Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4144/2015 ~ М-3922/2015 от 10.07.2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Морозовой Л.Н.,

при секретаре Лыжановой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Чунина И. Д. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о включении в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Чунина И.Д. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о включении в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей, мотивируя свои требования следующим.

Чунин И.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения истец не имеет, жилье за ним не закреплялось. Распоряжением первого заместителя Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №119-р ему было отказано во включении в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма по г.о. Самара, поскольку заявление им было подано после достижения предельного возраста. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просит признать за Чуниным И.Д. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и включить его в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей для предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании прокурор <адрес> требования поддержал и просил признать за Чуниным И.Д. право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилого фонда, предоставляемого по договору найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и включить его в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей для предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ г.

Чунин И.Д. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку он не знал что имеет право на получение специализированного жилья.

Представители Администрации г.о.Самара и Департамента по управлению имуществом <адрес> в суд не явились, причины своей неявки суду не сообщили. Представитель Департамента по управлению имуществом <адрес> предоставил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований. В силу ст. 233 ГПК РФ суд считает возможном рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, поскольку представители извещены, о чем в материалах дела имеются расписки, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление и ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара, представитель Департамента семьи, опеки и попечительства Кировского отдела в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось решение Кировского районного суда <адрес>, в соответствии с которым Чунина Г.Н. лишена родительских прав в отношении Чунина И.Д. Родительские права ею не восстанавливались.

Запись об отце в свидетельстве о рождении Чунина И.Д. внесена со слов матери, что также подтверждается справкой о рождении №01, выданной ДД.ММ.ГГГГ ЗАГС <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> вынесено постановление об определении Чунина И.Д. в дом ребенка.

Во исполнение данного постановления приказом по отделу образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Чунин И. был зачислен в детский <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ он являлся воспитанником детского <адрес> соответствии с приказом Городского управления образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ отделом образования администрации <адрес> издан приказ об отчислении в порядке перевода Чунина И. в специальную (коррекционную) школу-интернат в связи с умственной отсталостью в степени дебильности. Обучение по программе вспомогательной школы 1 класс.

По окончанию 9 классов в школе-интернат, Чунин И. прошел обучение в ГОУ начального профессионального образования Профессиональное училище №11, в 2009 г ему присвоена квалификация столяр строительный 2 разряда, а в 2011 г. – каменщик – 2 разряда, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций- 2 разряд.

Чунин И.Д. находился на полном государственном обеспечении.

Согласно ГУП <адрес> «ЕИРЦ» <адрес> Чунин И.Д. зарегистрирован постоянно в коммунальной неприватизированной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 96,10 кв.м. В квартире также зарегистрированы его сестра Чунина Н.Д., Чунина М.Д. и его племянники Ким М.А., Чунина А.А., Чунин Д.А. Семья занимает 3 комнаты из четырех, что составляет 55,10 кв.м, что противоречит учетной норме площади в <адрес> (14 кв.м общей площади на человека).

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п.2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3).

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).

Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений. Для включения в список одновременно с заявлением подаются документы, указанные в статье 5 настоящего Закона (пункт 1). Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список. В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный настоящей статьей срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов). Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (пункт 4).

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее действующим Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 421 также была предусмотрена обязанность вести учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) уполномоченным органом по месту жительства по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Чунин И.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета <адрес> детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.

В соответствии с действующий законодательством до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем абзацем 3 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусмотрено, что по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №119-р Чунину И.Д. отказано в постановке на учет в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного законом.

Чунин И.Д. в судебном заседании пояснил о том, что не знал о своем праве на получение внеочередного жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Органы опеки и законный представитель ему не разъясняли о данной возможности, в связи с чем он пропустил срок обращения.

О том, что ему необходимо было, встать на учет в очередь как лицу, оставшемуся без попечения родителя, он узнал лишь в декабре 2014 г. от своей сестры Марии, которая в свою очередь узнала от представителя опеки и попечительства. Он обратился с заявлением по истечении установленного срока для обращения и получил отказ, поскольку достиг 23 лет.

Кроме того, у Чинина И. имелась легкая умственная отсталость, о чем имеется Заключение МУ <адрес> для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Городской психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» от ДД.ММ.ГГГГ г.

В материалы дела предоставлено информационное письмо отдела опеки и попечительства <адрес>, направленное в профессиональное училище №11, в котором представитель органа опеки разъяснят, что выпускникам училища, в том числе Чунину И.Д. должно предоставляться жилое помещение либо социальная выплата на его приобретение уполномоченным органом в лице отдела по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> на основании письменного заявления выпускника.

О том, что Чунин И.Д. был ознакомлен с указанным письмом, сведения отсутствуют.

Таким образом, суд признает пропуск срока обращения Чунина И.Д. уважительным, поскольку несвоевременная постановка на учет нуждающихся в жилом помещении явилось ненадлежащее выполнение обязанностей органов опеки и законных представителей.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось. Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности истец не имеет.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец просит признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и включить его в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей для предоставления жилья, с учетом приведенных выше норм права с ДД.ММ.ГГГГ г., суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Чуниным И. Д. право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Обязать Администрацию г.о.Самара включить Чунина И. Д. в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ г.

Ответчик вправе подать заявление об отмене настоящего заочного решения в Ленинский районный суд <адрес> в течение семи дней со дня получения копии заочного решения.

Настоящее заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий                                            Л.Н. Морозова

2-4144/2015 ~ М-3922/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Самары
Чунин И.Д.
Ответчики
Администрация г.Самара
Департамент по управлению имуществом г.Самара
Другие
Департамент семьи опеки и попечительства Администрации г.Самара
Министерство социально- демографической и семейной политики Самарской области
Департамент семьи, опеки и попечительства Кировского районного суда г.Самары
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Морозова Л. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
10.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2015Передача материалов судье
14.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2015Судебное заседание
24.08.2015Судебное заседание
07.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее