Решение по делу № 2-1014/2018 ~ М-1088/2018 от 27.08.2018

                                                                Дело № 2-1014/2018

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

          г. Черемхово                                                                24 октября 2018 года

Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Широковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой ЛВ к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся безе попечения родителей, г.Черемхово» о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Соколова Л.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным, указав в обоснование своих требований, что она работает <данные изъяты> года. Ранее оно было подведомственно Министерству образования Иркутской области, а с 01.01.2015 года перешло в ведение Министерства социальной защиты населения Иркутской области и стало именоваться - Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово». В настоящее время ее должность - <данные изъяты>. Как медицинский работник она пользовалась всеми, установленными российским законодательством льготами, в том числе и правом на основной оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск в размере <данные изъяты> рабочих дней за работу с вредными условиями труда и 8 календарных дней, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Т.е. всего ее отпуск составлял <данные изъяты> календарных дней. Это она подтверждает трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. (п.2), дополнительным соглашением от 11.01.2016г. к вышеуказанному трудовому договору, в которых прописаны все, предоставляющиеся ей гарантии и компенсации. Учреждением в 2015 году проводилась специальная оценка условий труда, которой был установлен 2 класс условий труда (допустимые). Все предыдущие гарантии и компенсации, в том числе и 50-тидневный отпуск, были сохранены и предоставлены. В 2018 году вновь была проведена специальная оценка условий труда с установлением того же класса. Хотя оценка условий труда согласно законодательству должна проводиться 1 раз в 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ ей было навязано дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ., которым дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 12 рабочих дней за вредные условия труда не предусматривается. Работодатель составление дополнительного соглашения мотивировал проведением работ по специальной оценке условий труда в учреждении в апреле 2018 года и картой специальной оценки труда работника . Согласно этой оценке, условия труда остались на прежнем уровне, с оставлением 2 класса (допустимые). Улучшений в условиях ее работы никаких не выявлено.

Навязывание дополнительного соглашения она объясняет тем, что ее предупредили, что в случае отказа от подписания или несогласия с ним, она будет уволена, как отказавшаяся работать в новых условиях труда. Потерять рабочее место она не решилась. Условия ее труда, касающиеся медицинской деятельности, с момента заключения первоначального договора в 2007 году и по сегодняшний день не изменялись.

Оспариваемое дополнительное соглашение считает незаконным по следующим основаниям. Государство считает, что работники здравоохранения относятся к стратегически важной отрасли. Поэтому оно предусмотрело дополнительные меры социальной защиты, к которым относятся и дополнительные отпуска. Работодатель же решил, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск возникает в случае установления 2, 3, или 4 класса вредности, а новая оценка условий труда не входит в эти параметры. Не оспаривая право работодателя на проведение специальной оценки труда в учреждении, считает, что выводы оценки условий труда в отношении медицинских работников не являются основополагающими для определения вредности условий труда и не могут быть положены в основание отмены дополнительного оплачиваемого отпуска. Т.е. юридического значения факты проведения специальной оценки труда для медработников учреждения и выводы, изложенные в картах оценки, не имеют. В данном же случае условия труда, установленные ранее, и не измененные в настоящее время, были в отношении нее ухудшены. Ее деятельность полностью согласуется с рядом положений законодательства, а именно: списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. , предусмотрено назначение ей досрочной пенсии по старости; законодатель позаботился не только о сокращенной продолжительности рабочего времени, но и о предоставлении отдельным категориям медперсонала дополнительных отпусков (ст. 350 ТК РФ). Такие отпуска предоставляются работникам здравоохранения, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. Ее должность и продолжительность дополнительного отпуска указаны в Перечне категорий работников здравоохранения, имеющих право на дополнительные отпуска в связи в работой в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, специального раздела «Здравоохранение» Списка в позиции 174. Специальной оценкой условий труда от 2015 года ей были сохранены гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда.

Дополнительными ведомственными нормативными актами по учреждению эти гарантии были сохранены на основании указанных законов.

Считает, что идентификация вредных условий труда проходит в том случае, когда нет определённых рабочих мест в перечне профессий, определенных на законодательном уровне как занятых на вредных работах.

Таким образом, полагает, что в данном случае произошло неверное толкование закона работодателем. Специальная оценка условий труда и методика ее проведения направлены на принятие мер к улучшению условий труда работника, но никак не к их ухудшению, что и делает оспариваемое дополнительное соглашение к трудовому договору незаконным. На момент проведения специальной оценки труда, принятия решения и заключения дополнительного соглашения условия коллективного договора действовали и в одностороннем порядке работодателем не могли быть нарушены.

В связи, с чем истец просила признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным.

