам, установленным законодательством – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Гоглева
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2015 года