№ 2-5431/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Вшивковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курмаеву Ф.Х. о признании незаконным решения Администрации Октябрьского района г. Ижевска,
у с т а н о в и л:
Курмаев Ф.Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска <номер> от 11.10.2013 года об отказе предоставить свидетельство о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Также просил возложить на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска обязанность выдать свидетельство о предоставлении за счет федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставить указанную единовременную денежную выплату. Требования мотивированы следующим.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 09.04.2013 г. на Администрацию г. Ижевска возложили обязанность включить Курмаева Ф.Х. в список получателей единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на 2013 год. Решение исполнено. Курмаев обратился в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о выдаче ему свидетельства о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Как следует из ответа от 11.10.2013 года администрация района не обладает полномочиями по предоставлению указанной выплаты. Ответ заявитель считает незаконным, нарушающим его жилищные права, поскольку согласно постановления Администрации г. Ижевска от 21.09.2010 г. <номер> «О реализации закона УР «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», постановления Правительства УР от 28.10.2010 г. <номер> «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», административного регламента «Предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан» именно на администрации районов г. Ижевска возложены обязанности по осуществлению выдачи свидетельств гражданам – получателям меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год.
Заявитель Курмаев Ф.Х., его представитель Мусихина Е.О., действующая на основании ордера, доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования считает необоснованными. Пояснил, что обжалуемый документ является не муниципальным правовым актом, а ответом-разъяснением на обращение гражданина. Кроме того, согласно постановления Администрации г. Ижевска от 21.09.2010 г. <номер> «О реализации закона УР «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в полномочия администрации района не входит принятие решения, а также оформления указанных свидетельств, которые оформляются только после принятия решения администрацией муниципального образования о перечислении средств.
Представитель Администрации г. Ижевска Кулябина М.С., действующая на основании доверенности, требования заявителя считает необоснованными, отказ законным. В соответствии с постановлением Правительства УР от 28.10.2010 г. <номер> «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения» свидетельство гражданам, имеющим право на получение выплаты, выдается после того, как Удмуртская Республика переведет деньги в бюджет муниципального образования. В зависимости от указанной суммы субвенции формируется список получателей выплаты и только после их утверждения выдается свидетельство. В 2013 году средства из федерального бюджета уже поступали и были распределены между получателями в феврале и апреле 2013 года. Список получателей формировался по дате постановки на учет, на тот момент Курмаев Ф.Х. на учете не состоял, поскольку был включен в список на основании решения суда только в июне 2013 года. Поскольку ни решением суда, ни нормами закона не установлена обязанность органа местного самоуправления предоставить заявителю выплату вне очереди, то и его требование о предоставлении ему единовременной выплаты (фактически вне очереди) является незаконным и нарушающим интересы других граждан, вставших на учет раньше заявителя.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к нижеследующему.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 09 апреля 2013 года удовлетворено заявление Курмаева Ф.Х., решение Администрации Октябрьского района г. Ижевска об отказе включить Курмаева Ф.Х. в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на 2013 года признано незаконным, с возложением соответствующей обязанности включить в список получателей данной выплат. Решение вступило в законную силу, исполнено. По состоянию на 01.11.2013 года Курмаев Ф.Х. включен в указанный список под <номер>, дата постановки 06.05.2013 года (по решению суда).
11 октября 2013 года глава администрации Октябрьского района г. Ижевска Мартынов В.В., рассмотрев заявление Курмаева Ф.Х. о предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, сообщил, что Администрация Октябрьского района г. Ижевска не обладает полномочиями на предоставление указанной выплаты.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявленные Курмаевым Ф.Х. требования, исходя из содержания приведенных выше норм, подлежат рассмотрению в порядке публичного судопроизводства, поскольку между участниками возникших правоотношений отсутствует спор о праве. Следовательно, оценка законности оспариваемого решения должна быть дана судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту – Постановление № 2) при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся обстоятельства, связанные с соблюдением срока обращения с заявлением в суд.
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем оспаривается решение должностного лица органа местного самоуправления от 11 октября 2013 года. С заявлением в суд Курмаев Ф.Х. обратился 29 октября 2013 года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Рассматривая требования Курмаева Ф.Х. о признании незаконным и нарушающим его права ответа главы администрации Октябрьского района г. Ижевска <номер> от 11.10.2013 по существу, суд находит их не обоснованными, исходя из следующего:
Согласно п. 1 Постановления № 2 в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Таким образом, оспариваемый заявителем ответ является решением должностного лица органа местного самоуправления, поскольку носит властный характер и одновременно порождает для заявителя правовые последствия в виде отказа в удовлетворении его требований о предоставлении выплаты.
Однако суд считает, что оспариваемый отказ не нарушает права Курмаева Ф.Х. по следующим основаниям:
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 09 апреля 2013 года установлено право Курмаева Ф.Х. на включение его в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ данное решение носит преюдициальное значение, установленные при его вынесении обстоятельства обязательны для суда и не подлежат доказыванию.
Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 N 320 «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения» утверждено Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Положение).
Указанным Положением установлен следующий порядок формирования списка получателей выплаты:
П. 10 Орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования средств на предоставление выплат и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, формирует по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению списки граждан на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на текущий год (далее - список) раздельно для каждой категории граждан, указанной в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего Положения.
Списки формируются в соответствии с хронологической последовательностью постановки граждан на учет.
П. 18. Формирование списков осуществляется в пределах объема субвенций, поступивших из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования для предоставления выплат в отношении каждой категории граждан, указанной в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего Положения.
П. 23. На основании утвержденного списка орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня утверждения списка оформляет на имя гражданина свидетельство и выдает его гражданину (законному представителю).
П. 5. Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, выдаваемым органом местного самоуправления.
Срок действия свидетельства исчисляется с даты его выдачи и составляет девять месяцев. Продление срока действия свидетельства не допускается.
П. 26. Выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем перечисления соответствующих денежных средств продавцу жилья в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения или застройщику в соответствии с договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома или участнику долевого строительства по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Как следует из постановления Администрации г. Ижевска от 21.09.2010 N 961 "О реализации Закона Удмуртской Республики "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", в целях реализации Закона Удмуртской Республики "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска осуществляет:
1.1. Формирование списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год по г. Ижевску на основании списков, поступивших из районных администраций г. Ижевска.
1.2. Оформление свидетельств гражданам - получателям меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год по форме, установленной Правительством Удмуртской Республики, и передачу их в администрации районов для выдачи гражданам - получателям меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год.
Исходя из толкования указанных положений закона, гражданам, имеющим право на получение выплаты, свидетельство выдается после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования. В зависимости от суммы субвенции администрация муниципального образования формирует список получателей выплат, данный список утверждается главой администрации муниципального образования, оформляются свидетельства, после чего указанные свидетельства передаются в администрации районов для выдачи их гражданам - получателям.
Таким образом, поскольку в настоящее время денежные средства на указанные цели в Администрацию г. Ижевска не поступали, список получателей не сформирован и не утвержден, свидетельства не оформлены и не переданы в администрации районов, то оснований для возложения обязанности на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска выдать свидетельство нет.
Также не подлежит удовлетворению требование заявителя о возложении на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска обязанности произвести единовременную выплату по вышеизложенным основаниям. Кроме того, согласно п. 26 Положения выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем перечисления соответствующих денежных средств продавцу жилья в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения или застройщику в соответствии с договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома или участнику долевого строительства по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома. То есть, выплата не может быть произведена без соблюдения вышеуказанного порядка, в отсутствие существующих договорных правоотношений заявителя по приобретению жилого помещения. Отсутствие указанных правоотношений не оспаривалось стороной заявителя при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного суд находит оспариваемый отказ Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска законным и не нарушающим прав заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление Курмаеву Ф.Х. о признании незаконным решения Администрации Октябрьского района г. Ижевска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд УР через районный суд.
Решение изготовлено председательствующим в окончательной форме 09 декабря 2013 года.
Председательствующий судья М.А. Иванова