<данные изъяты> |
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
16 мая 2013 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Анохина Е.В.,
при секретаре Сурмач Е.Е.,
с участием заявителя <данные изъяты> Попова <данные изъяты>, его представителя - адвоката Сарычева <данные изъяты>, представителя командира учебной авиационной базы <данные изъяты> Коннова <данные изъяты> и старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Гусева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего учебной авиационной базы <данные изъяты> Попова <данные изъяты> об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира учебной авиационной базы <данные изъяты>, связанных с увольнением заявителя с военной службы, исключением из списков личного состава без прохождения военно-врачебной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Попов обратился с заявлением в суд, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в учебной авиационной базе <данные изъяты> (далее - база) в воинском звании <данные изъяты>. Заявитель приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, был уволен с военной службы в запас по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет и приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы. Перед увольнением с военной службы Попов 19 января 2012 года прошел по его желанию военно-врачебную комиссию и был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы заявитель находился периодически на лечениях в военных госпиталях, а в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года. По мнению Попова, после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения. Также в период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, Попов неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано, в связи с чем заявитель считает действия командования незаконными.
Считая свои права нарушенными, Попов просил суд: «признать незаконными действия командира базы, связанные с не направлением Попова на военно-врачебную комиссию для определения категории годности к военной службе; признать незаконными и недействующими с момента издания параграф 2 приказа Министра обороны Российской федерации (по личному составу) <данные изъяты> от 20 июля 2012 года об увольнении Попова с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе») и параграф 105 приказа Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) <данные изъяты> от 4 февраля 2013 года в соответствии с которым Попов с 15 февраля 2013 года был исключен из списков личного состава базы, всех видов обеспечения и направлен на учет в отдел военного комиссариата Воронежской области по г. Борисоглебску, Борисоглебскому и Грибановскому районам; обязать Министра обороны Российской Федерации отменить изданные им параграф 2 приказа Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) <данные изъяты> от 20 июля 2012 года, а также параграф 105 приказа Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) <данные изъяты> от 4 февраля 2013 года, восстановить Попова на военной службе в списках личного состава базы, обеспечив Попова всеми положенными видами довольствия недополученного после необоснованного увольнения».
Попов в судебном заседании настаивал на удовлетворении своего заявления, просил суд удовлетворить его в полном объеме. При этом он пояснил, что проходил военную службу по контракту в базе в воинском звании - <данные изъяты>, приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, заявитель был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лети приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы. Он же пояснил, что знал о том, что представляется к увольнению с военной службыпо достижении предельного возраста пребывания на военной службе и перед увольнением с военной службы 19 января 2012 года прошел по желанию военно-врачебную комиссию, по результатам прохождения которой был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы он находился периодически на лечениях в военных госпиталях, в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» ему были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года. Также Попов пояснил, что после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, по его мнению, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения, а в период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано.
Представитель заявителя - адвокат Сарычев, в судебном заседании заявление Попова поддержал, просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Министр обороны Российской Федерации надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представитель командира базы <данные изъяты> Коннов, в судебном заседании требования заявителя не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. При этом он пояснил, что увольнение с военной службы Попова и исключение его из списков личного состава базы было произведено в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих порядок увольнения и исключения из списков личного состава военнослужащих. Попов был включен, в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе, в план увольнения на 2012 год, 19 января 2012 года по его желанию была пройдена им военно-врачебная комиссия, по результатам прохождения которой он был признан «А» - годен к военной службе. После этого Попов приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лети приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы, когда не находился ни на каких лечениях. Как пояснил Коннов, ссылки заявителя на не реализацию перед увольнением с военной службы его права на освидетельствование военно-врачебной комиссией и права основания увольнения являются несостоятельными, поскольку его освидетельствование военно-врачебной комиссией было проведено 19 января 2012 года и действовало до 19 января 2013 года, а на день увольнения с военной службы Попов не изъявил желания уволиться по какому-либо другому основанию. Факт ухудшения состояния здоровья Попова после увольнения его с военной службы не мог повлиять каким-либо образом на своевременное законное его увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Рапорта заявителя о проведении с ним повторных военно-врачебных комиссий поступали в базу уже после увольнения его с военной службы, и командование базы не могло направить Попова для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходил периодические лечения в военных госпиталях и по результатам этих лечений заключение о категории его годности к военной службе еще не принято. Также Коннов пояснил, что Попов, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет также имеет право после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава пройти военно-врачебную комиссию.
Рассмотрев дело и выслушав заключение старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Гусева, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Попова по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, <данные изъяты> Попов <данные изъяты> 1967 года рождения был уволен с военной службы в запас по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет. С этой выпиской из приказа Попов под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года.
Как видно из выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты>, Попов в связи с увольнением с военной службы в запас был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы.
Из сообщения зам. начальника филиала № 3 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ от 24 апреля 2013 года <данные изъяты> Воронежскому гарнизонному военному суду следует, что Попов в филиале № 3 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ находился на стационарном лечении: с 11.09.2012 по 27.09.2012 г.; с 08.10.2012 по 01.11.2012 г.; с 15.11.2012 по 19.11.2012 г. А из переводного эпикриза ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ следует, что он в этом военно-медицинском учреждении находился на лечении с 19.11.2012 по 28.11.2012 г.
Согласно выписных эпикризов, в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года.
Как видно из заключения военно-врачебной комиссии от 19 января 2012 года, Попов признан «А» - годен к военной службе.
Из выписки из плана увольнения прапорщиков базы, достигших предельного возраста пребывания на военной службе и достигающих его в 2012 году, Попов был включен в этот план.
Согласно имеющихся в материалах дела копий рапортов Попова на командира базы от 20 декабря 2012 года, от 25 декабря 2012 года и от 22 января 2013 года, он обращался с просьбой пройти военно-врачебную комиссию, но ему в этих просьбах было отказано.
Свидетель <данные изъяты> Гридчин - начальник отдела кадров и строевой базы показал, что 19 декабря 2012 года с Поповым командиром базы в присутствии Гридчина и врача базы <данные изъяты> Ключеровой была проведена устная беседа. В ходе этой беседы майор медицинской службы Ключерова пояснила Попову, что его в настоящее время невозможно направить для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходит периодические стационарные лечения.
Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. А согласно ст. 49 этого же Федерального закона предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащих, имеющих воинское звание ниже полковника - 45 лет.
В соответствии с п. 22 «Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации» (приложение к приказу МО РФ от 30.09.2002 г. № 350) направление военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию осуществляется за шесть месяцев до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом в судебном заседании установлено, что Попов проходил военную службу по контракту в базе в воинском звании - <данные изъяты>.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым Попов под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, он был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет и приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы.Перед увольнением с военной службы Попов своевременно 19 января 2012 года прошел по его желанию военно-врачебную комиссию и был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы заявитель находился периодически на лечениях в военных госпиталях, а в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года.По мнению заявителя, после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения.В период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, Попов неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано, поскольку он был уже своевременно уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и на день увольнения с военной службы Попов не изъявил желания уволиться по какому-либо другому основанию, а также, поскольку, как пояснила врач базы <данные изъяты> Ключерова в устной беседе с Поповым 19 декабря 2012 года, Попова невозможно направить для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходит периодические стационарные лечения. Факт ухудшения состояния здоровья Попова, по мнению суда, после увольнения его с военной службы не мог повлиять каким-либо образом на своевременное законное его увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
А то, как ранее уже сказано как считает Попов, что после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы он стал «В» - ограниченно годен к военной службе и если это так, то по этому основанию заявитель только лишь имел бы в свое время право на досрочное увольнение с военной службы, которое мог бы и не изъявить, а не обязанность.
Также, по мнению суда, Попов, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет имеет право после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава на медицинское освидетельствование.
По изложенным основаниям суд приходит, что действиями командира базы и Министра обороны Российской Федерации права Попова не нарушены, а его требования в заявлении о признании действий командира базы, связанных с не направлением Попова для прохождения военно-врачебной комиссии для определения категории годности к военной службе; в признании незаконными и недействующими с момента издания приказов Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты> и от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> в части, соответственно, увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава Попова с 15 февраля 2013 года и о возложении обязанностей на Министра обороны Российской Федерации отменить эти приказы в указанной части, восстановив Попова на военной службе в списках личного состава базы и обеспечив Попова всеми положенными видами довольствия не подлежащими удовлетворению.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Попова, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы в виде уплаченной им государственной пошлины в размере 200 рублей за подачу заявления в суд не подлежат взысканию в его пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления <данные изъяты> Попова <данные изъяты> о признании действий командира учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск), связанных с не направлением Попова <данные изъяты> для прохождения военно-врачебной комиссии для определения категории годности к военной службе; в признании незаконными и недействующими с момента издания приказов Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты> и от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> в части, соответственно, увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава Попова <данные изъяты> с 15 февраля 2013 года и о возложении обязанностей на Министра обороны Российской Федерации отменить эти приказы в указанной части, восстановив Попова <данные изъяты> на военной службе в списках личного состава учебной авиационной базы <данные изъяты> и обеспечив Попова <данные изъяты> всеми положенными видами довольствия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу Е.В. Анохин
<данные изъяты>ч
<данные изъяты> |
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
16 мая 2013 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Анохина Е.В.,
при секретаре Сурмач Е.Е.,
с участием заявителя <данные изъяты> Попова <данные изъяты>, его представителя - адвоката Сарычева <данные изъяты>, представителя командира учебной авиационной базы <данные изъяты> Коннова <данные изъяты> и старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Гусева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего учебной авиационной базы <данные изъяты> Попова <данные изъяты> об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира учебной авиационной базы <данные изъяты>, связанных с увольнением заявителя с военной службы, исключением из списков личного состава без прохождения военно-врачебной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Попов обратился с заявлением в суд, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в учебной авиационной базе <данные изъяты> (далее - база) в воинском звании <данные изъяты>. Заявитель приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, был уволен с военной службы в запас по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет и приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы. Перед увольнением с военной службы Попов 19 января 2012 года прошел по его желанию военно-врачебную комиссию и был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы заявитель находился периодически на лечениях в военных госпиталях, а в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года. По мнению Попова, после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения. Также в период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, Попов неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано, в связи с чем заявитель считает действия командования незаконными.
Считая свои права нарушенными, Попов просил суд: «признать незаконными действия командира базы, связанные с не направлением Попова на военно-врачебную комиссию для определения категории годности к военной службе; признать незаконными и недействующими с момента издания параграф 2 приказа Министра обороны Российской федерации (по личному составу) <данные изъяты> от 20 июля 2012 года об увольнении Попова с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе») и параграф 105 приказа Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) <данные изъяты> от 4 февраля 2013 года в соответствии с которым Попов с 15 февраля 2013 года был исключен из списков личного состава базы, всех видов обеспечения и направлен на учет в отдел военного комиссариата Воронежской области по г. Борисоглебску, Борисоглебскому и Грибановскому районам; обязать Министра обороны Российской Федерации отменить изданные им параграф 2 приказа Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) <данные изъяты> от 20 июля 2012 года, а также параграф 105 приказа Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) <данные изъяты> от 4 февраля 2013 года, восстановить Попова на военной службе в списках личного состава базы, обеспечив Попова всеми положенными видами довольствия недополученного после необоснованного увольнения».
Попов в судебном заседании настаивал на удовлетворении своего заявления, просил суд удовлетворить его в полном объеме. При этом он пояснил, что проходил военную службу по контракту в базе в воинском звании - <данные изъяты>, приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, заявитель был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лети приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы. Он же пояснил, что знал о том, что представляется к увольнению с военной службыпо достижении предельного возраста пребывания на военной службе и перед увольнением с военной службы 19 января 2012 года прошел по желанию военно-врачебную комиссию, по результатам прохождения которой был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы он находился периодически на лечениях в военных госпиталях, в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» ему были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года. Также Попов пояснил, что после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, по его мнению, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения, а в период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано.
Представитель заявителя - адвокат Сарычев, в судебном заседании заявление Попова поддержал, просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Министр обороны Российской Федерации надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представитель командира базы <данные изъяты> Коннов, в судебном заседании требования заявителя не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. При этом он пояснил, что увольнение с военной службы Попова и исключение его из списков личного состава базы было произведено в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих порядок увольнения и исключения из списков личного состава военнослужащих. Попов был включен, в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе, в план увольнения на 2012 год, 19 января 2012 года по его желанию была пройдена им военно-врачебная комиссия, по результатам прохождения которой он был признан «А» - годен к военной службе. После этого Попов приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым он под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лети приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы, когда не находился ни на каких лечениях. Как пояснил Коннов, ссылки заявителя на не реализацию перед увольнением с военной службы его права на освидетельствование военно-врачебной комиссией и права основания увольнения являются несостоятельными, поскольку его освидетельствование военно-врачебной комиссией было проведено 19 января 2012 года и действовало до 19 января 2013 года, а на день увольнения с военной службы Попов не изъявил желания уволиться по какому-либо другому основанию. Факт ухудшения состояния здоровья Попова после увольнения его с военной службы не мог повлиять каким-либо образом на своевременное законное его увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Рапорта заявителя о проведении с ним повторных военно-врачебных комиссий поступали в базу уже после увольнения его с военной службы, и командование базы не могло направить Попова для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходил периодические лечения в военных госпиталях и по результатам этих лечений заключение о категории его годности к военной службе еще не принято. Также Коннов пояснил, что Попов, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет также имеет право после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава пройти военно-врачебную комиссию.
Рассмотрев дело и выслушав заключение старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Гусева, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Попова по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, <данные изъяты> Попов <данные изъяты> 1967 года рождения был уволен с военной службы в запас по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет. С этой выпиской из приказа Попов под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года.
Как видно из выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты>, Попов в связи с увольнением с военной службы в запас был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы.
Из сообщения зам. начальника филиала № 3 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ от 24 апреля 2013 года <данные изъяты> Воронежскому гарнизонному военному суду следует, что Попов в филиале № 3 ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ находился на стационарном лечении: с 11.09.2012 по 27.09.2012 г.; с 08.10.2012 по 01.11.2012 г.; с 15.11.2012 по 19.11.2012 г. А из переводного эпикриза ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ следует, что он в этом военно-медицинском учреждении находился на лечении с 19.11.2012 по 28.11.2012 г.
Согласно выписных эпикризов, в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года.
Как видно из заключения военно-врачебной комиссии от 19 января 2012 года, Попов признан «А» - годен к военной службе.
Из выписки из плана увольнения прапорщиков базы, достигших предельного возраста пребывания на военной службе и достигающих его в 2012 году, Попов был включен в этот план.
Согласно имеющихся в материалах дела копий рапортов Попова на командира базы от 20 декабря 2012 года, от 25 декабря 2012 года и от 22 января 2013 года, он обращался с просьбой пройти военно-врачебную комиссию, но ему в этих просьбах было отказано.
Свидетель <данные изъяты> Гридчин - начальник отдела кадров и строевой базы показал, что 19 декабря 2012 года с Поповым командиром базы в присутствии Гридчина и врача базы <данные изъяты> Ключеровой была проведена устная беседа. В ходе этой беседы майор медицинской службы Ключерова пояснила Попову, что его в настоящее время невозможно направить для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходит периодические стационарные лечения.
Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. А согласно ст. 49 этого же Федерального закона предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащих, имеющих воинское звание ниже полковника - 45 лет.
В соответствии с п. 22 «Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации» (приложение к приказу МО РФ от 30.09.2002 г. № 350) направление военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию осуществляется за шесть месяцев до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом в судебном заседании установлено, что Попов проходил военную службу по контракту в базе в воинском звании - <данные изъяты>.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты>, с которым Попов под роспись был ознакомлен 14 января 2013 года, он был уволен с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 20 лет и приказом также Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> он был с 15 февраля 2013 года исключен из списков личного состава базы.Перед увольнением с военной службы Попов своевременно 19 января 2012 года прошел по его желанию военно-врачебную комиссию и был признан «А» - годен к военной службе. После увольнения с военной службы заявитель находился периодически на лечениях в военных госпиталях, а в ФГКУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России» Попову были проведены 2 операции 11 декабря 2012 года и уже после исключения из списков личного состава базы 21 февраля 2013 года.По мнению заявителя, после выявления у него ряда заболеваний, он, до исключения из списков личного состава базы, стал «В» - ограниченно годен к военной службе и тем самым имел право выбора основания увольнения.В период лечения в военных госпиталях после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы, Попов неоднократно обращался к командованию базы с просьбой его направить для прохождения военно-врачебной комиссии, но в этом ему было отказано, поскольку он был уже своевременно уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и на день увольнения с военной службы Попов не изъявил желания уволиться по какому-либо другому основанию, а также, поскольку, как пояснила врач базы <данные изъяты> Ключерова в устной беседе с Поповым 19 декабря 2012 года, Попова невозможно направить для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку он проходит периодические стационарные лечения. Факт ухудшения состояния здоровья Попова, по мнению суда, после увольнения его с военной службы не мог повлиять каким-либо образом на своевременное законное его увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
А то, как ранее уже сказано как считает Попов, что после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава базы он стал «В» - ограниченно годен к военной службе и если это так, то по этому основанию заявитель только лишь имел бы в свое время право на досрочное увольнение с военной службы, которое мог бы и не изъявить, а не обязанность.
Также, по мнению суда, Попов, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет имеет право после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава на медицинское освидетельствование.
По изложенным основаниям суд приходит, что действиями командира базы и Министра обороны Российской Федерации права Попова не нарушены, а его требования в заявлении о признании действий командира базы, связанных с не направлением Попова для прохождения военно-врачебной комиссии для определения категории годности к военной службе; в признании незаконными и недействующими с момента издания приказов Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты> и от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> в части, соответственно, увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава Попова с 15 февраля 2013 года и о возложении обязанностей на Министра обороны Российской Федерации отменить эти приказы в указанной части, восстановив Попова на военной службе в списках личного состава базы и обеспечив Попова всеми положенными видами довольствия не подлежащими удовлетворению.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Попова, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы в виде уплаченной им государственной пошлины в размере 200 рублей за подачу заявления в суд не подлежат взысканию в его пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления <данные изъяты> Попова <данные изъяты> о признании действий командира учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск), связанных с не направлением Попова <данные изъяты> для прохождения военно-врачебной комиссии для определения категории годности к военной службе; в признании незаконными и недействующими с момента издания приказов Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года <данные изъяты> и от 4 февраля 2013 года <данные изъяты> в части, соответственно, увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава Попова <данные изъяты> с 15 февраля 2013 года и о возложении обязанностей на Министра обороны Российской Федерации отменить эти приказы в указанной части, восстановив Попова <данные изъяты> на военной службе в списках личного состава учебной авиационной базы <данные изъяты> и обеспечив Попова <данные изъяты> всеми положенными видами довольствия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу Е.В. Анохин
<данные изъяты>ч