Дело № 12-28/2022 (№ 12-225/2021)
УИД 74RS0030-01-2021-006757-39
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Магнитогорск 28 января 2022 года
Судья Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Фадеева О.В., при секретаре Михайловой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Мананской К.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Правобережного районного отделения судебных приставов г. Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области от 06 декабря 2021 года,
УСТАНОВИЛ
06 декабря 2021 года должностным лицом Правобережного районного отделения судебных приставов г. Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области вынесено постановление, которым Мананская К.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Мананская К.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить.
Мананская К.А. о месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявляла, жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Участвуя в предыдущем судебном заседании, Мананская К.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить постановление, указав на то, что как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении не указаны место и время совершения административного правонарушения, событие административного правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Защитники Никитенко В.А., Тросиненко Ю.А., действующие на основании доверенности, а также Кукушкин А.С., допущенный к участию в процессе по устному заявлению, в судебном заседании просили обжалуемое постановление отменить, считая его незаконным, поскольку оно вынесено с нарушениями норм КоАП РФ.
Ведущий судебный пристав-исполнитель Огаркова Л.Ф. в судебном заседании пояснила, что Мананской К.А. предъявлялось требование явиться с детьми к психологу в центр ООО "Индиго Магнитки", которое она неоднократно не исполняла, в требовании тык же было указано, что при его неисполнении в отношении нее будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, что и было сделано.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение должником законодательстваоб исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п.3 ст.29.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с ч.1 ст.28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст.28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протоколаоб административном правонарушении (ч.6 ст.28.2 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.25.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу разъяснений, содержащихся в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Должностным лицом административного органа по делу были допущены грубые процессуальные нарушения, а именно: в протоколе об административном правонарушении от 06 декабря 2021 года, как и в постановлении по делу об административном правонарушении от 06 декабря 2021 года не содержится указания на место и время совершения административного правонарушения, также событие административного правонарушения, а именно, в чем заключалось законное требование судебного пристава-исполнителя.
Акт об обнаружении признаков административного правонарушения не может являться основанием для привлечения Мананской К.А. к административной ответственности 06 декабря 2021 года, поскольку в нем содержатся сведения о том, что она не выполнила законные требования судебного пристав-исполнителя явиться 20 октября 2021 года и 12 ноября 2021 года на консультацию к специалисту в центр ООО "Индиго Магнитки", тогда как сущность требования судебного пристава-исполнителя, как и время совершения административного правонарушения должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, а, кроме того, сроки составления протокола об административном правонарушении, установленные ст.28.5 КоАП РФ, в данном случае, также должностным лицом нарушены.
Как о составлении протокола об административном правонарушении 06 декабря 2021 года, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении 06 декабря 2021 года Мананская К.А. извещена не была, что судебным приставом-исполнителем в судебном заседании не отрицалось.
Указанное свидетельствует о нарушении должностным лицом вышеуказанных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, что, в том числе, нарушает право лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на защиту.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством (ст.26.2 КоАП РФ).
Поскольку в нарушение требований ч.2 ст.25.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие извещения Мананской К.А. и данных о ее надлежащем извещении о времени и месте слушания дела не имеется, а также протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Правобережного районного отделения судебных приставов г. Магнитогорска УФССП России по Челябинской области подлежит отмене как незаконное.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу Мананской К.А. удовлетворить.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Правобережного районного отделения судебных приставов г. Магнитогорска УФССП России по Челябинской области от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, в отношении Мананской К.А., отменить, производство по делу прекратить.
.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Судья