Дело № 2а-2228/2020
73RS0004-01-2020-002890-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2020 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Высоцкой А.В.
при секретаре Аббазовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска к Юденичеву Сергею Евгеньевичу о восстановлении срока на взыскание задолженности по транспортному налогу, пеней, взыскании задолженности по транспортному налогу, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Юденичеву С.Е. о восстановлении срока на взыскание задолженности по транспортному налогу, пеней, взыскании задолженности по транспортному налогу, пеней, указав в обоснование иска следующее.
Юденичев С.Е. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, имеет в собственности транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Административный ответчик был обязан в установленные сроки исполнить обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 3 300 руб., однако данная обязанность не исполнена, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб. Срок для обращения в суд за взысканием задолженности в настоящее время пропущен по причине загруженности сотрудников инспекции, связанной с большим количеством налогоплательщиков, состоящих на учете, что является уважительной причиной к восстановлению пропущенного срока на взыскание ее в судебном порядке. Просит восстановить срок на взыскание с Юденичева С.Е. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 300 руб., пеней по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб. и взыскать с Юденичева С.Е. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 300 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб.
Представитель административного истца инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Юденичев С.Е. в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
Юденичев С.Е. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Как следует из ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно выписке из базы данных владельцев транспортных средств и фактов владения, сформированной по сведениям ГИБДД, представленной административным истцом, административный ответчик в 2015 году имеел в собственности транспортные средства: ГАЗ 3275-02 государственный регистрационный номер <данные изъяты> (12 месяцев владения), ГАЗ 24 государственный регистрационный номер <данные изъяты> (12 месяцев владения), ВАЗ 1111 государственный регистрационный номер <данные изъяты> (12 месяцев владения).
В соответствии с п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Расчет суммы налога произведен в соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007 "О транспортном налоге в Ульяновской области", ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации и согласно представленного истцом расчета составляет за 2015 год 3 300 руб.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать, законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 29.07.2016 об уплате транспортного налога. Уведомление административным ответчиком не исполнено.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
За несвоевременную уплату транспортного налога административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб., что подтверждается представленным истцом расчетом.
Как следует из п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование № от 18.07.2019 об уплате налога и пеней направлялось административному ответчику заказной корреспонденцией, что подтверждается списками заказных отправлений. До настоящего времени требование не исполнено.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, требование о взыскании недоимки за счет имущества физического лица могло быть удовлетворено в течение шестимесячного срока давности взыскания в судебном порядке, в данном случае сроки на ее взыскание в судебном порядке истекли.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам и пеней может быть восстановлен судом.
Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
По мнению суда, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется. Налоговый орган должен был принять все возможные меры для своевременного обращения в суд и взыскания недоимки по налогам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Проанализировав сложившиеся обстоятельства, суд не считает их уважительными и полагает, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Указанная истцом причина пропуска срока – загруженность сотрудников инспекции, связанная с большим количеством налогоплательщиков, состоящих на учете, не может быть признана уважительной причиной пропуска срока.
В связи с изложенным, в удовлетворении требования о восстановлении срока на взыскание с Юденичева С.Е. задолженности по транспортному налогу и пеней ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска следует отказать.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с истечением установленного срока взыскания задолженности и отказом суда в удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении срока, в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска к Юденичеву С.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 300 руб., пеней по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб., следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска к Юденичеву Сергею Евгеньевичу о восстановлении срока на взыскание задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 300 руб., пеней по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб. и взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 300 руб., пеней по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.07.2019 в размере 1 120,02 руб., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Заволжский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Высоцкая