Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,
с участием в судебном заседании истца Максимова В.Н., представителя истца Яковлева А.Г.,
представителя ответчика Евдокимовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-470/2020 по иску Максимова В. Н. к ГУ МВД России по Иркутской области о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учет, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Максимов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ГУ МВД России по Иркутской области о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учет, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Встал на учет на получение выплаты (уникальный номер. №). Решением заседания комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ он с семьей был снят с учета очередников на предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения. Основанием для принятия решения стал пункт 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел. утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 о том, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий., и (или) члены семьи, которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом указано, что по сведениям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (жена) принадлежал на праве собственности жилой дом, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не согласен с принятым решением о снятии его с учёта очередников на предоставление единовременной социальной выплаты по следующим основаниям.
Основанием прекращения права собственности на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, послужил его снос в связи с аварийным состоянием. Подтверждением тому является заключение БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника. К таким действиям согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относятся, в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет. ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ).
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. В таких условиях снос жилого помещения, находящегося в аварийном состоянии с износом в 100%, не является ухудшением жилищных условий, поскольку и без сноса жилого помещения истец соответствовал условиям предоставления единовременной социальной выплаты.
Неверное толкование подпункта «г» пункта 19 Правил привело к принятию незаконного решения о снятии истца с очереди для получения единовременной выплаты, поскольку применение данной нормы обусловлено тем, что выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является основанием для снятия в том случае, если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет.
При этом не в компетенции истца самостоятельно формировать сведения из ЕГРН в виде справок. Различные по содержанию справки не влияют на правоспособность истца получить единовременную выплату, так как в случае, если бы сведения о прекращении права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, уже имелись в справках из ЕГРН, предоставленных до постановки на учет, при проверке основания прекращения права собственности, эти сведения не свидетельствовали бы об отсутствии у сотрудника права на принятие на учет.
Единовременная выплата должна была последовать после рассмотрения заявления Максимова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с формулой расчета размера единовременной выплаты, указанной в п. 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, размер выплаты сейчас должен составить 6 439 962,82 руб., которую он просит взыскать с ответчика.
Незаконное лишение истца единовременной социальной выплаты в очереди, за получением которой он состоял семь лет, повлекли тяжелые нравственные страдания как у самого истца, так и у членов его семьи. Обрушились планы семьи на улучшение жилищных условий, надежды на новую жизнь. Размер компенсации за причиненный моральный вред истец оценивает в 100 000 рублей.
Просит суд признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 12), утвержденное распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от 31.10.2019 N 1/3049 (р) о снятии Максимова В. Н. с семьей в составе 3-х человек с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать комиссию ГУ МВД России по Иркутской области восстановить с ДД.ММ.ГГГГг. Максимова В. Н. с семьей в составе 4-х человек (он, жена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, дочь <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в очередность в получении выплаты; взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области в пользу Максимова В.Н. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 439 962,82 руб., компенсацию морального вреда 100 000 руб.
В судебном заседании истец Максимов В.Н., представитель истца Яковлев А.Г., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования поддержали с учетом их уточнений, настаивали на их полном удовлетворении.
Представитель ответчика Евдокимова Н.И., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования Максимова В.Н. не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении требований Максимова В.Н. отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все исследованные доказательства по правилам ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Максимова В.Н. подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Максимов В.Н. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
По решению комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. Максимов В.Н. на основании его заявления принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек (он, супруга, две дочери) с уникальным номером №.
При постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец с семьей проживал по договору аренды жилого помещения, по договору найма жилого помещения в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.метров по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. метров. Квартира на праве собственности принадлежит <данные изъяты> <данные изъяты>, постоянная регистрация по данному месту жительства на день постановки на учет у Максимова В.Н. и членов его семьи отсутствовала, временно зарегистрированы по месту пребывания на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельствам №.
На заседании комиссии ГУ МВД России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, что иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Максимов В.Н., жена и дочь не имеют. Согласно справке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности у Максимова В.Н. и членов его семьи отсутствует. Однако согласно справке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ за период с 17ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Максимовой М.С. (жене) принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 42,70 кв. метров, расположенный по адресу <адрес>. Право собственности прекращено 01.08.2012г.
Решением комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. (выписка из протокола заседания №) Максимов В.Н. с семьей в составе трёх человек (он, жена, дочь ДД.ММ.ГГГГ. рождения) сняты с учета очередников на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подпунктом «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, исходя из того, что Максимовым В.Н. и членами его семьи для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты предоставлены документы, не соответствующие сведениям, послужившие основанием для принятия на данный учет.
Не согласившись с решением о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, Максимов В.Н. обратился с настоящим иском в суд.
Оценивая законность принятия ответчиком решения о снятии Максимова В.Н. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
В силу п.п.2 ч.3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты «б», «в», «г», «е»).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В п. 9 Правил установлено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень действий, направленных на ухудшение жилищных условий, к каковым действия истца и членов её семьи не относятся.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Обжалуя решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. (выписка из протокола заседания №), Максимов В.Н. указал, что основанием прекращения права собственности у его жены на жилой дом по адресу <адрес>, послужил его снос в связи с аварийным состоянием, данное обстоятельство не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение его жилищных условий.
