Дело № 2-2809/2019 8 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при помощнике судьи Бетиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Якушевой Т. И. к товариществу собственников жилья «Майский», акционерному обществу «Архангельскоблгаз» о возложении обязанности произвести перерасчёт суммы компенсации, предоставить информацию о сумме компенсации в орган социальной защиты населения, обеспечивать расчёт суммы компенсации в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Якушева Т.И. обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Майский» (далее – ТСЖ «Майский»), акционерному обществу «Архангельскоблгаз» (далее – АО «Архангельскоблгаз») о возложении обязанности произвести перерасчёт суммы компенсации, предоставить информацию о сумме компенсации в орган социальной защиты населения, обеспечивать расчёт суммы компенсации в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование заявленных требований указала, что зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: г.Архангельск, .... Как ветеран труда она имеет право на льготу в соответствии с п. 1 ст. 3 закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", а именно на 50% по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, за обращение с твердыми бытовыми отходами, за отопление, а также за газоснабжение. ТСЖ «Майский» незаконно производится расчет данной льготы в пределах установленной социальной нормы площади жилья вместо того, чтобы рассчитывать 50% льготу исходя из фактически потребленного объема коммунальных услуг, а также неверно определяется социальная норма, поскольку в соответствии с законом Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" она рассчитывается исходя из количества ветеранов в семье, то есть в данном случае будет составлять 33 кв.м., а не 21 кв.м. АО «Архангельскоблгаз» необоснованно производит расчет платы за газоснабжение с учетом количества зарегистрированных человек, хотя расчет льготы должен производиться исходя из 50% объема потребленного газа.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Истец пояснила, что ответчик ТСЖ «Майский» при расчете компенсации расходов на оплату тепловой энергии, расходов на содержание и расходов за обращение с твердыми бытовыми отходами незаконно и неправильно применяет социальную норму площади жилья, а АО «Архангельскоблгаз» незаконно при расчете компенсации учитывает количество зарегистрированных лиц.
Представитель ответчика ТСЖ «Майский» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что ответчиком производится расчет льготы исходя из 50% размера платы за содержание и отопления с учетом социальной нормы площади жилья, при этом отдельно плата за обращение с твердыми бытовыми отходами не взимается, поскольку входит в плату за содержание.
Представитель третьего лица ГКУ АО "... центр социальной защиты населения" в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что ответчиками правильно производится расчет льготы.
Представитель ответчика АО «Архангельскоблгаз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором считал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, указал, что в соответствии с законом Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" расчет льготы истцу по оплате услуг по газоснабжению производится с учетом фактически потребленного ресурса согласно показаниям прибора учета газа, а также количества лиц, имеющих право на получение льгот.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области в суд своего представителя не направило, в представленном письменном отзыве указано, что при расчете компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами ветеранам труда должна применяться социальная норма площади жилья, а по отоплению также в пределах норматива потребления коммунальной услуги, компенсация за газ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг.
По определению суда с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также приравненных к ним граждан, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
По смыслу приведенных конституционных положений, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области 10 ноября 2004 года принял Закон N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", преамбулой которого установлено, что настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан.
Статьей 3 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 года N 51-12-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда Архангельской области устанавливаются Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан", являются расходными обязательствами Архангельской области и финансируются за счет средств областного бюджета.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что региональный законодатель, определяя меры социальной поддержки, в том числе для ветеранов труда Архангельской области, вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам труда Архангельской области с учетом возможностей бюджета субъекта, а также определять порядок и условия предоставления таких мер, в том числе возраст, по достижении которого указанная категория граждан вправе претендовать на их получение.
Из материалов дела усматривается, что истец Якушева Т.И., являющаяся ветераном труда, зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: г.Архангельск, .... В данной квартире по состоянию на <Дата> было зарегистрировано три человека. Общая площадь жилого помещения составляет 64,2 квадратных метра. В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 1 ст. 1 закона Архангельской области N 262-33-ОЗ (в редакции от <Дата>) действие настоящего закона распространяется на отдельные категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, в частности, на лиц, являющихся ветеранами труда и имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «О страховых пенсиях», а также ветеранов военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях».
Как указано в пункте 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путём перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп, расчёт денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твёрдое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделёнными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твёрдого топлива и сжиженного газа.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего закона, предоставляются по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи; компенсация расходов в размере 50 процентов платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в пункте 8 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» в целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1, подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применяется социальная норма площади жилья в размере 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трёх и более человек, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и 33 квадратных метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Из изложенного следует, что меры социальной поддержки ветеранам труда Архангельской области предоставляются с применением социальной нормы площади жилья, а предоставляемая льгота не должна превышать установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Учитывая указанные положения закона, ТСЖ «Майский» правомерно производится расчет компенсации расходов на оплату за содержание и коммунальной услуги по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья в размере 42 квадратных метра (21 квадратный метр на человека) при проживании двух человек и в размере 18 квадратных метров в период проживания в квартире истца трех человек.
При этом суд признает необоснованными доводы истца о том, что при применении социальной нормы площади жилья в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» при оценке количества человек в семье нужно учитывать только количество ветеранов, поскольку они основаны на неверном толковании данных норм права.
Поскольку в соответствии с положениями Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области не выбран и единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не утвержден, отдельно плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не взимается, данные расходы входят в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу положений статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Системный анализ вышеуказанных правовых норм и разъяснений позволяет суду сделать вывод о том, что компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг ветерану, проживающему совместно с другими членами семьи, предоставляется с учётом приходящейся на него доли. Данная мера социальной поддержки носит исключительно индивидуальный и адресный характер, на лиц, проживающих совместно с ветераном труда, не распространяется, в связи с чем АО «Архангельскоблгаз» обоснованно производит расчет компенсации расходов оплаты за газоснабжение с учетом количества проживающих лиц и объема потребленного ресурса.
При этом суд признает необоснованным ссылки стороны истца на нормативы потребления газа, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями закона они применяются только в случае, если жилое помещение не оборудовано прибором учета расхода газа, либо расход газа по счетчику превышает данный норматив на одного человека, однако в квартире истца счетчик установлен, нормативы не превышены.
Таким образом, суд считает, что порядок начисления ответчиками истцу компенсации расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, за отопление, а также за газоснабжение является правильным и полностью соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Якушевой Т. И. к товариществу собственников жилья «Майский» о возложении обязанности произвести перерасчёт суммы компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению, на оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами, предоставить информацию о сумме компенсации в орган социальной защиты населения, обеспечивать расчёт суммы компенсации в соответствии с требованиями законодательства, к акционерному обществу «Архангельскоблгаз» о возложении обязанности произвести перерасчёт суммы компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению, предоставить информацию о сумме компенсации в орган социальной защиты населения, обеспечивать расчёт суммы компенсации в соответствии с требованиями законодательства отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова