Дело № 2а-875/2021
УИД 36RS0004-01-2020-006563-23
3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Бережной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решения об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решение об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности:
- к покупателю Бергу Олегу Викторовичу в отношении земельного участка с КН №;
- к покупателю Бергу Дмитрию Олеговичу в отношении земельных участков с КН №, №, №, №
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что между административными истцами заключены договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики при реализации своих публично-правовых полномочий, как органа власти, установленных п. 3 ч. 1 ст. 16 131-ФЗ, по распоряжению муниципальным имуществом (земельный участок для индивидуального жилищного строительства) приняли решение об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности к покупателям.
Принятие этого решения подтверждается изменением содержания стандартного распоряжения о продаже земельных участков в форме включения в него п. 1 об изменении вида разрешенного использования и фактами ненаправления в установленный срок договоров купли-продажи в Управление Росреестра по Краснодарскому краю по земельным участкам с кадастровыми номерами №.
Оспариваемое решение противоречит ч. 2 ст. 19 218-ФЗ, которая устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона; а также положениям ст. 39.16 ЗК РФ, содержащей закрытый перечень оснований отказа в предоставлении земельных участков, подлежащий применению в порядке аналогичного закона для случая не отказа, а приостановления процедуры предоставления земельного участка.
Оспариваемое решение нарушает право административных истцов на приобретение в установленный законом срок права собственности и, соответственно, на прекращение начисления арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами №
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании 24.02.2021 г. объявлялся перерыв до 25.02.2021 г.
Административный истец Берг О.В., действующий также в интересах административного истца Берга Д.О. на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании 24.02.2021 г. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
О судебном заседании 24.02.2021 г. административный истец Берг Д.О. надлежащим образом извещен, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
После перерыва административные истцы в судебное заседание 25.02.2021 г. не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, явку своего представителя не обеспечили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели.
Административные ответчики по делу, будучи извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений по заявленным требованиям суду не представили.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Так в материалах дела имеются надлежащие доказательства, свидетельствующие, что административные ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в том числе и о судебном заседании 24.02.2021 г., в связи с чем, меры по отслеживанию движения дела ими должны приниматься самостоятельно.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает административное дело подлежащим рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
Материалами дела установлено.
Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от 23.01.2019 г.
Между муниципальным образованием город-курорт Сочи (Арендодатель) и Бергом Д.О. (Арендатор) по результатам аукциона заключены договоры аренды следующих земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства:
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью».
В свою очередь, между муниципальным образованием город-курорт Сочи (Арендодатель) и Бергом О.В. (Арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка для строительства с КН №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство».
Как следует из представленных в материалы дела документов, на вышеуказанных земельных участках в установленном законом порядке арендаторами возведены объекты капитального строительства, согласно установленного для таких земельных участков вида разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, запись о праве собственности на которые внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
Берг О.В. обратился в администрацию Центрального внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в Центральном внутригородском районе города Сочи.
Распоряжением администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р принято решение о предоставлении Бергу О.В. в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В свою очередь Берг Д.О. обратился в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков:
- № с КН №, площадью 500 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 500 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 600 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 700 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи.
Распоряжениями администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р приняты решения о предоставлении Бергу Д.О. за плату из земель населенных пунктов вышеуказанных земельных участков.
Обосновывая заявленные требования относительно незаконности принятых административными ответчиками решений об изменении порядка продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, выразившегося по мнению административных истцов в отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности, Берг О.В. и Берг Д.О. указывали, что пунктом 1 указанных распоряжений административными ответчиками принято решение об установлении вида разрешенного использования передаваемых в собственность земельных участок классификатору видом разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
Как ссылаются заявители в поданном иске, на принятие решений об изменении порядка продажи земельных участков указывает изменение содержания стандартного решения о продаже таких участков в форме включения в него пункта 1 об изменении вида разрешенного использования.
Таким образом, порядок продажи земельных участков, выразившийся в отложении направления договоров купли-продажи на их государственную регистрацию, был изменен административными ответчиками в одностороннем порядке, путем включения дополнительного пункта 1 в принятые ими решения о предоставлении заявителям таких участков за плату.
Оценивая доводы истцовой стороны об одностороннем изменении порядка продажи земельных участков, в части таких заявленных нарушений на предмет их законности и обоснованности, суд полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав и может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Согласно разъяснений, данных Министерством экономического развития Российской Федерации в своем письме от 27 апреля 2017 г. № Д23и-2422, заявление о государственной регистрации прав в данном случае в качестве заявителя должно быть заполнено, подписано и представлено в орган регистрации прав соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления), но от имени (в качестве представителя) лица, чье право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта данного органа государственной власти (органа местного самоуправления) либо сделки с данным органом государственной власти (органом местного самоуправления).
При подаче соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, заявления о государственной регистрации прав:
такое заявление подписывается данным органом государственной власти (органом местного самоуправления) (его представителем);
в таком заявлении заполняется реквизит 7 «Сведения о правообладателе» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем физическом или юридическом лице, право которого (ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого) регистрируется);
в заявлении заполняется реквизит 8.1.2 «Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем органе государственной власти, органе местного самоуправления). При этом в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя, следует указывать часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ и реквизиты соответствующих акта (сделки) органа государственной власти (органа местного самоуправления), изданного (принятого, заключенной) в отношении представляемого лица.
Если в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, осуществляется государственная регистрация перехода права, то орган государственной власти (орган местного самоуправления) также должен представить от своего имени (или от имени представляемого им публичного образования) заявление о государственной регистрации перехода права.
Закон № 218-ФЗ не требует в случае, указанном в части 2 его статьи 19, присутствия физического или юридического лица, право которого, ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, при представлении данным органом в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав этого лица.
Аналогичная позиция также нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № ОГ-Д23-4689 от 21 апреля 2017 года.
Таким образом, порядок и сроки направления договоров купли - продажи земельных участков урегулированы положениями федерального законодательства.
При этом, исходя из буквального толкования представленных в материалы дела распоряжений администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р, администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р, в них не содержится положений, изменяющих вышеустановленный частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ порядок направления документов на государственную регистрацию, либо принятия решения об отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, а равно как и положений, противоречащих нормам действующего законодательства.
С учетом чего, суд полагает доводы истцовой стороны в обоснование предполагаемого нарушения их прав в указанной части надуманными и не подтвержденными материалами дела.
Ссылки Берга О.В., Берга Д.О. на положения пункта 1 указанных распоряжений, как нарушающего права заявителя и принятого в нарушение установленного порядка регистрации перехода права собственности, суд полагает подлежащими отклонению, ввиду принятия указанных положений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, Городским Собранием Сочи 29.12.2009 г. за № 202 принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В отношении конкретных земельных участков Правила землепользования и застройки не устанавливают вид разрешенного использования для каждого участка, а включают каждый земельный участок в границы одной из территориальных зон.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Во исполнение требований части 12 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ, Городским собранием Сочи принято решение от 28.05.2020 г. № 56 «О внесении изменений в решение Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В приложении № 1 к указанному решению, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам города Сочи приведены в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения административных истцов в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. В связи с чем, у органа местного самоуправления, в силу указанных правовых положений, возникла обязанность на момент предоставления таких участков в собственность заявителям, установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков классификатору таких видов.
Таким образом, действия ответчиков по включению в изданные ими распоряжения пункта 1 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков продиктовано требованиями действующих правовых актов и прав административных истцов Берга О.В. и Берга Д.О. не нарушают.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что само по себе включение в распоряжения административных ответчиков указанных положений, не свидетельствует об изменении законодательно установленной процедуры направления документов для регистрации перехода права собственности, а сами распоряжения в указанной части административными истцами в установленном законом порядке обжалованы не были, не отмены, не изменены, а следовательно, являются действующими и подлежащими исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно действующему законодательству требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть четко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования истца и на какое лицо истец полагает, что должны быть возложены те или иные обязанности, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.
В ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований Берг О.В. заявлял о фактически совершенных административными ответчиками действиях по нарушению сроков направления документов в Управление Росреестра по Воронежской области. Однако, требований о признании незаконными действий административных ответчиков по нарушению установленных законом сроков направления договоров купли-продажи для регистрации в Управление Росреестра по Краснодарскому краю суда заявлено не было, и такие требования предметом настоящего разбирательства не являются, что не лишает административных истцов права обратиться в суд с отдельным иском.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указывалось истцовой стороной, о предполагаемом нарушении своих прав им стало известно из распоряжений администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р, администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р.
Административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи для отправки в суд 15.12.2020 г. Таким образом, Бергом О.В. соблюден установленный для судебного обжалования срок с момента вынесения распоряжения от 26.11.2020 г. При этом, суд приходит к выводу о пропуске Бергом Д.О. трехмесячного срока на судебное обжалование, исчисленного с даты принятия распоряжений от 09.09.2020 г. (срок истек 09.12.2020 г.). Доказательств соблюдения такого срока, а равно как и наличия уважительных причин его пропуска суду не представлено, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решения об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 09 марта 2021 года.
Дело № 2а-875/2021
УИД 36RS0004-01-2020-006563-23
3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Бережной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решения об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решение об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности:
- к покупателю Бергу Олегу Викторовичу в отношении земельного участка с КН №;
- к покупателю Бергу Дмитрию Олеговичу в отношении земельных участков с КН №, №, №, №
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что между административными истцами заключены договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики при реализации своих публично-правовых полномочий, как органа власти, установленных п. 3 ч. 1 ст. 16 131-ФЗ, по распоряжению муниципальным имуществом (земельный участок для индивидуального жилищного строительства) приняли решение об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности к покупателям.
Принятие этого решения подтверждается изменением содержания стандартного распоряжения о продаже земельных участков в форме включения в него п. 1 об изменении вида разрешенного использования и фактами ненаправления в установленный срок договоров купли-продажи в Управление Росреестра по Краснодарскому краю по земельным участкам с кадастровыми номерами №.
Оспариваемое решение противоречит ч. 2 ст. 19 218-ФЗ, которая устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона; а также положениям ст. 39.16 ЗК РФ, содержащей закрытый перечень оснований отказа в предоставлении земельных участков, подлежащий применению в порядке аналогичного закона для случая не отказа, а приостановления процедуры предоставления земельного участка.
Оспариваемое решение нарушает право административных истцов на приобретение в установленный законом срок права собственности и, соответственно, на прекращение начисления арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами №
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании 24.02.2021 г. объявлялся перерыв до 25.02.2021 г.
Административный истец Берг О.В., действующий также в интересах административного истца Берга Д.О. на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании 24.02.2021 г. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
О судебном заседании 24.02.2021 г. административный истец Берг Д.О. надлежащим образом извещен, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
После перерыва административные истцы в судебное заседание 25.02.2021 г. не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, явку своего представителя не обеспечили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели.
Административные ответчики по делу, будучи извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений по заявленным требованиям суду не представили.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Так в материалах дела имеются надлежащие доказательства, свидетельствующие, что административные ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в том числе и о судебном заседании 24.02.2021 г., в связи с чем, меры по отслеживанию движения дела ими должны приниматься самостоятельно.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает административное дело подлежащим рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
Материалами дела установлено.
Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от 23.01.2019 г.
Между муниципальным образованием город-курорт Сочи (Арендодатель) и Бергом Д.О. (Арендатор) по результатам аукциона заключены договоры аренды следующих земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства:
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью»;
- КН №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», земельный участок №, с видом разрешенного использования «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью».
В свою очередь, между муниципальным образованием город-курорт Сочи (Арендодатель) и Бергом О.В. (Арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка для строительства с КН №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство».
Как следует из представленных в материалы дела документов, на вышеуказанных земельных участках в установленном законом порядке арендаторами возведены объекты капитального строительства, согласно установленного для таких земельных участков вида разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, запись о праве собственности на которые внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
Берг О.В. обратился в администрацию Центрального внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в Центральном внутригородском районе города Сочи.
Распоряжением администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р принято решение о предоставлении Бергу О.В. в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В свою очередь Берг Д.О. обратился в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков:
- № с КН №, площадью 500 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 500 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 600 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи;
- № с КН №, площадью 700 кв.м., при жилом доме в районе жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор» Лазаревского внутригородского района города Сочи.
Распоряжениями администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р приняты решения о предоставлении Бергу Д.О. за плату из земель населенных пунктов вышеуказанных земельных участков.
Обосновывая заявленные требования относительно незаконности принятых административными ответчиками решений об изменении порядка продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, выразившегося по мнению административных истцов в отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности, Берг О.В. и Берг Д.О. указывали, что пунктом 1 указанных распоряжений административными ответчиками принято решение об установлении вида разрешенного использования передаваемых в собственность земельных участок классификатору видом разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
Как ссылаются заявители в поданном иске, на принятие решений об изменении порядка продажи земельных участков указывает изменение содержания стандартного решения о продаже таких участков в форме включения в него пункта 1 об изменении вида разрешенного использования.
Таким образом, порядок продажи земельных участков, выразившийся в отложении направления договоров купли-продажи на их государственную регистрацию, был изменен административными ответчиками в одностороннем порядке, путем включения дополнительного пункта 1 в принятые ими решения о предоставлении заявителям таких участков за плату.
Оценивая доводы истцовой стороны об одностороннем изменении порядка продажи земельных участков, в части таких заявленных нарушений на предмет их законности и обоснованности, суд полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав и может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Согласно разъяснений, данных Министерством экономического развития Российской Федерации в своем письме от 27 апреля 2017 г. № Д23и-2422, заявление о государственной регистрации прав в данном случае в качестве заявителя должно быть заполнено, подписано и представлено в орган регистрации прав соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления), но от имени (в качестве представителя) лица, чье право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта данного органа государственной власти (органа местного самоуправления) либо сделки с данным органом государственной власти (органом местного самоуправления).
При подаче соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, заявления о государственной регистрации прав:
такое заявление подписывается данным органом государственной власти (органом местного самоуправления) (его представителем);
в таком заявлении заполняется реквизит 7 «Сведения о правообладателе» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем физическом или юридическом лице, право которого (ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого) регистрируется);
в заявлении заполняется реквизит 8.1.2 «Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем органе государственной власти, органе местного самоуправления). При этом в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя, следует указывать часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ и реквизиты соответствующих акта (сделки) органа государственной власти (органа местного самоуправления), изданного (принятого, заключенной) в отношении представляемого лица.
Если в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, осуществляется государственная регистрация перехода права, то орган государственной власти (орган местного самоуправления) также должен представить от своего имени (или от имени представляемого им публичного образования) заявление о государственной регистрации перехода права.
Закон № 218-ФЗ не требует в случае, указанном в части 2 его статьи 19, присутствия физического или юридического лица, право которого, ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, при представлении данным органом в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав этого лица.
Аналогичная позиция также нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № ОГ-Д23-4689 от 21 апреля 2017 года.
Таким образом, порядок и сроки направления договоров купли - продажи земельных участков урегулированы положениями федерального законодательства.
При этом, исходя из буквального толкования представленных в материалы дела распоряжений администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р, администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р, в них не содержится положений, изменяющих вышеустановленный частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ порядок направления документов на государственную регистрацию, либо принятия решения об отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, а равно как и положений, противоречащих нормам действующего законодательства.
С учетом чего, суд полагает доводы истцовой стороны в обоснование предполагаемого нарушения их прав в указанной части надуманными и не подтвержденными материалами дела.
Ссылки Берга О.В., Берга Д.О. на положения пункта 1 указанных распоряжений, как нарушающего права заявителя и принятого в нарушение установленного порядка регистрации перехода права собственности, суд полагает подлежащими отклонению, ввиду принятия указанных положений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, Городским Собранием Сочи 29.12.2009 г. за № 202 принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В отношении конкретных земельных участков Правила землепользования и застройки не устанавливают вид разрешенного использования для каждого участка, а включают каждый земельный участок в границы одной из территориальных зон.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Во исполнение требований части 12 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ, Городским собранием Сочи принято решение от 28.05.2020 г. № 56 «О внесении изменений в решение Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
В приложении № 1 к указанному решению, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам города Сочи приведены в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения административных истцов в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. В связи с чем, у органа местного самоуправления, в силу указанных правовых положений, возникла обязанность на момент предоставления таких участков в собственность заявителям, установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков классификатору таких видов.
Таким образом, действия ответчиков по включению в изданные ими распоряжения пункта 1 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков продиктовано требованиями действующих правовых актов и прав административных истцов Берга О.В. и Берга Д.О. не нарушают.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что само по себе включение в распоряжения административных ответчиков указанных положений, не свидетельствует об изменении законодательно установленной процедуры направления документов для регистрации перехода права собственности, а сами распоряжения в указанной части административными истцами в установленном законом порядке обжалованы не были, не отмены, не изменены, а следовательно, являются действующими и подлежащими исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно действующему законодательству требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть четко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования истца и на какое лицо истец полагает, что должны быть возложены те или иные обязанности, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.
В ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований Берг О.В. заявлял о фактически совершенных административными ответчиками действиях по нарушению сроков направления документов в Управление Росреестра по Воронежской области. Однако, требований о признании незаконными действий административных ответчиков по нарушению установленных законом сроков направления договоров купли-продажи для регистрации в Управление Росреестра по Краснодарскому краю суда заявлено не было, и такие требования предметом настоящего разбирательства не являются, что не лишает административных истцов права обратиться в суд с отдельным иском.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указывалось истцовой стороной, о предполагаемом нарушении своих прав им стало известно из распоряжений администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 26.11.2020 г. № 325-р, администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 09.09.2020 г. №№ 286-р, 282-р, 284-р, 283-р, 285-р.
Административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи для отправки в суд 15.12.2020 г. Таким образом, Бергом О.В. соблюден установленный для судебного обжалования срок с момента вынесения распоряжения от 26.11.2020 г. При этом, суд приходит к выводу о пропуске Бергом Д.О. трехмесячного срока на судебное обжалование, исчисленного с даты принятия распоряжений от 09.09.2020 г. (срок истек 09.12.2020 г.). Доказательств соблюдения такого срока, а равно как и наличия уважительных причин его пропуска суду не представлено, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к администрации города Сочи, администрации Центрального внутригородского района города Сочи, главе администрации Центрального внутригородского района города Сочи Казанковой И.А., администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Бурлеву О.В. о признании незаконным решения об изменении порядка продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отложении направления договоров купли-продажи земельных участков в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для государственной регистрации перехода права собственности.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 09 марта 2021 года.