     В судебном заседании истец Соколова Л.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенных в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца Соколовой Л.В. – Константинова О.В., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержала.

    Представитель ответчика – ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» Лохова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что работодатель обязан обеспечить проведение плановой СОУТ не реже одного раза в 5 лет. Таким образом, законодатель не запрещает проводить работодателю СОУТ несколько раз в пять лет. Действительно, в учреждении проводилась специальная оценка условий труда в 2015 году, класс условий труда выставлен-2. Параметры световой среды также выставлены в класс условий труда -2. При проведении СОУТ требуется учет влияния всех производственных факторов, имеющихся на конкретном рабочем месте. В учреждении на рабочих местах, в частности и на рабочем месте по профессии медицинская сестра- массажистка, в июле 2017 году, производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что, по мнению работодателя могло оказать как хорошее, так и негативное (при неправильном установлении последних) влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Поэтому работодателем было принято решение по проведению внеплановой экспертизы условий труда на рабочем месте по профессии <данные изъяты>, в виду того, что работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ, в том числе и при изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Так как освещение на рабочем месте является производственным оборудованием, оно заменялось со старого на новое, более современное и безопасное по накаливанию, во избежание рисков изменения световой среды в худшую сторону, а также предписаний и штрафов ГИТ, работодателем и было принято решение о проведении внеплановой СОУТ. Ответчиком был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Центр экспертизы условий труда» о проведении СОУТ на рабочих местах учреждения, в частности и на рабочем месте по должности медицинская сестра. Приказом по учреждению 369-од от ДД.ММ.ГГГГ о проведении специальной оценки условий труда, была создана комиссия.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и    (или)    опасными    условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий. Дополнительный отпуск медработникам предусмотрен в ст.350 ТК РФ. В соответствии с этой нормой не каждому медицинскому работнику положен дополнительный отпуск, а лишь работникам, работающим в определенных условиях. Дополнительный отпуск медработникам установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ним продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам положена: участвующим в оказании психиатрической помощи (14, 21, 28 и 35 календ. дн.); непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (14 и 21 календ. дн.); осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных (14 календ, дн.); работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (14 календ, дн.). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется медицинским работникам, у которых условия труда на рабочих местах по результатам спецоценки отнесены к вредным (класс вредности 3.2, 3.3, 3.4) или опасным условиям труда (класс вредности 4) (ст. 117 ТК РФ). Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что: допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия). Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте, присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются. Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан предоставлять компенсации. Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в трудовой договор и т.д.). Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях – согласно ст.117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2. Действовавший до этого отраслевой Список от 1974 года, на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней) в настоящее время не применяется.

Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников», дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.

Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается. В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ). В строке 040 карты СОУТ по должности старшей медицинской сестры не содержится оснований для увеличения отпуска по указанной должности. По окончании проведения специальной оценки условий труда в учреждении был составлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, заключение эксперта -ЗЭ по результатам специальной оценки условий труда, в котором говорится о том, что в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона №426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в организации не выявлены рабочие места, на которых имеются факторы, способные создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Рассмотрев результаты специальной оценки условий труда, эксперт заключил: считать работу по СОУТ завершенной. На основании выводов эксперта, отчета о проведении специальной оценки условии труда был издан приказ -цд о завершении специальной оценки условий труда. ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание медицинских работников учреждения для ознакомления с результатами проведения специальной оценки условий труда медицинских работников учреждения. Были выданы копии карт СОУТ на руки работникам, о чем имеются подписи в листе ознакомления от ДД.ММ.ГГГГ, в частности имеется подпись в ознакомлении и Соколовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Л.В. было вручено уведомление о том, что по должности старшая медицинская сестра устанавливаются изменения с ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению работнику отпуска, так ежегодный дополнительный отпуск установленный ТК РФ предоставляется в размере 28 календарных дней, также установлен дополнительный оплачиваемый отпуск согласно ст.14 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в размере 8 календарной дней.

Далее в уведомлении указано на то, что с данными поправками будут внесены вменения в трудовой договор работника. В случае согласия работника на изменение условий трудового договора трудовые отношения с ним будут продолжены, а соответствующие изменения трудового договора оформятся в соответствии с ТК РФ. В случае несогласия работать в новых условиях, трудовые отношения будут прекращены в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ. Указанное уведомление Соколова Л.В. получила ДД.ММ.ГГГГ, никаких недовольств выражено не было. Она не обращалась к руководителю учреждения с жалобами по поводу незаконного уменьшения продолжительности отпуска, не обращалась.

Установлено, что собственноручно подписала дополнительное соглашение от 06.06.2018г. к трудовому договору б/н от 05.06.2012г., о чем имеется ее подпись от 08.06.2018г. Настоящее дополнительное соглашение вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Истица продолжала работать в учреждении в должности <данные изъяты>, не выражала никаких недовольств по поводу принуждения ее к подписанию дополнительного соглашения в течении продолжительного времени. Требования Соколовой Л.В. о признании недействительным дополнительного соглашения от 06.06.2018г. к трудовому договору б/н от 05.06.2012г. не имеют юридической силы, поскольку без какого-либо давления со стороны руководства учреждения в присутствии специалиста отдела кадров подписала несколько документов и не высказала никаких возражений. В связи с чем просила в удовлетворении исковых требований Соколовой Л.В. отказать.

Свидетель ЗБ суду пояснила, что работает в ОГКУСО «ЦПД г. Черемхово». В учреждении проводился ремонт, менялись блоки светильников, затем было приняло решение о проведении специальной оценки условий труда. ДД.ММ.ГГГГг. было проведено собрание по повестке изменений в коллективный договор. Никто к ней не обращался по вопросу некачественного проведения специальной оценки условий труда.

Свидетель ТВ пояснила суду, что работает в ОГКУСО «ЦПД г. Черемхово» председателем трудового коллектива. После проведения коллективного собрания по отчетам и по проведенной специальной оценке условий труда медиков ознакомили с картами и было проведено собрание. На собрании производился протокол. Никто принудительно не заставлял работников подписывать дополнительное соглашение.

Выслушав пояснения истца, её представителя, представителя ответчика, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В обязанности работодателя также входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 ТК РФ).

Как установлено в судебном заседании, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Соколова Л.В. принята на должность <данные изъяты> в ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Черемхово», с ДД.ММ.ГГГГ, где работает по настоящее время.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1). Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209 ТК РФ).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасности и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 ТК РФ).

В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ).

С 01 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которому введены иные правила специальной оценки условий труда, которые по степени вредности подразделяются на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, из них класс 2 отнесен к допустимым условиям труда, подклассы 3.1 и 3.2 (3 класса вредных условий труда) отнесены к 1 и 2 степени вредных условий труда. К вредным условиям труда 3 и 4 степени отнесены подклассы 3.3 и 3.4.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» поручило ООО «Центр экспертизы условий труда» выполнение работ по специальной оценке условий труда на рабочих места, обозначенных в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора.

В Приложении 1 к договору от 22.02.2018г., указан перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, а именно: врач-педиатр, фельдшер, старшая медицинская сестра, медицинская сестра, медицинская сестра диетическая, медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по массажу, инструктор по лечебной физкультуре, главный бухгалтер, делопроизводитель, специалист по кадрам, социальный педагог, юрисконсульт, ведущий экономист.

Из приказа -од от ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение специальной оценки условий труда, в составе: председатель комиссии – НВ - директор; члены комиссии: ВА – специалист по кадрам, ЗБ- специалист по охране труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», СОУТ проводится в плановом порядке не реже одного раза в 5 лет. Этот срок исчисляется от даты утверждения предыдущего отчета СОУТ. Для недавно созданных организаций срок следует исчислять от даты государственной регистрации организации, а при наличии результатов аттестации рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение 5 лет от даты завершения аттестации.

Внеплановая СОУТ проводится по закрытому перечню оснований, указанному в ст. 17 Закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок проведения в этом случае ограничен 6 месяцами от даты наступления события, явившегося основанием для внеплановой оценки. К таким основаниям, в частности, относится: изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

По результатам проведенной специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании, проведение специальной оценки условий труда было связано с заменой производственного оборудования - светильников.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно приказа -од от 09.04.2018г. ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.Черемхово» утверждена «Сводная ведомость результатов проведения СОУТ», утвержден «Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда».

Из карты специальной оценки условий труда работников в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» в строке 030 установлен итоговый класс условий труда – 2. По результатам оценки условий труда необходимость в повышенной оплате труда работника, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, сокращенной продолжительности рабочего времени, молоко или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактическом питании, право на досрочное назначение страховой пенсии – не установлено.

Согласно листа ознакомления от ДД.ММ.ГГГГ. с результатами проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, Соколова Л.В. была ознакомлена с результатами проведения специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГГГ.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе работника ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Черемхово» подписания карты проведения СОУТ указано, что специалистом по ОТ ЗБ составлен акт в 13 час. 46 мин. в присутствии специалиста по ОТ ЗБ, соц.педагога ТВ, специалиста по ОК ВА, работнику Соколовой Л.В. было предложено подписать оригинал карты проведения СОУТ, работник Соколова Л.В. отказалась подписывать оригинал карты СОУТ.

