Материал № 13-38/14 (дело 2-322/09)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Прилузский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
02 апреля 2014 года заявление администрации муниципального района «Прилузский» об изменении способа и порядка исполнения решения Прилузского районного суда от 12 ноября 2009 года по гражданскому делу по иску прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального района «Прилузский» и администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево» об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов на полигоне ТБО в д.Керос; ввести полигон в эксплуатацию; обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории СП «Объячево»
установил:
Решением Прилузского районного суда РК от 12.11.2009 г. в срок до 31 декабря 2010 года администрация МР «Прилузский» обязаны организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО в д. Керос, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке. В тот же срок администрация МО СП «Объячево» обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории СП «Объячево» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.
Администрация МР «Прилузский»», обратилась в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Прилузского районного суда, в котором просит изменить способ и порядок исполнения судебного постановления и обязать администрацию МР «Прилузский» ликвидировать полигон ТБО в д.Керос, а земли рекультивировать.
В судебном заседании представитель должника не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, согласно заявления просили материал рассмотреть в их отсутствие.
Помощник прокурора Прилузского района в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявления администрации МР «Прилузский», обосновывая отказ тем, что отсутствуют основания для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Представитель Прилузского районного комитета по охране окружающей среды, в судебном заседании разрешение поставленного перед судом вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе, в судебном заседании не присутствует. Согласно направленного отзыва, последний просит рассмотреть дело без участия представителя ТО управления Роспотребнадзора по РК, полагая невозможным изменение способа и порядка исполнения решения суда по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель администрации МО СП «Объячево», судебный пристав – исполнитель в судебном заседании не присутствуют, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть заявление по представленным письменным доказательствам, поскольку, в силу положений ст. 203 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы исполнительного производства № 568/09/14/11, суд приходит к следующему.
Статьей 434 ГПК РФ установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об изменении способа и порядке исполнения.
В соответствии со статьей 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе изменить способ исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, проверяя доводы заявителя, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании исполнительного листа Прилузского районного суда № 2-322/2009 судебным приставом-исполнителем ОСП по Прилузскому району РК 07 декабря 2009 года возбуждено исполнительное производство № 87/14/10886/6/2009 (568/09/14/11) об обязании администрацию МО МР «Прилузский» организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО в д. Керос, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Определением Прилузского районного суда от 21.01.2011г. администрация МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до 01 июля 2011 года.
Определением Прилузского районного суда от 11.07.2011г. администрация МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до 01 апреля 2012 года.
Определением Прилузского районного суда от 10 апреля 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 мая 2012 года определение Прилузского районного суда от 10 апреля 2012 года оставлено без изменений.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 мая 2012 года определение Прилузского районного суда от 11 апреля 2012 года оставлено без изменений.
Определением Прилузского районного суда от 08 августа 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 10 сентября 2012 года определение Прилузского районного суда от 08 августа 2012 года оставлено без изменения, частная жалоба должника – без удовлетворения.
Определением судьи Верховного суда РК от 08 ноября 2012 года в передаче кассационной жалобы АМР «Прилузский» на определение Прилузского районного суда от 08 августа 2012 года и на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 10 сентября 2012 года по заявлению администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения Прилузского районного суда от 12.11.2009г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Определением Прилузского районного суда от 11 декабря 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Определением Прилузского районного суда от 11 марта 2013 года администрации МР «Прилузский» отказано в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения Прилузского районного суда РК от 12.11.2009 года.
Конституция, в соответствии с частью 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положения Конституции, закрепляющие конкретные права должны толковаться судами согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство должно принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Исполнительный документ, предъявленный к исполнению в установленный законодательством срок, подлежит исполнению в предусмотренных законом процедурах до его полного исполнения либо до окончания исполнительного производства по иным основаниям.
Длительное неисполнение судебных решений Европейский суд по правам человека также рассматривает как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, подчеркивая, что по смыслу ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения – это составная часть судебного разбирательства.
В тоже время согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (п.1,3 ст.7 Закона).
Следовательно, органы местного самоуправления самостоятельны и осуществляют возложенные на них полномочия самостоятельно.
Согласно ст.15 ч.1 п.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в т.ч. организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработке отходов.
Таким образом, из анализа вышеуказанных законов органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение в пределах своих полномочий, в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как указывалось судом в определении от 11.03.2013г. АМР «Прилузский» в августе 2009 года было принято постановление № 853 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении целевой муниципальной программы «Чистое Прилузье» на 2010 -2014 годы». В раздел 8 Программы включены мероприятия по приведению в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов с финансированием из бюджета муниципального образования муниципального района «Прилузский» и республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)».
30 сентября 2011 года Правительством Республики Коми принята долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 – 2016 годы). Программными мероприятиями предусмотрено предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» строительство полигонов твердых бытовых отходов.
Указанными Программами запланирована организация утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов вместо несанкционированной свалки в д. Керос на построенной в 2013 году межпоселенческом полигоне в с.Объячево. Существующий же полигон ТБО в д. Керос ликвидировать, земли рекультивировать.
Таким образом все действия должника в ходе исполнения решения суда были направлены на ликвидацию существующего полигона ТБО в д. Керос и рекультивацию земель с последующим размещением твердых бытовых отходов на построенном в 2013 году межпоселенческом полигоне в с.Объячево
Обращаясь в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, администрация МР «Прилузский» указала, что ею была проделана необходимая работа, а именно, заключен муниципальный контракт на ликвидацию и рекультивацию свалок в д. Керос между Управлением строительства и ЖКХ администрации МР «Прилузский» и ООО «Стройлес», подписан акт о приемке выполненных работ от 15.07.2013 года; за выполненные работы произведена оплата. Кроме того, постановлением администрации МР «Прилузский» утверждена муниципальная целевая программа «Чистое Прилузье» на 2014-2020 годы. Размещение отходов осуществляется на действующую свалку в д.Тупеговская.
В обоснование заявленного ходатайства должником представлены суду следующие документы:
- муниципальный контракт № 0807300000813000021-0480138-01 на ликвидацию и рекультивацию свалок в д.Керос, д.Запольская и м. Косьволок в с.Ношуль Прилузского района, заключенный между Управлением строительства и ЖКХ администрации МР «Прилузский» и ООО «Стройлес»;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат от 15.07.2013г., согласно которой стоимость выполненных работ по ликвидации и рекультивации свалки в д. Керос составила 291 300 рублей;
- акт о приемке выполненных работ, из которого следует, что ООО «Стройлес» выполнены работы по ликвидации и рекультивации свалки в д.Керос на сумму 291 300 рублей;
- постановление администрации МР «Прилузский» № 2469 от 31.12.2013г. «Об утверждении муниципальной программы МО МР «Прилузский» «Чистое Прилузье; - паспорт муниципальной программы, сроки реализации которой составляют с 2014 года до 2020 года.
Таким образом, из заявления следует, что работы по ликвидации полигона ТБО в д. Керос рекультивации земель полностью выполнены, размещение отходов осуществляется на действующую свалку в д. Тупеговская, запланировано строительство новых объектов размещения отходов согласно муниципальной программе, в связи с чем, имеются основания для изменения способа и порядка исполнения решения Прилузского районного суда от 12.11.2009 года.
Рассматривая заявление администрации МР «Прилузский» об изменении способа и порядка исполнения решения суда, суд руководствуется следующим.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащего применению в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012г.), следует, что при обращении с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда должник обязан обосновать необходимость совершения таких действий (пункт 16).
Таким образом, при постановке вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения суда заинтересованное лицо в соответствии с процессуальным законодательством должно доказать суду не неудобство указанного в судебном решении порядка и способа его исполнения, а затруднительность или невозможность его исполнения в силу каких-либо исключительных обстоятельств. При отсутствии таких доказательств суд не может удовлетворить заявленные требования.
Как следует из паспорта задачами муниципальной программы «Чистое Прилузье на 2014-2020 годы» являются содействие: в приведение в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов; строительству новых объектов размещения отходов; ликвидации и рекультивации объектов размещения отходов; внедрению новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов, созданию систем по раздельному сбору отходов.
Источниками финансирования Программы являются средства республиканского бюджета РК в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.09.2011г. № 425 «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы)» и бюджета МР «Прилузский» на условиях софинансирования: Республиканский бюджет – 80%, бюджета АМР «Прилузский» - 20 %. Общий объем финансирования составляет 57 400 тыс. руб.