Суд полагает заслуживающим внимания доводы истца по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> – жене истца Максимова В.Н. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метра, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ., дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению Усть-Ордынского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» Иркутский филиал от ДД.ММ.ГГГГ № при проведении его специалистами ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, установлено, что здание жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. метров с холодным пристроем, было снесено как непригодное для проживания. Жилое помещение находилось в аварийном состоянии, износ 100%.
Согласно справке заместителя главы администрации МО «Усть-Ордынское» от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <данные изъяты>, жилой дом площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу <адрес>, на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. В дальнейшем произведен снос и снят с кадастрового учета. Дата государственной регистрации прекращения права от ДД.ММ.ГГГГ.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на жилой дом по адресу <адрес>, прекращено в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании заявления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, акта обследования, подтверждающего прекращение существование объекта недвижимости, заключения о сносе жилого дома, выданных Усть-Ордынским Бурятским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».
Данные обстоятельства подтверждаются также материалами инвентарного дела на жилой дом, делом правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №; №; №, расположенных по расположенный по адресу <адрес>.
Оценив все исследованные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что законных оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика не имелось, поскольку Максимовым В.Н. были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения данного права.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что представленные истцом документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия истца на такой учет, ответчиком не представлено. Доказательств, свидетельствующих об умышленном искажении истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, материалы дела не содержат.
Следовательно, оснований для снятия Максимова В.Н. с семьей в составе трех человек (он, жена, дочь) с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения су ответчика не имелось, решение комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Максимова В.Н. с учета с семьей в составе трех человек (он, жена и дочь, 2006г. рождения) подлежит признанию незаконным.
В свою очередь, признавая данное решение незаконным, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность восстановить Максимова В.Н. с семьей в составе трех человек (он, жена, дочь, ДД.ММ.ГГГГ. рождения) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно норме предоставления площади жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Рассматривая по существу требования истца Максимова В.Н. о восстановлении на учете очередников с семьей в составе четырех человек (он, жена, дочь, 1996г. рождения, дочь, 2006г. рождения), взыскании с ГУ МВД России по Иркутской области в пользу Максимова В.Н. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 439 962,82 руб., компенсации морального вреда 100 000 руб., суд не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что согласно решению комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. внесено изменение в учетное дело Максимова В.Н. по его заявлению в связи с тем, что дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, достигла 18 лет и не обучается в образовательных организациях по очной форме обучения.
Данное решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. истцом в установленном порядке не обжаловалось, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
На основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Максимов В.Н. является очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трех человек (он, жена, дочь, 2006г. рождения).
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, Максимов В.Н. состоял с семьей в составе четырех человек (он, жена, дочь, 1996г. рождения, дочь, 2006г. рождения) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно представленной Максимовым В.Н. при подаче заявления на постановку на учет в ГУ МВД России по Иркутской области справке ФГБОУ ВПО «БГУЭП» от ДД.ММ.ГГГГ его дочь <данные изъяты> обучалась по очной форме обучения в образовательной организации, начало обучения ДД.ММ.ГГГГ, нормативный срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснила суду представитель ответчика Евдокимова Н.И., поскольку после ДД.ММ.ГГГГ. Максимовым В.Н. не были представлены документы, подтверждающие, что его дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, обучается в образовательной организации по очной форме обучения, то комиссией ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел 31.01.2019г. принято решение о внесении изменений в учетное дело по составу семьи Максимова В.Н. в количестве трех человек – он, жена и дочь, ДД.ММ.ГГГГ. рождения. Более того, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> достигла 23-хлетнего возраста, в связи с чем правовые основания для включения её в состав семьи Максимова В.Н. с целью предоставления ЕСВ отсутствуют.
Данные доводы стороны ответчика согласуются с имеющимися в деле письменными материалами.
Так, истцом представлены суду справки из ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», согласно которым <данные изъяты> обучалась на направлению подготовки бакалавриата 40.03.01 Юриспруденция на внебюджетной основе, с ДД.ММ.ГГГГ, отчислена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с защитой (справка от ДД.ММ.ГГГГ №); обучалась на 1 курсе по направлению подготовки магистратуры 40.0401 Юриспруденция, зачислена с ДД.ММ.ГГГГ., отчислена ДД.ММ.ГГГГ приказом №а-2,МИ от ДД.ММ.ГГГГ. (справка от ДД.ММ.ГГГГ).
Более того, согласно свидетельству о рождении серии II-СТ № <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ., то есть ДД.ММ.ГГГГ. ей исполнилось 23 года.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек (он, жена, дочь, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, дочь, ДД.ММ.ГГГГ рождения).
Также истец просит взыскать с ответчика единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 439 962,82 руб., компенсации морального вреда 100 000 руб.
Данные требования также не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел РФ в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
Настаивая на взыскании единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, истец фактически ставит вопрос о предоставлении указанной выплаты во внеочередном порядке. Однако ни Федеральный закон N 247-ФЗ, ни постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 «Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья данной категории граждан.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную <данные изъяты>, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Из буквального содержания разъяснений, указанных в абз. 4 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.
Право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел имеет имущественный характер, что следует из Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение прав сотрудника органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Максимова В. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии с учета очередников Максимова В. Н. с семьей в составе трех человек (он, жена <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения).
Обязать Главное управление МВД России по Иркутской области восстановить Максимова В. Н. с семьей в составе трех человек (он, жена <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения) в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Максимова В. Н. к ГУ МВД России по Иркутской области в большем размере - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Прибыткова
Решение суда в окончательной форме принято 03.07.2020г.
Судья