РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Стойка А.А.,
в присутствии истца Бархатовой Т.Н., представителя ответчика УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Саниной О.И., действующей на основании доверенности от **.**.**** № ***, действительной по **.**.****,
в отсутствие представителя третьего лица ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району»
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1154/2016 по иску Бархатовой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе индексации страховой части трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что с **.**.**** является неработающим пенсионером по старости. **.**.**** она обратилась к ответчику с заявлением проиндексировать пенсию по старости с **.**.****, однако ей было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с выпиской из ИЛС ЗЛ УПФР является всего лишь приемным родителем по договору о передаче ребенка в приемную семью *** от **.**.****, заключенному с Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району. Кроме того проживает в местности, которая Постановлением Совета Министерств СССР *** от **.**.**** приравнена к районам Крайнего Севера. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 152, ст. 153.1 СК РФ, ст. 15 ТК РФ, считает, что несмотря на схожесть договора о приемной семье с гражданско-правовым договором о возмездном оказании услуг, специфика выполнения функций приемного родителя пенсионера, являющегося получателем трудовой пенсии по старости, не позволяет отнести его к работающему пенсионеру. Через систему установления вознаграждения за воспитание ребенка осуществляется прежде всего государственная поддержка приемных семей. Лишение права таких пенсионеров на получение названной компенсации не согласуется с нормами ст. 19 Конституции РФ и не отвечает положениям ст. 32 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», поскольку ставит в неравное положение с другими лицами, которым выплаты осуществляет работодатель, либо Пенсионный фонд РФ. Вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда от **.**.**** истец признан неработающим пенсионером. Названные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежат. Просит признать отказ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе в индексации страховой части трудовой пенсии по старости с **.**.**** незаконным, взыскать с ответчика в пользу бюджета государственную пошлину.
Истец Бархатова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Санина О.И. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно суду пояснила, что истцу, как работающему пенсионеру, не предусмотрена индексация страховой пенсии по старости с **.**.****, вместе с тем ей с **.**.**** будет произведена корректировка страховой пенсии, размер которой зависит от отчислений со страховых взносов. При удовлетворении исковых требований у истца будет двойное получение – индексация и корректировка, что не предусмотрено положениями ФЗ № 400-ФЗ.
Представитель третьего лица ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» в судебное заседание не явился, согласно заявлению от **.**.**** поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно письменным пояснениям, истцу как приемному родителю выплачивается ежемесячное вознаграждение с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством. С указанного вознаграждения приемным родителям производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые учитываются при индексации пенсий в установленном законодательством порядке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании распоряжения *** о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от **.**.****, заключенному с Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Бархатова Т.Н. (приемный родитель) приняла на воспитание в приемную семью приемного ребенка <данные изъяты>
Заявлением от **.**.**** в адрес УПФ РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Бархатова Т.Н. просила проиндексировать пенсию с **.**.****.
Ответом УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от **.**.**** Бархатовой Т.Н. отказано в индексации фиксированной выплаты к пенсии с **.**.****.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Пунктом 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации (ч. 1). Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2).
Согласно п. 1 ст. 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Пунктом 2 ст. 153.1 СК РФ установлено, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз "Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области" размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством.
Из изложенных норм регионального законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от **.**.**** N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Бархатова Т.Н., являясь стороной по договору о приемной семье от **.**.****, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение индексации страховой пенсии по старости с **.**.****.
Ссылка истца на решение Усть-Илимского городского суда от **.**.**** не может быть принята во внимание, поскольку предметом заявленных требований являлась компенсация стоимости проезда пенсионера к месту отдыха и обратно, которая по своей правовой природе является видом государственной поддержки, носящей компенсаторный характер, не предусматривающей в данном случае пенсионерам иного источника возмещения этих расходов кроме как за счет средств Пенсионного фонда.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░