Дело № 2а-713/2020
УИД- 13RS0019-01-2020-001589-78
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 2 июля 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Пыресевой О.А.,
при секретаре Чичаевой Е.В.,
с участием:
прокурора помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Артемовой И.А.,
административного истца Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Посеевой М.М., действующей на основании доверенности от 30.12.2019 № 40/57,
административного ответчика Амирхонова И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Амирхонову И.Б. о продлении срока пребывания в специальном учреждении,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина, подлежащего депортации. Административное исковое заявление обосновано тем, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 №-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б. принято решение о его депортации из Российской Федерации. Амирхонов И.Б., подлежащий депортации, 03.03.2020 освобожден из мест лишения свободы и помещен в специальное учреждение на основании решения МВД по Республике Мордовия на срок, не превышающий сорока восьми часов. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 05.03.2020 Амирхонов И.Б., подлежащий депортации, помещен в специальное учреждение на срок до 03.06.2020. 23.04.2020 посольство <данные изъяты> в России в отношении Амирхонова И.Б. оформило свидетельство на возвращение в <данные изъяты> сроком действия до 21 июня 2020 г. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 01.06.2020 Амирхонову И.Б. продлен срок пребывания в специальном учреждении до 3 июля 2020 г. Установленного судом срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении оказалось недостаточно для исполнения решения о депортации. В связи с этим административный истец просит принять решение о продлении срока пребывания гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б., ДД.ММ.ГГГГ, в специальном учреждении с 3 июля 2020 г. на срок до двух месяцев, то есть до 3 сентября 2020 г.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Посеева М.М. административный иск поддержала и просила удовлетворить.
Административный ответчик Амирхонов И.Б. административный иск признал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
Судом установлено, что приговором Наро-Фоминского городского суда Московской области от 06.04.2011 Амирхонов И.Б. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 131, пунктом «а» части 2 статьи 131, пунктом «а» части 2 статьи 132, пунктами «а,в,г» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.12-13).
04.07.2017 Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» распоряжением №-рн признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б. нежелательным (л.д.14).
30.12.2019 МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б., ДД.ММ.ГГГГ, с которым 03.03.2020 административный ответчик ознакомлен под роспись (л.д.16).
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б. и решение о его депортации не отменены и не признаны незаконными.
03.03.2020 Амирхонов И.Б. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов (л.д.18, 19).
На основании вступившего в законную силу решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 05.03.2020 Амирхонов И.Б., подлежащий депортации, помещен в специальное учреждение на срок до 3 июня 2020 г. (л.д.5-7).
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2020 г. Амирхонову И.Б. продлен срок пребывания в специальном учреждении до 3 июля 2020 г. (л.д.9-11).
Принадлежность Амирхонова И.Б. к гражданству <данные изъяты> подтверждена, 23.04.2020 посольством <данные изъяты> ему оформлено свидетельство на возвращение сроком действия до 21.07.2020 (л.д.21).
Однако установленного судом срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении оказалось недостаточно для исполнения решения о депортации.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом указанных конституционных положений в части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, такое решение направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Под депортацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел принято решение о его депортации, которые не отменены и не признаны незаконными, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и поскольку продление срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении обусловлено объективными обстоятельствами - принятием временных мер в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не связано с бездействием уполномоченного органа, определить разумную и обоснованную продолжительность пребывания административного ответчика в специальном учреждении до исполнения решения о его депортации возможно, перспектива исполнения решения о депортации административного ответчика имеется, суд признает административный иск о продлении срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Продление срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью исходя из интересов общества, которые являются более приоритетными.
У административного ответчика отсутствуют законные основания для пребывания (проживания) в Российской Федерации, приняты решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о его депортации, которые не отменены и незаконными не признаны.
Пункт 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением административного истца о сроке пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении и вправе с учетом обстоятельств дела установить иной срок при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение на указанный в административном исковом заявлении срок (часть 1 статьи 84, часть 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Б на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая объем мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для исполнения решения о депортации административного ответчика - приобрести проездной документ для иностранного гражданина, подлежащего депортации, доставить иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации для убытия за пределы Российской Федерации при наличии свидетельства о возвращении, и поскольку суду представлены доказательства наличия обстоятельств, влекущих необходимость пребывания административного ответчика в специальном учреждении, суд, принимает решение о продлении срока пребывания гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б., ДД.ММ.ГГГГ, в специальном учреждении на срок до одного месяца, то есть до 3 августа 2020 г.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке, предусмотренном статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.
Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Амирхонову И.Б. о продлении срока пребывания в специальном учреждении удовлетворить.
Продлить срок пребывания гражданина <данные изъяты> Амирхонова И.Б., ДД.ММ.ГГГГ, в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок до одного месяца до 3 августа 2020 г.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия О.А. Пыресева
Мотивированное решение суда изготовлено 2 июля 2020 г.