Из представленных суду документов следует, что в настоящее время должником выполнены работы по ликвидации свалки, расположенной в д. Керос и рекультивации земель.
Между тем, представитель Комитета по охране окружающей среды отметила, что постановлением администрации МР «Прилузский» от 05.12.2013г. № 2227 утвержден новый состав комиссии по приемке рекультивированных земель из земель населенных пунктов, однако в его состав не вошел представитель Комитета по охране окружающей среды. Согласно акта, приемка рекультивированных земель в д. Керос проведена членами комиссии 06 декабря 2013 года, т.е. неясно, каким образом, комиссия в зимнее время произвела приемку рекультивированных земель в д. Керос, осмотрев его в натуре.
Согласно заявления должника, размещение отходов осуществляется на действующую свалку в д. Тупеговская.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Между тем, должником не представлено доказательств, о том, что свалка в д. Тупеговская введена в эксплуатацию, и на неё имеется соответствующее положительное заключения, т.е. неясно, каким образом будут собираться и храниться отходы в д. Керос. Также суду не предоставлено сведений о том, где будут собираться и храниться отходы потребления в период паводка.
Более того, согласно пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды определяется в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Как следует из пояснений представителя Комитета по охране окружающей среды, отходы в д. Керос собираются 4 класса, т.е. деятельность предприятия, занимающегося сбором и размещением твердых бытовых отходов, осуществляемая на территории Прилузского района МУП «Жилсервис» должна быть лицензирована, между тем, данное предприятие таковой лицензии не имеет, доказательств о наличии лицензии должником суду не предоставлено.
Кроме того, как указано в паспорте муниципальной программы «Чистое Прилузье», практически во всех крупных населенных пунктах района имеются выделенные в установленном порядке места для утилизации отходов производства и потребления, однако их обустройство до сих пор не закончено. Ни в одном селе и поселке, кроме с.Объячево, нет свалки, оборудованной по проекту, и введенной в эксплуатацию. Не на всех земельных участках, выделенных для размещения отходов, проведено гидрологическое обследование, практически нигде не проводится регулярная послойная засыпка отходов изолирующим слоем грунта. Из 52 официально отведенных свалок, необходимых для нормативной работы по размещению отходов производства и потребления, частично оборудованы лишь 23 свалки.
В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.п. 1 и 2 Положения «О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 г., основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. В свою очередь, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В силу п. 4.8 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться: не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 градусов; ежедневно - при температуре воздуха свыше 14 градусов; по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
Также, суд принимает во внимание, что распоряжением Правительства РК от 16.10.2012 N 408-р «Об утверждении Концепции по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми» установлены задачи и основные направления реализации Концепции.
Для достижения целей, поставленных Концепцией, необходимо решение следующих комплексных задач: создание системы обращения с отходами в Республике Коми; создание единой комплексной структуры управления в области обращения с отходами в Республике Коми.
Реализация задач, определенных в Концепции, будет осуществляться по следующим направлениям: задача 1 - создание в Республике Коми системы обращения с отходами, включающей: систему обращения с коммунальными отходами; систему обращения с отходами, находящимися на балансе промышленных предприятий; систему обращения с ртутьсодержащими отходами; систему обращения с медицинскими и биологическими отходами; систему раздельного сбора отходов и максимального вовлечения их в оборот на территории Республики Коми.
Из паспорта муниципальной программы следует, что внедрение системы раздельного сбора отходов в Прилузском районе запланировано лишь с 2014 года – 30%, в 2015 году – 50%, в 2016 году – 70%.
Каких-либо сведений о внедрении системы раздельного сбора отходов в целях исполнения распоряжения Правительства РК, администрацией суду также не предоставлено.
При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, заявление должника об изменении способа и порядка исполнения решения суда не подлежит удовлетворению, т.к. должником не доказана невозможность его исполнения.
Отсюда, руководствуясь ст.ст. 434, 203, 224-225 ГПК РФ, суд
определил:
Заявление администрации муниципального района «Прилузский» об изменении способа исполнения решения Прилузского районного суда РК от 22 ноября 2009 года, которым администрация МР «Прилузский обязаны организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО в д. Керос, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке – оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 15 дней.
Председательствующий