Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3558/2018 ~ М-3479/2018 от 10.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                               06 декабря 2018 года                                     <адрес>

           Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3558/18 по административному исковому заявлению Кульковой М. А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кулькова М.А. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара (далее – Департамент) о признании незаконным отказа, указав, что она является лицом, на чье имя был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия жилого помещения размером 15,8 кв.м жилой площади по адресу: <адрес>. Поскольку указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, ДД.ММ.ГГГГ было сформировано заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания . Далее было издано распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения непригодным для проживания», приложением в к которому был утвержден список граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в подлежащих выселению, в т.ч. Кулькова М.А. В последующем было издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок предоставления жилого помещения был смещен с 20ДД.ММ.ГГГГ год. Однако до настоящего времени жилое помещение заявителю не было предоставлено. В 2016 году административный ответчик сообщал, что Кулькова М.А. имеет номер очередности 312 в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ МП г.о.Самара «Жилсервис» был составлен акт осмотра указанного выше жилого дома, и направлено письмо органам местного самоуправления о предоставлении тем лицам, кто был признан жильцом непригодного для проживания помещения. Кулькова М.А. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предоставлении жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов для граждан, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания, на который ею был получен немотивированный отказ (городской округ не располагает благоустроенными жилыми помещениями для отселения граждан из аварийного жилищного фонда), в связи с чем она обратилась с иском в суд. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, просит признать решение, изложенное в отказе Департамента управления имуществом г.о.Самара, изложенное в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Хайруллин Э.А. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара.

Заинтересованное лицо Кульков В.Н. заявленные административным истцом требования поддержал в полном объеме, пояснив, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, признанным аварийным.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.1 ст.226 КАС РФ).

На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86-89 ЖК РФ.

В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Соответственно, предоставление гражданам, в связи с признанием жилого помещения непригодным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Из материалов дела следует, что Кулькова М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 25,20 кв.м, жилой площадью – 16,4 кв.м. Кроме нее также в данной квартире зарегистрирован Кульков В.Н.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией, назначенной постановлениями Главы г.о.Самара, было принято заключение о признании жилого помещения (<адрес>) многоквартирного <адрес> литера по <адрес> жилой площадью 15,8 кв.м несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, т.к. данное жилое помещение является непригодным для проживания по причине того, что отметка пола жилого помещения ниже планировочной отметки земли, а также высота от пола до потолка в жилом помещении менее 2,5 м.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения непригодным для проживания» указанная квартира была признана непригодной для проживания. Пунктом 3 распоряжения на Департамент управления имуществом г.о.Самара была возложена обязанность предоставить до конца 2011 года другое жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилое помещение по договору социального найма, согласно приложению. В пункте 1 приложения указана Кулькова М.А.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ срок предоставления жилого помещения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что до настоящего времени Департаментом управления имуществом г.о.Самара другое жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством Кульковой М.А. не предоставлено.

Кулькова М.А. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением, в ответ на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил, что в настоящее время городской округ Самара не располагает благоустроенными жилыми помещениями для отселения граждан из аварийного жилищного фонда. При этом административный ответчик ссылается на то, что административному истцу на семью из 4 человек ДД.ММ.ГГГГ было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако Кулькова М.А. выразила отказ в переселении в указанное жилое помещение совместно с бывшим мужем Кульковым В.Н.

Между тем, при рассмотрении дела установлено, что в признанном непригодным для проживания жилом помещении зарегистрированы два человека, что подтверждается справкой МП г.о.Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, указанным лицам какое-либо равнозначное жилое помещение административным ответчиком не предлагалось, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное.

Принимая изложенное во внимание, учитывая, что срок, предоставленный Департаменту управления имуществом г.о.Самара для расселения граждан из непригодного для проживания жилья истек, а также то, что на протяжении длительного времени Департамент не осуществил необходимых действий по предоставлению семье Кульковой М.А. другого благоустроенного жилого помещения, отказав ДД.ММ.ГГГГ последней в предоставлении разнозначного жилого помещения в г.о.Самара, сославшись на отсутствие в г.о.Самара благоустроенных жилых помещений для отселения граждан из аварийного жилищного фонда, что повлекло нарушение прав административного истца, суд приходит к выводу о незаконности отказа, изложенного в письме .

В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих длительный период времени исполнить возложенную на административного ответчика Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по расселению граждан из аварийного жилья, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы Департамента не основаны на законе, требования Кульковой М.А. о признании оспариваемого отказа незаконным подлежат удовлетворению.

Согласно п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кульковой М. А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Кульковой М.А., возобновив работу по её заявлению о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                    (подпись)                Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-3558/2018 ~ М-3479/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулькова М.А.
Ответчики
Департамент упраления имуществом г.о. Самара
Другие
Кульков В.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
10.09.2018Регистрация административного искового заявления
10.09.2018Передача материалов судье
12.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2018Судебное заседание
09.10.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.10.2018Судебное заседание
07.11.2018Судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
11.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее