Дело №2а-2769/2022
УИД 63RS0044-01-2022-004762-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 г. г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при секретаре Битановой Т.Ж.,
с участием представителя административного истца Ларичевой Н.В.,
представителя административного ответчика Администрации г.о. Самары Абрамова А.А.,
представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области Сырцова О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2769/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары, с участием заинтересованных лиц отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области, Администрации г.о. Самары о признании бездействия, выразившегося в неустранении выявленных нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, незаконным, обязании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Самары в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары об обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой г. Самары проверено исполнение администрацией Железнодорожного внутригородского района г. Самары требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны. Установлено, что на территории Железнодорожного района г. Самары по адресу: г.Самара, ул. Урицкого, д. 21, располагается нежилое здание, площадью 1973,1 кв.м., подвал 453 кв.м., являющееся защитным сооружением гражданской обороны. Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, согласно п. 1.2 которых требования настоящих правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Прокуратурой г. Самары с привлечением специалистов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении готовности сил и средства гражданской обороны при использовании и содержании защитных сооружений гражданской обороны по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д.21, по результатам которой установлено наличие следующих нарушений: защитное сооружение гражданской обороны не отвечает требованиям по обеспечению постоянной готовности к переводу в установленные сроки на режим защитного сооружения и безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени; не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических дверях, ставнях, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны; отсутствуют подставки для защитно-герметических и герметических дверей; инженерно-техническое оборудование не содержится в готовности к использованию по назначению; внутренняя отделка стен выполнена при помощи масляной краски; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха не опечатаны; отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающихся устройств; герметические клапаны, вентиляторы и пускатели не промаркированы; в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течение двух суток; двери и ставни не закрываются усилием одного человека, нарушена целостность конструкции; не производится окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды; допускается нарушение гидроизоляции. Кроме того, в нарушение п. 3.6 Правил отсутствует необходимая документация, а именно: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния сооружения; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитных сооружения на режим приема укрываемых; план защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающихся устройств; список личного состава группы по обслуживанию защитного сооружения; эксплуатационная схема системы вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитных сооружениях; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов. Установив, что вышеприведенные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса создают угрозу защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокуратурой г. Самары в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары внесено представление от 25.03.2022 №07-04-2022/Прдп 140-22-201, требования которого в установленный срок не исполнены, мер к устранению нарушений Администрацией предпринято не было. Таким образом, ответчиком требования процессуального документа, принятого в результате мер прокурорского реагирования, оставлены без исполнения, что создает угрозу прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности введения военных действий.
Протокольными определениями суда от 04.10.2022, 08.11.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечена Администрация г.о. Самары, заинтересованного лица – Департамент управления имуществом г.о. Самары (л.д.50,
Протокольным определением суда от 04.10.2022 гражданское дело передано на рассмотрение по правилам административного судопроизводства (л.д.51-52).
В ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец заявленные требования уточнил, просил суд признать бездействие Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары, выразившееся в не устранении нарушений требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, незаконным, обязать Администрацию устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в соответствии с требованиями, ранее вынесенного предписания (л.д.112-114).
Информация и времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самары Ларичева Н.В., действующая на основании служебного удостоверения, заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по результатам проведенной проверки в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары было вынесено представлено, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Администрация. Поскольку в ходе рассмотрения дела административным ответчиком доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений в сфере оборонно-промышленного комплекса по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д. 21, не представлено, полагает, административный иск подлежит удовлетворению.
Представитель административного ответчика Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары Абрамов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент управления имуществом г.о. Самары, поскольку на момент проведения проверки нежилое здание состояло на балансе Департамента. В письменном отзыве указывают, что во исполнение предписания прокурора г. Самары Администрацией предприняты меры по устранению выявленных нарушений, статус нежилого здания изменен на защитное сооружения гражданской обороны – убежище №1. В настоящее время Администрацией подготовлены смета расходов и направлено письмо в адрес Главы г.о. Самары о выделении средств из бюджета для исполнения требований предписания, разработан график планируемых работ с разбивкой на этапы (по приоритетности работ). Однако, устранить выявленные нарушения в срок, не превышающий шесть месяцев, не представляется возможным, в виду ограниченного финансирования (л.д.60-62).
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области Сырцов О.Е. в судебном заседании исковые требования административного истца поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, позицию по делу изложил письменно.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самары, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, уважительность причин неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменную позицию в отношении заявленных требований суду не представил.
Учитывая требования ст. ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лиц в суд есть их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетеля Осипова А.Г., изучив материалы дела и письменную позицию сторон, определив уполномоченных лиц, к полномочиям которых относится исполнение требований законодательства в сфере надлежащего содержания оборонно-промышленного комплекса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 30.04.2021 №63-144-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Самара», акта приема-передачи имущества от 28.06.2021 и приказа Департамента управления имуществом г.о. Самары от 16.07.2021 №1706 нежилое помещение, площадью 453 кв.м., с инвентарным номером 1-63, типом помещения убежище (мобилизованное имущество), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д. 21, внесено в реестр муниципального имущества г.о. Самара (л.д.71). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 18.07.2008.
Распоряжением Главы Железнодорожного внутригородского района
г. Самары от 26.05.2022 №37 «О внесении изменений в распоряжение Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от 22.08.2017 №297 «О внесении в реестр муниципальной собственности Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара сведений о ранее учтенных объектах муниципального имущества» недвижимое имущество - нежилое помещение по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Урицкого, д.21, 1981 года постройки, общей площадью 1981 кв.м., включено в реестр муниципальной собственности Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары (л.д.68-69).
Из представленных суду документов установлено, что на основании требования прокуратуры г. Самары от 21.03.2022 №07-23-2022, помощником прокурора г. Самары совместно с инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны при использовании и содержании защитных сооружений гражданской обороны. По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований гражданской обороны на объекте защиты, расположенном по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Урицкого, д. 21, а именно:
1. Защитное сооружение в режиме повседневной деятельности не выполняет требования по обеспечению постоянной готовности к переводу в установленные сроки на режим защитного сооружения и безопасного пребывания укрываемых в сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
2. Не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических дверях, ставнях;
3. Облицовка стен санузлов выполнена керамической плиткой;
4. Отсутствуют подставки для защитно-герметических и герметических дверей;
5. Защитное сооружение не содержится в готовности к использованию по назначению;
6. Внутренняя отделка стен сооружения выполнена масляной краской;
7. Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха не опечатаны;
8. В защитном сооружении отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;
9. Герметические клапаны, вентиляторы и пускатели защитного сооружения не промаркированы;
10. В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течении двух суток;
11. При эксплуатации защитного сооружения двери и ставни не закрываются усилием одного человека (нарушена конструкция целостности);
12. Не производится окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды;
13. Имеются нарушения гидроизоляции;
14. Отсутствуют правоустанавливающая документация (паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния сооружения; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитных сооружения на режим приема укрываемых; план защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающихся устройств; список личного состава группы по обслуживанию защитного сооружения; эксплуатационная схема системы вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитных сооружениях; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов).
Таким образом, выявленные нарушения противоречат требованиям Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядку создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583.
По итогам проверки начальником Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самары Мамыкиным А.С. составлена сводная справка по выявленным нарушениям, которая 28.03.2022 направлена в адрес прокурора г. Самары Ярыгина А.В. (л.д.90-102).
Для устранения выявленных нарушений в качестве меры прокурорского реагирования 25.03.2022 Главе Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары Тюнину В.В. внесено представление №07-04-2022/Прдп140-22-201 (л.д.17-21).
Представление от 25.03.2022 №07-04-2022/Прдп140-22-201 в установленном законе порядке не обжаловалось.
Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: абзаце шестом и седьмом, предусматривающих, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; абзацах девятнадцатом, двадцать третьем и двадцать седьмом, согласно которым решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом; в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
На основании вышеприведенных положений действующего законодательства, Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары обязана осуществлять мероприятия по надлежащему содержанию сооружений и обеспечивать готовность защитного сооружения по адресу: г. Самары, ул. Урицкого, д.21, для выполнения мероприятий гражданской обороны, носящих безотлагательный характер.
Разрешая вопрос надлежащего административного ответчика по правилам ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Администрация Железнодорожного внутригородского района г. Самары, соответственно, административный иск заявлен с соблюдением процессуальных норм права.
Доводы административного ответчика о том, что на момент вынесения представления заявленное нежилое помещение состояло на балансе Департамента управления имуществом г.о. Самары, а потому Администрация является ненадлежащим ответчиком, судом отклоняются. Согласно ответу прокурора г. Самары Ярыгина А.В., во исполнение внесенного в его адрес представления Администрацией Железнодорожного района г. Самары предприняты меры по уточнению статуса нежилого помещения в качестве защитного сооружения гражданской обороны – убежище №1, в адрес Главы г.о. Самары направлена информация о необходимости формирования бюджета для приведения заявленного помещения, обладающего статусом повышенной значимости для населения территории Самарской области, в надлежащее состояние и соответствие его требованиям нормативных актов. Кроме того, из указанного ответа следует, что Администрация, ознакомившись с внесенным представлением, с выявленными нарушениями согласилась, в настоящее время осуществляет работы по приведению помещения в нормативное состояние, что следует из письма от 26.05.2022 №02/6-03/3486 (л.д.23-24, 28-29).
Следует обратить внимание, что разрешение вопросов формирования бюджета для устранения выявленных нарушений содержания и обеспечения готовности нежилого помещения по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Урицкого, д. 21, к компетенции территориальных органов местного самоуправления и (или) Глав районов субъекта Российской Федерации не относится, а относится к компетенции Департамента финансов Администрации г.о. Самары, в полномочия которого входит обеспечение муниципальных нужд г.о. Самара и внутригородских районов г.о. Самара, в том числе формирование их бюджета. Как следует из материалов дела, административным ответчиком предпринимались меры к формированию бюджета с учетом выполнения работ по восстановлению нежилого помещения, о чем в адрес Главы г.о. Самары направлено соответствующее обращение.
Между тем, нормы действующего законодательства не содержат обязанность прокурора предпринимать в отношении ответчика меры прокурорского реагирования до подачи иска в суд, в том числе внесения предписания, напротив, участие прокурора в административном процессе в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обусловлена необходимостью устранения нарушений прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации непосредственное в судебном порядке, решение по требованиям которого будет принято в виде судебного акта, обязательного к исполнению.
Настоящее суждение согласуется с правовой позиции Конституционного суда,согласно которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
При таких обстоятельствах, установление лица, в адрес которого внесено представление об устранении нарушений, не является юридически значимым обстоятельством по делу, а служит одним из доказательств, свидетельствующих об уклонении от устранения выявленных нарушений в добровольном порядке.
С учетом вышеприведенного, поскольку в настоящее время объект недвижимого имущества находится в фактическом пользовании Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары, которая является надлежащим органом по содержанию данного имущества, суд приходит к выводу, что состав участников процесса сформирован правильно с учетом их полномочий.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583, требования настоящих правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ХС ГО – убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил, При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений (п. 3.2.2 Правил).
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами (п. 3.2.5 Правил).
Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации. Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования. (п. 3.2.7, 3.2.10 Правил).
Согласно п. 3.2.8, 3.2.9 Правил, оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона. Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается.
На основании п. 3.2.11 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценках технического состояния (п.3.2.17 Правил).
Состояние полотен защитных устройств и их навесов оценивается закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека (п.4.2.4 Правил).
Положениями п.4.3.9 Правил установлено, что все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха.
Пунктом 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений установлено, что в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела, что нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д. 21, вышеприведенным требованиям закона не соответствует.
Кроме того, допрошенный в ходе судебного заседания от 08.11.2022 свидетель Осипов А.Г., являющийся специалистом Железнодорожного внутригородского района г. Самары, показал, что в период с 2021 г. по 2022 г. защитное сооружение по адресу: г. Самары, ул. Урицкого, д.21, состояло на балансе Департамента управления имуществом г.о. Самары, в 2022 г. передано в распоряжение Администрации Железнодорожного внутригородского района г. Самары, после чего, вид разрешенного использования нежилого здания переведен в «бомбоубежище», который по нормативным документам имеет три статуса: «готовое», «не готовое», «ограниченно готовое». В настоящее время заявленное нежилое здание имеет статус неготового бомбоубежища. Пояснил, что изменение статуса на «ограниченно готовое» будет осуществлено после выделения из федерального (местного) бюджета денежных средств (л.д.118-120).
Указанные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалами (л.д.25-27), иных доказательств, свидетельствующих о техническом состоянии нежилого помещения по состоянию на день рассмотрения административного дела ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Таким образом, в отсутствие иных доказательств по делу, суд находит заявленные прокурором г. Самары требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В целях восстановления прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары устранить выявленные нарушения в сфере оборонно-промышленного комплекса, расположенного по адресу: г. Самары, ул. Урицкого, д.21, и привести нежилое помещение в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░.21.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░.21:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░); ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░