Дело № 2-122/2020 УИД 28RS0013-01-2020-000188-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 17 апреля 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е.,
истца, в интересах которых обратился прокурор, Халиловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданному в защиту прав и законных интересов ФИО2, к администрации Михайловского района Амурской области о признании пострадавшей в результате ЧС, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области, выступая в защиту прав и законных интересов жительницы <адрес> <адрес> Халиловой А.И., обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, просив признать Халилову А.И., проживающую по <адрес>, пострадавшей от чрезвычайной ситуации - затопления, подтопления в результате ливневых дождей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором она проживает, возложив на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Халиловой А.И. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка по обращению Халиловой А.И. о нарушениях органами местного самоуправления Михайловского района прав данного лица на получение ЕМП за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая, предусмотренной п. 8 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19, как пострадавшей от ЧС в результате возникновения на территории Михайловского района опасных породных явлений (сильного дождя, очень сильного ливня) и подъемом уровня больших и малых рек – затопления, подтопления в результате ливневых дождей и разлива рек. Также указав, что в результате выпадения обильного количества осадков на территории Михайловского района приусадебный участок Халиловой А.И. подвергся подтоплению. В связи с чем, 09.08.2019 она через администрацию Коршуновского сельсовета обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате ЧС, приложив к заявлению документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие право владения и пользования земельным участком, подвергшемся подтоплению, и факт проживания в жилом помещении, расположенном на данном земельном участке. По результатам первичного обследования земельного участка Халиловой А.И., проведенного мобильной группой комиссии по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, установлен факт подтопления (затопления) объектов растениеводства (овощей) на площади 150 кв.м от общей площади 1400 кв.м. Повторного обследования земельного участка по месту жительства Халиловой А.И. не осуществлялось, однако комиссией по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, в отсутствие соответствующего обследования был поставлен повторный акт от 11.08.2019, который Халилова А.И. не подписывала, и согласно которому факт утраты (гибели) объектов растениеводства на земельном участке Халиловой А.И. не был установлен. В этой связи главой администрации Михайловского района в адрес Халиловой А.И.. направлен ответ на заявление последней, содержащий отказ в предоставлении ЕМП в результате ЧС. Вместе с тем, прокурор, выступающий в интересах Халиловой А.И. полагает, что нарушение порядка проведения обследования земельного участка указанного лица, а также процедуры его оформления повлекло нарушение прав последней на получение ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая в результате поражающих факторов чрезвычайной ситуации, а также на объективное и всестороннее рассмотрение её обращения, восстановление нарушенных прав. И поскольку в результате указанной ЧС Халилова А.И. утратила урожай, выращенный на приусадебном земельном участке по месту своего жительства, в связи с чем, прокурор просил признать последнюю пострадавшей в результате ЧС и возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Халиловой А.И. в списки граждан на получение ЕМП в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Михайловского района Кириченко А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истец Халилова А.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указав, что она сама лично обращалась в администрацию Коршуновского сельсовета Михайловского района по вопросу оказания ей единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая в результате ЧС. Единожды к ней приезжала мобильная группа из числа сотрудников сельской администрации с целью обследования её земельного участка, который на дату обследования был полностью затоплен. Первичный акт обследования действительно был ею подписан, но с его содержанием она не знакомилась, указав, что площадь посевов, подвергшаяся затоплению, указанная в первичном акте, не соответствует действительности, поскольку её огород полностью находился в воде. Повторного обследования принадлежавшего ей земельного участка не проводилось, более никакие документы, в том числе повторный акт обследования земельного участка от 11.08.2019, она не подписывала, подпись в акте № ей не принадлежит, сведения содержащиеся в повторном акте, относительно площади утраченного урожая не соответствует действительности. Поскольку в результате ЧС, имевшей место в июле-августе 2019 года, она утратила значительную часть урожая, кроме того, в результате ЧС произошло размытие дорог общего пользования, исключив транспортную доступность её населенного пункта с иными территориями, а также было нарушено качество питьевой воды из скважины, тем самым, указав на нарушение условий их жизнедеятельности, в связи с чем, считает себя пострадавшей в результате ЧС, поэтому просит признать её таковой и включить в список на получением ЕМП, в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области. Дополнительно указав, что с заявлением на иные виды ЕМП из иных бюджетов она не обращалась, ввиду того, что со стороны органов местного самоуправление информирование жителей о видах предусмотренных законодательством выплат не осуществлялось.
Ответчик администрация Михайловского района в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, в лице главы района представив письменные возражения относительно исковых требований прокурора, считая их не подлежащими удовлетворению, указав, что по результатам повторного обследования земельного участка Халиловой А.И. факт утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур подтвержден не был, в связи с чем во включении последней в списки граждан на получение ЕМП было обоснованно отказано. При этом, с доводами иска о не проведении повторного комиссионного обследования земельного участка заявителя и не подписания той акта № от 11.08.2019, ответчик не согласен, указывая, что доказательств данному доводу стороной истца не представлено. Тем самым считаю, что оснований для удовлетворения искового заявления поданного прокурором в интересах Халиловой А.И. не имеется, поэтому просили в иске прокурора отказать, одновременно ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие данного ответчика.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области, Правительство Амурской области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, министерство сельского хозяйства, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав доводы Халиловой А.И., ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е., допросив заявленных свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.
Впоследствии распоряжением и.о. главы Михайловского района Амурской области от 01.08.2019 №104 в связи с возникновением на территории Михайловского района опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня больших и малых рек на территории Михайловского района введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №148-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 №136-р» территория Михайловского района также была включена в зону регионального режима чрезвычайной ситуации.
При этом, распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №149-р границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области, определены в границах Михайловского района.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов, следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., являясь постоянным жителем <адрес>, несмотря на наличие постоянной регистрации по <адрес>, фактически проживает и использующая земельный участок общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, что подтверждено справками администрации Коршуновского сельсовета №, № от 08.08.2019.
Согласно письменному заявлению Халиловой А.И. 09.08.2019 она обратилась в администрацию Михайловского района Амурской области (через администрацию Коршуновского сельсовета) по вопросу выплаты ей единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая сельскохозяйственных культур на земельному участке по месту жительства по <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшей 01.08.2019 в <адрес>, в размере 10 000 рублей.
Распоряжением и.о. главы Михайловского района от 01.08.2019 №105 создана комиссия Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, пострадавших в результате возникновения опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъема уровня рек на территории района.
В соответствии с актом № (первичный) от 01.08.2019, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур (150 кв.м из засеянных 1400 кв.м), подвергшиеся затоплению на земельном участке Халиловой А.И., расположенном по <адрес>.
По результатам повторного обследования земельного участка Халиловой А.И. комиссией Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий дано заключение о непризнании вышеуказанного лица пострадавшей в результате ЧС.
В ответе главы администрации Михайловского района от 30.08.2019 года № 01-05-4071 на заявление Халиловой А.И. о выплате ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая с/х культур, последней отказано в признании пострадавшей и во включении в список граждан, имеющих право на получение ЕМП, по мотиву не установления факта утраты (гибели) урожая с/х культур.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из данного положения следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществление единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
На территории Амурской области согласно п. 8 ч.3 ст. 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 04.04.2016) принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены отнесено к компетенции Правительства Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 № 241 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее – Порядок).
В частности, согласно п. 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.
Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п.3 Порядка).
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные в выделении средств резервного фонда, направляют в Правительство области обращение с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда с приложением обосновывающих документов (п.4 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку по результатам рассмотрения проекта распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляют исполнительные органы государственной власти области в соответствии с распределением полномочий согласно приложению к настоящим Правилам (п. 5 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку проектов распоряжений Правительства области выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий других чрезвычайных ситуаций, в части оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи пострадавшим гражданам, осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Так, в целях оказания поддержки пострадавшим гражданам утратившим урожай с/х культур, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) предусмотрена выплата за счет резервного фонда Правительства Амурской области единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и проживающим в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин, в размере 10 тыс. руб. на один земельный участок (подп.2 п. 8).
Из буквального толкования указанного акта следует, что для получения выплаты в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельных участках, на которых расположены пострадавшие домовладения, необходим факт признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с актами № 1 (первичные) от 01 августа 2019 года, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур, подвергшихся затоплению на земельном участке по месту фактического жительства Халиловой А.И.
При этом допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8, будучи предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и сомневаться в правдивости показаний которых у суда оснований не имеется, показали суду, что Халилова А.И., наряду с иными жителями <адрес>, пострадали в результате ЧС, утратив по месту своего фактического жительства (ул. <адрес>) значительную часть своего урожая, погибшего в результате опасного природного явления - очень сильных ливневых дожей, прошедших на территории Амурской области в июле-августе 2019 года.
Суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Халилова А.И., проживая постоянно на территории, подвергшейся ЧС, и по месту фактического жительства которой факт причинения ущерба установлен и доказан, в связи с чем указанное лицо надлежит признать пострадавшей в результате ЧС, с возложением на ответчика администрацию Михайловского района обязанности по включению Халиловой А.И. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, для направления указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с целью осуществления указанного вида выплаты.
При этом, учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которой, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя, суд полагает необходимым по требованию прокурора обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданное в защиту прав и законных интересов Халиловой А.И., удовлетворить.
Признать ФИО9 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению ФИО10, фактически проживающей по адресу: <адрес>, в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая, в размере 10 000 рублей, выплачиваемой из средств резервного фонда Правительства Амурской области.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со его дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2020 года.