Решение по делу № 2-2515/2018 (2-7187/2017;) ~ М-7834/2017 от 18.12.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2018 года г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения РД, ГБУ РД «Поликлиника », Министерству Финансов РД, Правительству РД об обязании обеспечить лекарственным средством,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД, ГБУ РД «Поликлиника », Министерству Финансов РД, Правительству РД об обязании обеспечить лекарственным средством.

Иск мотивирован тем, что сыну истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. после осмотра врачом ДД.ММ.ГГГГ были назначены лекарства, для лечения неврологии: «Кортексин», «Актовегином», «Элькар», «Мексидол».

Данные лекарства ребенку истца, как не достигшему возраста трех лет полагаются бесплатно, согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890; пп. 3 п. 34 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1175н.

ГБУ РД «Поликлиника » <адрес> не выдала бесплатный рецепт ребенку ФИО2

До сентября 2017г. истец неоднократно обращалась в ГБУ РД «Поликлиника » <адрес> за получением рецепта. А ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в ГБУ РД «Поликлиника » <адрес> с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для бесплатного получения лекарств в аптеке, назначенных ей врачом.

Поликлиника обязана выдавать бесплатный рецепт, однако этого сделано не было.

Минздрав РД отказывает в выдаче необходимых лекарств, обосновывая это тем, что лекарственные препараты не входят в региональный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в Минздрав РД для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача.

В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГг. Минздравом РД было сообщено, что: «в бюджете РД в среднем приходится 26р. в месяц на одного льготника (312р. в год), в связи с чем, обеспечить всех не представляется возможным. Не все из указанных Вами лекарственных препаратов входят в Региональный Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

Правительство Республики Дагестан обязано принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата.

Федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

действующими нормативными актами на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата.

Министерство финансов обязано выделить денежные средства для обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

Не согласная с указанными действиями ФИО2 обратилась в суд.

В судебном заседании представители истца просили суд обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить бесплатно лекарственными препаратами ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно назначению врача, обязать Министерство финансов РД выделить Министерству здравоохранения РД денежные средства за счет республиканского бюджета для приобретения лекарственных препаратов, назначенных врачом ФИО1, обязать Правительство РД принять меры по организации мероприятий по обеспечению организации мероприятий по обеспечению лекарственных препаратов, назначаемых врачом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р..

Законный представитель ФИО1 – мать ФИО2 в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения РД по доверенности ФИО4 пояснила, что ФИО1 не является федеральным льготником и не имеет право на льготное лекарственное обеспечение по ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Представитель Министерства финансов РД по доверенности ФИО5 иск не признала, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в рассматриваемых отношениях, является Министерство здравоохранения РД. Полномочием Минфина РД является доведение до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является Министерство здравоохранения РД. Они же занимаются непосредственно обеспечением больных лекарственными препаратами.

Представитель Правительства РД по доверенности ФИО6 иск не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что в соответствии с п. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РД уполномочило Министерство здравоохранения РД органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>.

Кроме того необходимо отметить, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство» здравоохранения РД уведомило ФИО2 что не все из указанных лекарственных препаратов назначенных ребенку входят в региональный перечень жизненно не обходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

В вышеуказанном письме Минздрав РД также отмечает, что для бесплатного приобретения лекарственных препаратов необходимо внесение данных ребенка в Региональный регистр, а также представления необходимых документов.

Представитель ГБУ «Детская поликлиника », будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения иск в судебное заседание не явился.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Международно-правовые нормы, Конституция и законы Российской Федерации гарантируют защиту прав детей-инвалидов.

В силу п. 2 ст. 23 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу, а пункт 4 Декларации о правах инвалидов (провозглашенной резолюцией 3447 XXX Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ) провозглашает, что инвалиды имеют те же права, что и другие лица.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст.11 ГК РФ, каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

В силу требований п. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что ребенку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

В статье 1 вышеуказанного Закона выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, в том числе дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожаюшим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также правила ведения Федерального регистра лиц. страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что сыну истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. после осмотра врачом ДД.ММ.ГГГГ были назначены лекарства, для лечения неврологии: «Кортексин», «Актовегином», «Элькар», «Мексидол».

Данные лекарства ребенку истца, как не достигшему возраста трех лет полагаются бесплатно, согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890; пп. 3 п. 34 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1175н.

Министерство здравоохранения РД, ссылаясь на отсутствия возможности финансирования из республиканского бюджета в объеме, предусмотренном бюджетом расходов, не обеспечивает истца лекарственными препаратами: «Кортексин», «Актовегином», «Элькар», «Мексидол».

В нарушение статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органами государственной власти Республики Дагестан не обеспечивают ФИО1 надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение.

Частью 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности(за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона: за исключением больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Согласно ст. 43 Закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь, и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД отДД.ММ.ГГГГ к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.

В целях обеспечения конституционных прав граждан в РД на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2003г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", разработка Программы, которым установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.

Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартамимедицинской помощи с учетом видов, условий" и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.

Постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Главой V Территориальной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержатся в Территориальной программе Республики Дагестан (Раздел 11 «Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно»).

На основании пунктов 5 и 7 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения лекарственными препаратами при оказании населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

- привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

В силу статей 84 и 88 Конституции Республики Дагестан, статей 4 и 14 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", Правительство Республики Дагестан:

- является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан;

- разрабатывает проект республиканского бюджета Республики Дагестан;

- обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Дагестан;

- обеспечивает проведение государственной политики по экономическому и социально-культурному развитию Республики Дагестан;

- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию и защиту конституционных прав граждан в области социальной защиты и социальной поддержки;

- принимает меры по реализации и защите прав граждан на охрану здоровья;

- обеспечивает исполнение на территории Республики Дагестан Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 115, Министерство финансов Республики Дагестан:

- является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в <адрес> и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан;

- исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет Республики Дагестан. Таким образом, действующими нормативными актами на Правительство Республики

Дагестан возложена обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата, а на Министерство финансов выделить для этого денежные средства.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:

- является органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>;

- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;

- определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.

Таким образом, на Минздрав РД возложена обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Закона -Ф3 основными принципами охраны здоровья являются:

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- доступность и качество медицинской помощи;

- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О, в случае недостаточности собственных средств субъектов Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Следовательно, обеспечение сына истца – ФИО1 медицинскими препаратами по назначению врача должно производиться за счет средств бюджета Республики Дагестан.

Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, с учетом норм законодательства, следует вывод, что Министерство здравоохранения РД должно выполнить обязанность по обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами назначаемых врачом.

ФИО1 вправе получить, назначенное лекарственное средство в силу указанных выше норм действующего законодательства. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровни гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск ФИО2 удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить бесплатно лекарственными препаратами ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно назначению врача.

Обязать Министерство финансов РД выделить Министерству здравоохранения РД денежные средства за счет республиканского бюджета для приобретения лекарственных препаратов, назначенных врачом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Правительство РД принять меры по организации мероприятий по обеспечению организации мероприятий по обеспечению лекарственных препаратов, назначаемых врачом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать ГБУ РД «Поликлиника » <адрес> выдавать бесплатный рецепт на лекарственные средства, назначенные ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лечащим врачом.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ш.О.Гасанов

2-2515/2018 (2-7187/2017;) ~ М-7834/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Омарова Д.Г.
Ответчики
Минздрав РД
Поликлинника №4
Правительство РД
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Гасанов Шамиль Омарович
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
18.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017Передача материалов судье
22.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2018Дело оформлено
13.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее