Судья Сандуляк С.В. Дело №33-912/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Жидковой Е.В.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Макарова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 18 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Макарова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.
Признать за Макаровым Сергеем Анатольевичем право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 3(три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Макарову Сергею Анатольевичу пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Макарова Сергея Анатольевича расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., возражение на жалобу Макарова С.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Макаров С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указал, что она родился <дата>. С 1974 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. Данный населенный пункт относится к территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На обращение к ответчику с заявлением от 06 ноября 2018 года о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был получен отказ, мотивированный тем, что <адрес> не значится в Перечне населенных пунктов, которые относятся к территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1993 года № 327-р, в указанном Перечне поименован <адрес>.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорное правоотношение, уточнив исковые требования, Макаров С.А. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить ему выплату пенсии по старости с момента возникновения права, а именно с <дата>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайоное) просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Макарова С.А., поскольку факт его проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со статьёй 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
В силу статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
Согласно части 3 статьи 7 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с РЗ 01.02.1998 - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р действовавшем до 01.02.1998, предусмотрен <адрес>, <адрес> перечнем не поименован.
Как видно из материалов дела, Макаров С.А. 06 ноября 2018 года обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Письмом ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 16 ноября 2018 года Макарову С.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия такого права.
Отказывая истцу в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что населенный пункт <адрес> не поименован Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Обращаясь в суд с иском, Макаров С.А. ссылался на то, что он в период с 1974 года по настоящее время проживает в <адрес>, то есть на территориях, отнесенных к территориям с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Согласно справке главы Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области <адрес> на территории поселения не значится.
Согласно Законам Орловской области от 25.12.2013 № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 06.07.2005 № 522-О «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 07.12.1999 № 132-ОЗ «Об административном устройстве Орловской области», от 28.12.2004 № 466-ОЗ «О статусе, границах и административным центрах муниципальных образований на территории Орловского района Орловской области» в качестве <...> Орловского района Орловской области являлся <адрес>. При этом, <адрес> не поименован на территории Орловского района Орловской области. Иного населенного пункта со схожим названием на территории Орловской области не имеется.
При разрешении спора судом бесспорно было установлено, что Макаров С.А. в период с 26.04.1986 по 01.02.1998 проживал в <адрес>.
Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах: паспорте Макарова С.А., согласно которому он зарегистрирован в <адрес> с 29 января 1988 года; поквартирной карточке, согласно которой, истец прибыл в <адрес> 16 марта 1978 года; похозяйственных книгах <адрес> за 1983-1990 года годы, в которых имеются сведения о том, что в хозяйстве ФИО1 значится сын Макаров С.А., <дата> года рождения; справке администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области от 26 ноября 2018 года № о том, что Макаров С.А. в спорный период был зарегистрирован и проживал в <адрес>.
Факт проживания истца в <адрес>, подтвердили свидетели ФИО2 и ФИО3, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Установив, что Макаров С.А. в период с 26.04.1986 по 01.02.1998 проживал в <адрес>, учитывая, что <адрес> на территории Орловской области не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Макаровым С.А. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.
Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Макарова С.А. не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Поскольку право Макарова С.А. <дата> года рождения на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения истцом возраста 57 лет, а в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 06.11.2018 года, то есть до достижения возраста 57 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Макарову С.А. пенсии с даты возникновения права, с <дата>.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу с <дата>, основан на неправильном толковании норма материального права.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сандуляк С.В. Дело №33-912/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Жидковой Е.В.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Макарова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 18 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Макарова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.
Признать за Макаровым Сергеем Анатольевичем право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 3(три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Макарову Сергею Анатольевичу пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Макарова Сергея Анатольевича расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., возражение на жалобу Макарова С.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Макаров С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указал, что она родился <дата>. С 1974 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. Данный населенный пункт относится к территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На обращение к ответчику с заявлением от 06 ноября 2018 года о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был получен отказ, мотивированный тем, что <адрес> не значится в Перечне населенных пунктов, которые относятся к территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1993 года № 327-р, в указанном Перечне поименован <адрес>.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорное правоотношение, уточнив исковые требования, Макаров С.А. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить ему выплату пенсии по старости с момента возникновения права, а именно с <дата>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайоное) просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Макарова С.А., поскольку факт его проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со статьёй 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
В силу статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
Согласно части 3 статьи 7 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с РЗ 01.02.1998 - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р действовавшем до 01.02.1998, предусмотрен <адрес>, <адрес> перечнем не поименован.
Как видно из материалов дела, Макаров С.А. 06 ноября 2018 года обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Письмом ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 16 ноября 2018 года Макарову С.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия такого права.
Отказывая истцу в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что населенный пункт <адрес> не поименован Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Обращаясь в суд с иском, Макаров С.А. ссылался на то, что он в период с 1974 года по настоящее время проживает в <адрес>, то есть на территориях, отнесенных к территориям с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Согласно справке главы Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области <адрес> на территории поселения не значится.
Согласно Законам Орловской области от 25.12.2013 № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 06.07.2005 № 522-О «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 07.12.1999 № 132-ОЗ «Об административном устройстве Орловской области», от 28.12.2004 № 466-ОЗ «О статусе, границах и административным центрах муниципальных образований на территории Орловского района Орловской области» в качестве <...> Орловского района Орловской области являлся <адрес>. При этом, <адрес> не поименован на территории Орловского района Орловской области. Иного населенного пункта со схожим названием на территории Орловской области не имеется.
При разрешении спора судом бесспорно было установлено, что Макаров С.А. в период с 26.04.1986 по 01.02.1998 проживал в <адрес>.
Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах: паспорте Макарова С.А., согласно которому он зарегистрирован в <адрес> с 29 января 1988 года; поквартирной карточке, согласно которой, истец прибыл в <адрес> 16 марта 1978 года; похозяйственных книгах <адрес> за 1983-1990 года годы, в которых имеются сведения о том, что в хозяйстве ФИО1 значится сын Макаров С.А., <дата> года рождения; справке администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области от 26 ноября 2018 года № о том, что Макаров С.А. в спорный период был зарегистрирован и проживал в <адрес>.
Факт проживания истца в <адрес>, подтвердили свидетели ФИО2 и ФИО3, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Установив, что Макаров С.А. в период с 26.04.1986 по 01.02.1998 проживал в <адрес>, учитывая, что <адрес> на территории Орловской области не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Макаровым С.А. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.
Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Макарова С.А. не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Поскольку право Макарова С.А. <дата> года рождения на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения истцом возраста 57 лет, а в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 06.11.2018 года, то есть до достижения возраста 57 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Макарову С.А. пенсии с даты возникновения права, с <дата>.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу с <дата>, основан на неправильном толковании норма материального права.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи