РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.
с участием старшего помощника прокурора ФИО13
административного истца МУ МВД России «Сызранское» в лице представителя ФИО15, административного ответчика ФИО11,
при секретаре ФИО14
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а – 4881/2023 по административному исковому заявлению МУ МВД России «Сызранское» к ФИО11 об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник МУ МВД России «Сызранское» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении ФИО11 административного надзора сроком до <дата>, т.е. на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением ему административных ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от <дата> № 64-ФЗ, в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> в отношении ФИО11 установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от <дата> сроком на 8 лет и установлены ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения посещения питейных заведений, кафе, баров, кинотеатров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив. Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении ФИО11 дополнены ранее установленные административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц, а всего два раза в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учебой. <дата> гражданин ФИО11 поставлен на учет в МУ МВД России «Сызранское», заведено дело административного надзора, разъяснены права и обязанности поднадзорного лица. В период нахождения под административным надзором ФИО11 совершил преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за которое приговором Сызранского городского суда от <дата> (с учетом апелляционного определения Самарского областного суда от <дата>) осужден к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Указанное преступление относится к категории тяжких, в действиях ФИО11 содержится особо опасный рецидив преступлений. Срок погашения судимости - <дата>. Освобожден <дата> по постановлению Центрального районного суда <адрес> Самарской области от <дата> на основании ст. 79 УК РФ условно-досрочно на не отбытый срок 08 месяцев 07 дней, с возложением обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных; периодически являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осужденных; не покидать постоянного места жительства с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток. Срок условно-досрочного освобождения – <дата>. Административный ответчик ранее неоднократно судим, совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения, официально не трудоустроен.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ, в целях предупреждения преступлений и других правонарушений, а также оказания на ФИО11 индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель МУ МВД России «Сызранское» ФИО15 в судебном заседании требования полностью поддержала, подтвердив доводы, изложенные выше, дополнив, что ФИО19 официально не работает, состоит на учете в СНД, совершил преступление, находясь под административным надзором.
В судебное заседание ФИО11 не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело без его участия, требования признает. Присутствуя ранее в судебном заседании требования признал, показал, что официально не работает, проживает со своей бабушкой, по месту регистрации не проживает.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в части, считая необходимым установить ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц с учетом всех обстоятельств по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с гл. 29 КАС РФ судами рассматриваются административные дела об установлении административного надзора.
Согласно ст. 1 ФЗ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом установлено, что решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> в отношении ФИО11 был установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от <дата> сроком на 8 лет и установлены ограничения в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, для регистрации;
- запрещения посещения питейных заведений, кафе, баров, кинотеатров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> в отношении ФИО11 дополнены ранее установленные административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц, а всего два раза в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой или учебой.
<дата> гражданин ФИО11 поставлен на учет в МУ МВД России «Сызранское».
В период нахождения под административным надзором ФИО11, <дата> года рождения совершил преступление, предусмотренное п№ ***
Апелляционным определением Самарского областного суда от <дата> приговор № *** городского суда от <дата> в отношении ФИО11 изменить: снизить размер суммы иска, подлежащего взысканию с осужденного ФИО11 в пользу потерпевшего Хусаинова Р.Р. в счет возмещения материального ущерба до 45 000 руб. В остальном этот же приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного ФИО11, адвоката ФИО16 оставить без удовлетворения.
Освобожден <дата> по постановлению Центрального районного суда <адрес> Самарской области от <дата> на основании ст. 79 УК РФ условно-досрочно на не отбытый срок 08 месяцев 07 дней, с возложением обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных; периодически являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осужденных; не покидать постоянного места жительства с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток.
Срок условно-досрочного освобождения – <дата>.
Срок погашения судимости - <дата>.
Согласно приговора Сызранского городского суда Самарской области от <дата> ФИО11 совершил преступление, которое относится к категории тяжких, в его действиях содержится особо опасный рецидив преступлений.
Административный ответчик ФИО11 ранее неоднократно судим, совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения, официально не трудоустроен.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в части 1 статьи 3 Закона при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого может быть установлен административный надзор).
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона № ***- ФЗ от <дата>) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявление МУ МВД России «Сызранское» об установлении в отношении ФИО11 административного надзора подлежит удовлетворению, поскольку имеются основания, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении ФИО11 сроком на 8 лет. В действиях ФИО11 содержится особо опасный рецидив преступлений. Кроме того, ФИО11 совершил преступление в период нахождения под административным надзором, установленным ему на основании решения Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> сроком на 8 лет. Срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Статьей 4 ФЗ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) части 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (пункт 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <дата> № *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от <дата> № ***) при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
На основании ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Исходя из смысла данной нормы ФЗ от <дата> № 64-ФЗ применительно к обстоятельствам дела, а так же в целях устранения причин и условий, способствующих совершения им преступления и административных правонарушений, а так же оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного посещения, а также с учетом личности ФИО11, с учетом того, что он неоднократно судим, имеет особо опасный рецидив преступлений, состоит на учете в ГБУЗ СО «СНД», в период административного надзора совершил тяжкое преступление, за которое был осужден, суд приходит к выводу о том, что в отношении ФИО17 следует установить административные ограничения в виде:
- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой или учебой;
- запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив.
Данные меры соответствует целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора.
Суд также разъясняет, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 3 ст. 4 Федерального Закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 178-180, 273, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление МУ МВД России «Сызранское» к ФИО11 об установлении административного надзора удовлетворить полностью.
Установить административный надзор в отношении ФИО12, <дата> года рождения, уроженца г. Сызрани <адрес>, проживающего по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Сызранского городского суда Самарской области от <дата>.
Срок административного надзора в отношении ФИО12 исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, определенным постановлением Центрального районного суда <адрес> Самарской области от <дата>.
В указанный период установить ФИО11 административные ограничения в виде:
- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой или учебой;
- запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив.
Суд также разъясняет, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья: Зинина А.Ю.