Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1289/2019 ~ М-1199/2019 от 15.11.2019

Дело № ...а-1289/2019

10RS0№ ...-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2019 года                            г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи                    Береговой С.В.,

при секретаре                                Максимовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Седуковой Н. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решения, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений РК в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером № .... Административный истец в иске указывает, что является собственником жилого ........, расположенном на испрашиваемом земельном участке. ХХ.ХХ.ХХ обратилась к административному ответчику о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № .... ХХ.ХХ.ХХ получила отказ по причине расположения земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, и, как следствие, ограничение оборотоспособности такого земельного участка и невозможности предоставления его в собственность в силу п. 2 п.п. 14 п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). ХХ.ХХ.ХХ повторно обратилась с аналогичным заявлением, в котором в случае отказа просила указать наименование органа, дату и номер нормативного правового акта, которым испрашиваемый земельный участок был включен во II пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а также дату и источник официального опубликования названного нормативного правового акта. ХХ.ХХ.ХХ вновь получила отказ в предоставлении земельного участка, без указания сведений о нормативно-правовом акте. Кроме того, оспариваемый ответ не содержит ссылки на картографический материал Генерального плана и Правил землепользования и застройки, в которых спорный земельный участок отражен в границах II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Полагает, что административным ответчиком не представлено достоверных сведений, что испрашиваемый земельный участок находится во II поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Указывает, что в Кондопожском городском поселении ни по спорному земельному участку, ни по иным участкам не составлялся проект зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правила. Считает, что незаконные действия ответчика нарушают ее право владения спорным земельным участком на праве собственности, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом. С учетом уточненных требований, просит признать незаконным решение № ... Министерства имущественных и земельных отношений РК об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № ... от ХХ.ХХ.ХХ. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений РК устранить допущенное нарушение и принять решение о предоставлении в собственность Седуковой Н.В. земельного участка с кадастровым номером № ...

В судебном заседании административный истец и ее представители Крюковцова О.Л. и Седуков О.Г. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Министерство имущественных и земельных отношений РК своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения, согласно которым полагали требования не подлежащими удовлетворению.

Министерство по природных ресурсов и экологии РК, администрация Кондопожского муниципального района, отдел водных ресурсов по ........-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Из отзыва отдела водных ресурсов по ........-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует, что рассмотрение зон санитарной охраны источников водоснабжения переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Контроль за исполнением условий использования водного объекта возлагается также на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Согласно пункта 2 и подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карты градостроительного зонирования.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Согласно ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.

В соответствии с пп. 1.4, 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Как следует из п. 1.17 данного СанПиН отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Пунктами 2.2.1 и 2.2.2.2 СанПиН установлено, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора. Недостаточно защищенные подземные воды (грунтовые воды, а также напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие непосредственную гидравлическую связь с открытым водоемом) в пределах I и II климатических районов - 400 м., в пределах III климатического района – 200 м., защищенные подземные воды (напорные и безнапорные межпластовые воды, не имеющие непосредственной гидравлической связи с открытым водоемом) в пределах I и II климатических районов - 200 м., в пределах III климатического района – 100 м.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Седукова Н.В. является собственником жилого ........ (кадастровый № ...).

Из сведений об основных характеристиках объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № ..., содержащихся в ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ, в пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № .... Категории земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: лесопарки, городские леса, территориальная зона Р-2, зона лесопарков, городских лесов и активного отдыха. В особых отметках указано: земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Орган, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Сведения для заполнения Раздела 2 «Сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют.

Из решения Совета Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ следует, что внесены изменения в правила землепользования и застройки Кондопожского городского поселения, в том числе: изменен с учетом функциональных зон генерального плана Кондопожского городского поселения территориальную зону, включая земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ........ с зоны лесопарков, городских лесов и активного отдыха (Р-2) на зону индивидуальной жилой застройки городского типа.

26.07.2018 Советом Кондопожского городского поселения 32 сессии III созыва г. Кондопога принято решение о ликвидации администрации Кондопожского городского поселения.

В соответствии с п. 1.1 ст. 35 Устава Кондопожского муниципального района (с изменениями и дополнениями, принятыми решением Совета Кондопожского муниципального района ХХVII созыва от 28.03.2018) на администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Кондопожского городского поселения.

Согласно уведомления от ХХ.ХХ.ХХ Управления Росреестра о внесении в ЕГРН сведений, поступающих в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица внесены сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Указанные сведения также содержатся в основных характеристиках объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № ..., содержащихся в ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ.

Из сообщения Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ на заявление Седуковой Н.В. по вопросу расположения земельного участка с кадастровым номером № ... в пределах зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения озера Нигозеро следует, что проект ЗСО источников питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения, разработанный Кондопожским ММП ЖКХ не утвержден уполномоченным органом. Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Кондопожского городского поселения не содержит сведений о границах зон ЗСО. На сегодняшний день отсутствуют основания, предусмотренные действующим законодательством, считать установленными ЗСО источника питьевого водоснабжения и хозяйственно-бытового водоснабжения оз. Нигозеро в ........, и соответственно нет правовых оснований считать, что земельный участок расположен в границах ЗСО.

ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:03:0010226:74.

ХХ.ХХ.ХХ получила отказ с указанием на расположение испрашиваемого земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, и, как следствие, ограничение оборотоспособности такого земельного участка и невозможности предоставления его в собственность в силу п. 2 п.п. 14 п.5 ст. 27 ЗК РФ.

При повторном обращении ХХ.ХХ.ХХ с аналогичным заявлением Седукова Н.В. в случае отказа просила указать его основания.

ХХ.ХХ.ХХ вновь получила отказ в предоставлении земельного участка, без указания сведений о нормативно-правовом акте.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, достоверно не установлено, что в силу п.п. 2.2.1 и 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах второго пояса ЗСО источника водоснабжения. До настоящего момента проект зон санитарной охраны источника водоснабжения оз.Нигозеро не утвержден и ни отражен в документах территориального планирования Кондопожского муниципального района ни в текстовом, ни в графическом вариантах.

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия доказательств нахождения спорного земельного участка в границах второго пояса санитарной охраны источника водоснабжения озера Нигозеро не представлено. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК не является обоснованным, в связи с чем, административные исковые требования в части признания отказа незаконным подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия изложенное в письме № ... об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № ... от ХХ.ХХ.ХХ подлежит отмене с возложением на Министерство имущественных и земельных отношений РК обязанности по повторному рассмотрению, с учетом признания отказа незаконным, вопроса о предоставлении в собственность Седуковой Н.В. земельного участка с кадастровым номером № ....

Руководствуясь статьями 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № ... Седуковой Н. В., выраженный в письме от ХХ.ХХ.ХХ № ...

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Седуковой Н. В. от ХХ.ХХ.ХХ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № ... с учетом признания незаконным отказа от ХХ.ХХ.ХХ № ... и в месячный срок с момента вступления настоящего решения в силу уведомить об исполнении решения суда Кондопожский городской суд Республики Карелия и административного истца.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Седуковой Н. В. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кондопожский городской суд РК.

Судья                подпись                С.В.Берегова

Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.

2а-1289/2019 ~ М-1199/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Седукова Наталья Викторовна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Кондопожского муниципального района
отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
Крюковцова Ольга Леонидовна
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
15.11.2019Регистрация административного искового заявления
15.11.2019Передача материалов судье
19.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Дело оформлено
16.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее