Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-841/2016 ~ М-893/2016 от 03.08.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2016 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Валицкой Л.В.,

при ведении протокола секретарем Миляевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сидорова Н.В. к государственному учреждению отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости на 1 год в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

истец Сидоров Н.В. обратился в Одоевский районный суд с иском к государственному учреждению отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости на 1 год в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что он обратился в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе Тульской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проживанием (работой) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением от ДД.ММ.ГГГГ за ему было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что населенный пункт Д., где живет Сидоров Н.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С решением ответчика не согласен, полагает, что отказ пенсионного органа является незаконным и необоснованным. Указывает, что с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживала в населенном пункте Д. (в настоящее время п.С.), который расположен на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 №923 административно-территориальное образование Д. преобразовано в п.г.т. С. с территориальным статусом – городской округ. Он проживает в указанном населенном пункте с регистрацией и осуществлял трудовую деятельность на этой территории. Территория военного городка «Тула-50» была закрытой территорией войсковой части, ее относили к близлежащему населенному пункту – д.<адрес>, поименованной в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с правом на отселение, утвержденном Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р, и отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1582. У него имеется специальное удостоверение , подтверждающее постоянное проживание на территории зоны, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в зоне проживания с правом на отселение.

В судебном заседании истец Сидоров Н.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Арсеньевском районе Тульской области по доверенности Костюков Д.С. в судебном заседании с требованиями не согласился, просил в иске отказать и пояснил, что оснований для назначения пенсии Сидорову Н.В. не имеется, поскольку населенные пункты Д. и пгт. С. не указаны в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нормативно-правовых актов, предоставляющих органу местного самоуправления полномочие определить статус населенного пункта как находящегося в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" видно, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено право граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки, размер которых зависит от проживания в той или иной зоне радиоактивного загрязнения, которые делятся на зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Как явствует из Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 1 ст. 13 закона РФ).

Согласно абз. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Справкой МУП ЖКХ муниципального образования С. за от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Сидоров Н.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из трудовой книжки Сидорова Н.В. и материалов пенсионного дела усматривается, что его страховой стаж составляет свыше 25 лет на дату обращения в ОПФР в Арсеньевском районе. Кроме того, согласно записям он с ДД.ММ.ГГГГ работала и служил по контрактув подразделениях войсковой части на территории военного гарнизона Тула-50.

Удостоверение серии , выданное истцу ДД.ММ.ГГГГ администрацией Т. области, подтверждает право Сидорова Н.В. на льготы по Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС," с указанием зоны проживания с правом на отселение – д. П. (Д.) А. района Т. области с ДД.ММ.ГГГГ.

Территория АТО «Д.» до ДД.ММ.ГГГГ являлась территорией закрытого военного гарнизона и фактически не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в удостоверении указан ближайший населенный пункт дП.

В соответствии с Законами Тульской области от 09.06.2008 г. N 1012-ЗТО, от 26.11.2008 г. N 1128-ЗТО, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 г. N 923 административно-территориальное образование Д. преобразовано в поселок городского типа С. с территориальным статусом - городской округ.

Из информации войсковой части явствует, что Д. было создано на базе военных городков воинских частей и , дислоцированных в А. районе Т. области, территория административно-территориального образования Д. являлась до ДД.ММ.ГГГГ территорией закрытого военного гарнизона. Таким образом, фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Эколого-радиологическим комитетом Администрации Тульской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) разрешена выдача военнослужащим и служащим гарнизона Д. удостоверений, дающих право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А по ходатайству администрации А. района за в выдаваемых удостоверениях подлежит указанию близлежащий населенный пункт - д.П.

По сведениям Комитета Тульской области по природным ресурсам и экологии удостоверения, выданные жителям Д. и подтверждающие проживание на радиоактивно-загрязненной территории, можно считать действительными, так как указанный населенный пункт на момент их выдачи территориально относился к д. П., по плотности радиоактивного загрязнения включенной в зону проживания с правом на отселение.

До 01 февраля 1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 года (далее - Перечень), согласно которому к зоне проживания с правом на отселение относился населенный пункт д. <адрес>.