Согласно уведомления от 10.04.2018г. ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>» старшая медицинская сестра Соколова Л.В. была уведомлена о том, что в связи выполнением работ по специальной оценке условий труда в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>», в соответствии картой специальной оценки условий труда в структурном подразделении «Отделение диагностики и социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями» по должности Медицинская сестра по физиотерапии, устанавливаются изменения с ДД.ММ.ГГГГ: ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней в согласно ст. 14 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с данными поправками будут внесены изменения в Трудовой договор. В случае согласия на изменение условий трудового договора трудовые отношения будут продолжены, а соответствующие изменения условий трудового договора будут оформлены путем заключения соглашения к трудовому договору. В случае несогласия работать в новых условиях, трудовые отношения будут прекращены в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Между ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>» и Соколовой Л.В. 06.06.2018г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № б/н от 05.06.2012г., в соответствии с которым устанавливаются изменения с ДД.ММ.ГГГГ: работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней согласно ст. 14 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Изменения в трудовой договор № б/н от 05.06.2012г., определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Остальные условия трудового договора № б/н от 05.06.2012г., не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными, и стороны подтверждают по ним свои обязательства.

Согласно подписи Соколовой Л.В. указанное дополнительное соглашение получено 08.06.2018г.

Как следует из пояснений истца Соколовой Л.В., учреждением в 2015 году проводилась специальная оценка условий труда, которой был установлен 2 класс условий труда (допустимые). Все предыдущие гарантии и компенсации, в том числе и 50-тидневный отпуск, ей были сохранены и предоставлены.

В 2018 году вновь была проведена специальная оценка условий труда с установлением того же класса. Хотя оценка условий труда согласно законодательству должна проводиться 1 раз в 5 лет. Условия её труда, установленные ранее, не изменялись, однако её лишили дополнительного оплачиваемого отпуска в размере 12 рабочих дней за вредные условия труда.

Согласно ч. 1 ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 118 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

При этом в силу ч. 3 ст. 350 Трудового кодекса РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этих отпусков и условия их предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, что предусмотрено ст. 117 ТК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложению.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

В силу статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.

В соответствии со статьей 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установлено, что разрешая дела в том числе и о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (ст. 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из ст. 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось, в том числе следствием изменений организационных условий труда, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения.

Таким образом, в силу действующего законодательства обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда и, соответственно, доказательств об изменении условий труда и перечня гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, лежит на работодателе.

На основании проведенных работ по специальной оценке условий труда в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>» между ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» и Соколовой Л.В., было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №б/н от ДД.ММ.ГГГГ., которым устанавливаются изменения с ДД.ММ.ГГГГ: работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней согласно ст. 14 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ., определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Остальные условия трудового договора от 06.08.2007г., не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными, и стороны подтверждают по ним свои обязательства.

Соколовой Л.В. указанное дополнительное соглашение было подписано и получено ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в результате заключения дополнительного соглашения трудовая функция истца не изменена, а поводом для заключения соглашения послужили результаты работ по специальной оценке условий труда в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>».

Подписав дополнительное соглашение к трудовому договору №б/н от 05.06.2012г., истец согласилась со всеми вносимыми изменениями в трудовой договор, при этом была уведомлена о вносимых изменениях в сроки, предусмотренные законом.

Согласно разъяснений, указанных в п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разрешая споры, возникшие в связи с предоставлением работникам ежегодных дополнительных отпусков, необходимо учитывать, что право на такие отпуска имеют работники, перечисленные в части первой статьи 116 Кодекса, а также другие категории работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами (статья 116 ТК РФ).

Согласно ст.116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что в силу статей 5 и 8 Кодекса положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников, не могут применяться судом.

Судом установлено, что истец Соколова Л.В. не относятся к работникам, предусмотренным в данных нормативных актах.

Таким образом, заключенное соглашение не противоречит нормам трудового законодательства, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Соколовой Л.В. к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» о признании недействительным дополнительного соглашения от 06.06.2018г. к трудовому договору № б/н от 05.06.2012г., надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Соколовой ФИО11 к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся безе попечения родителей, г.Черемхово» о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение месяца после составления судом решения в окончательной форме.

    Мотивированный текст решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья                                                                    Тирская А.С.

2-1014/2018 ~ М-1088/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколова Лариса Владимировна
Ответчики
ОГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Черемхово"
Суд
Черемховский городской суд Иркутской области
Судья
Тирская Алла Серафимовна
Дело на странице суда
cheremhovsky--irk.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2018Передача материалов судье
28.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2018Судебное заседание
24.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее