№2-502/2020
УИД 56RS0028-01-2020-000560-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Переволоцкий 24 августа 2020 года
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Дударь О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области к Балобину С. В. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
У С Т А Н О В И Л:
администрация муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области обратилась в суд с иском к Балобину С.В. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, указав в заявлении, что администрация Переволоцкого поссовета подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности лицам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли), и опубликовала этот список в районной газете «Светлый путь» (№ 41 от 19.10.2018 года, (уточнение в объявлении № 42 от 26.10.2018 года), а также областной газете «Оренбуржье» (№ 101 (5798) от 19.10.2018 года), размещен на официальном сайте администрации Переволоцкий поссовет в сети «Интернет» и на информационных щитах, расположенных на территории Переволоцкого поссовета. На ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> было назначено общее собрание участников общей долевой собственности по утверждению списков невостребованных долей, которое не состоялось по причине отсутствия необходимого кворума. За этот период в администрацию Переволоцкий поссовет поступило ... заявлений об исключении из списков, так как на указанные земельные доли на законных основаниях установлен собственник. ... пая исключены из списка и администрация в отношении них иск не выдвигает. Постановлением муниципального образования Переволоцкого поссовета № 64 от 12.03.2019 года был утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности бывшего ...». Владелец земельной доли Балобин С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не передал земельную долю в аренду и не распорядился ею иным образом в течении трех и более лет подряд. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит: прекратить право собственности на земельную долю, принадлежащую Балобину С. В., признать право муниципальной собственности муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области на указанную невостребованную земельную долю.
Определением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из п.2 Указа Президента РФ N323 от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" следует, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Согласно вышеуказанному Указу производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель (в соответствии с постановлением Правительства РФ N86 от 29 декабря 1991 года), в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Земельные доли могли быть получены путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года N708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСФ" производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом, члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом.
Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что спорный земельный участок (земельная доля) относится к землям сельскохозяйственного назначения, специальным Федеральным законом, регулирующим эти отношения, является Федеральный закон от 24 июля 2002 года N101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Частью 5 ст.13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности на этот земельный участок.
Статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено:
1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
6. Лица, считающие, что они, или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Судом установлено следующее:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», распоряжения администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 23.06.1994 года № 485-р принято решение "О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам коллектива сельскохозяйственного предприятия" установлена фактическая доля сельскохозяйственных угодий, приходящихся на одного человека, в размере 15,5 га, указан список собственников земельных долей и размер их земельной доли.
Земельный участок, закрепленный за АО «Шевченко», расположен в земельном массиве по адресу: <адрес>, учитывается в государственном кадастровом учете под кадастровый номером№.
На основании данного распоряжения всем гражданам, имеющим право на получение земельной доли в ...», в том числе и ответчику, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Переволоцкого района Оренбургской области были оформлены свидетельства о праве собственности на землю.
В соответствии с распоряжением администрации Переволоцкого района Оренбургской области №1406-р от 08.12.2004г. в ... установлен размер земельной доли - ... га, что соответствует ... баллогектарам.
Администрацией МО «Переволоцкий поссовет» список земельных долей, принадлежащих на праве собственности, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли), был опубликован в районной газете «Светлый путь» (№ 41 от 19.10.2018 года, (уточнение в объявление № 42 от 26.10.2018 года), а также областной газете «Оренбуржье» (№ 101 (5798) от 19.10.2018 года).
В номере 42 газеты «Светлый путь» Переволоцкого района от 26.10.2018 года была опубликована поправка, согласно которой общее собрание сособственников земельного участка было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения закреплено, что список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В силу п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Как следует из п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Постановлением муниципального образования Переволоцкий поссовет № 64 от 12.03.2019 года был утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности ...».
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> назначенное общее собрание участников общей долевой собственности по утверждению списков невостребованных долей не состоялось по причине отсутствия необходимого кворума.
Судом установлено, что ответчик Балобин С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически – Болобин С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности ответчика на земельную долю Болобина С.В. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
В связи с тем, что ответчик Болобин С.В. распорядился своей земельной долей и в настоящее время является ее собственником, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искао признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.И.Расчупко
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020.
Судья: Е.И.Расчупко