С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, которым вышеуказанный населенный пункт (д.П.) отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 19 апреля 2000 года N 33 утверждено Разъяснение N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как указано в данном Разъяснении, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.

В случае, если Правительством РФ тот или иной населенный пункт исключен из Перечня, а гражданин обратился с заявлением в пенсионный орган после такого исключения, то пенсия ему должна быть назначена, поскольку он приобрел право на досрочную пенсию в связи с тем, что во время проживания в населенном пункте тот был включен в Перечень. В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Из материалов дела следует, что Сидоров Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилася в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что она постоянно проживала в Д., относящемся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (д.П.).

Решением отдела Пенсионного фонда РФ в Арсеньевском районе Тульской области за от ДД.ММ.ГГГГ Сидорову Н.В. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку правовые основания для применения положений закона от ДД.ММ.ГГГГ к гражданам, постоянно проживающим (проживавшим) в н.п. Д. при установлении права на досрочную пенсию по старости до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что территория Д. являлась до ДД.ММ.ГГГГ территорией закрытого военного гарнизона, и фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С учетом установленных обстоятельств суд считает правомерными требования истца в части уменьшением возраста выхода на пенсию, поскольку Сидоров Н.В. жил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в закрытом городке Д., который располагался в <адрес>

Д. являлся закрытым военным городком, ни в ОКАТО, ни в справочнике административного территориального устройства Тульской области он никогда не был внесен и на карте не обозначался, поскольку являлся секретным объектом Министерства обороны и обозначался как "Д.", который отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. В период с 1986 г. по ДД.ММ.ГГГГ жители военного городка получали социальные выплаты и повышенные меры социальной защиты.

Указанный вывод подтверждается также имеющимися в материалах дела доказательствами, а также следующими нормативно-правовыми актами: ст.1 Закона Тульской области «1128-ЗТО от 26.11.2008 г. «О преобразовании муниципальных образований на территории Тульской области», в соответствии со ст.1 которого преобразовано муниципальное образование Н., разделив его на муниципальное образование Н. и муниципальное образование С.; распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N 273 «Об утверждении перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества, передаваемых от войсковой части в государственную собственность Тульской области», где говорится о передаче из федеральной собственности в государственную собственность Тульской области в связи с расформированием войсковой части Вооруженных Сил РФ объектов и имущества военного городка Д. расположенных в <адрес>.

Поэтому отсутствие в Перечнях населенного пункта «Тула-50» не может служить основанием для ущемления прав Сидорова Н.В. на получение социальной льготы.

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец проживала на территории зоны проживания с отселением, следовательно, Сидоров Н.В. имеет право на трудовую пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год (из расчета за 3 гоа проживания уменьшение пенсионного возраста на 1 год).

    Истец просит о признании за ним права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с проживанием в зоне на отселение с ДД.ММ.ГГГГ.

Сроки назначения пенсии определены ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Сидоров Н.В.. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд считает правильным возложить на ОПФР в Арсеньевском районе обязанность по назначению ему страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая период времени проживания на территории закрытого воинского гарнизона Сидорова Н.В. с момента аварии в зоне с правом на отселение – более 3-х лет, ему подлежит назначение пенсии по правилам статьи 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.

При таких обстоятельствах требования Сидорова Н.В. подлежат удовлетворению, ей подлежит назначению пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения истца с заявлением в ОПФР в Арсеньевском районе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    исковые требования Сидорова Н.В. к государственному учреждению отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости на 1 год в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

    Признать за Сидоровым Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Арсеньевском районе (<адрес>) назначить Сидорову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, зарегистрированному проживающей по адресу: <адрес>, - пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд.

Судья Л.В. Валицкая

2-841/2016 ~ М-893/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоров Николай Валентинович
Ответчики
ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Арсеньевском районе Тульской области
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Валицкая Любовь Владимировна
Дело на сайте суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
03.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2016Передача материалов судье
04.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2016Подготовка дела (собеседование)
13.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2016Судебное заседание
19.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2016Дело оформлено
16.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее