Дело № 2-1573/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2015 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «**» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора и его отсрочке,
установил:
администрация МО «**» обратилась в суд с иском к ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области от ** года на ***от установленного размера, и отсрочке взыскания исполнительского сбора до *** года. Свои требования истец обосновал тем, что на основании исполнительного листа ** № * от *** года, выданного Вельским районным судом Архангельской области по делу № ***, возбуждено исполнительное производство № ***. В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, *** года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО «*» исполнительского сбора в размере * рублей. Между тем бюджет администрации МО «**» является дотационным, доходы бюджета состоят в основном из субсидий и субвенций, в нем не предусмотрены денежные средства на данные цели. Тяжелое финансовое положение администрации МО «**» не позволяет единовременно в настоящее время выплатить указанную сумму исполнительского сбора.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от *** года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Архангельской области.
Представитель истца администрации МО «**» по доверенности *** в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, указывая, что решение суда не исполнено по объективным причинам, при этом истцом принимались все возможные меры для его исполнения, а также то, что в настоящее время изыскать денежные средства для уплаты исполнительского сбора, не предусмотренные бюджетом, не представляется возможным.
Представитель ответчиков ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и УФССП России по Архангельской области на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности *** просил суд рассмотреть дело без их участия, согласно письменному отзыву ответчики исковые требования не признают в полном объеме.
С учетом мнения представителя истца, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без участия ответчиков.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Законом).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом.
В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что решением Вельского районного суда Архангельской области от ** года по делу № ***, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от *** года, администрация МО «**» обязана предоставить по договору социального найма *** жилое помещение в черте п. * Вельского района Архангельской области, в виде отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью не менее *** кв.м., в том числе жилой площадью не менее *** кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства применительно к п. * Вельского района Архангельской области.
Таким образом, указанное решение суда вступило в законную силу *** года.
Учитывая, что в добровольном порядке решение суда администрацией МО «**» исполнено не было, Вельским районным судом Архангельской области *** года по делу № *** был выдан исполнительный лист серии * № *, и который был предъявлен для исполнения в ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому району и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области ***. от *** года возбуждено исполнительное производство № ***, должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения должником настоящего постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена истцом.
Из материалов дела следует, что в установленный срок решение суда исполнено не было, и что истцом не оспаривается, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому району УФССП России по Архангельской области *** *** года вынесла постановление о взыскании с должника администрации МО «**» исполнительского сбора в размере * рублей, копия постановления была получена истцом.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об уменьшении размера и отсрочке которого просит истец, не уплачен.
Заявляя требования об уменьшении размера исполнительского сбора и его отсрочке, администрация МО «**» указывает на отсутствие вины, поскольку бюджет администрации является дотационным, доходы бюджета состоят в основном из субсидий и субвенций, в нем не предусмотрены денежные средства на данные цели. Кроме того, в судебном заседании представитель истца указал на то, что истцом принят комплекс мер по исполнению решения суда, решение суда не исполнено по объективным причинам, к настоящему времени исчерпаны все возможные меры для пополнения доходной части бюджета, а также то, что уплатить исполнительский сбор в настоящее время возможно лишь из оставшихся денежных средств, предусмотренных в бюджете на уличное освещение, что в свою очередь приведет к нарушению прав неопределенного числа лиц ввиду отсутствия освещения и создаст угрозу жизни и здоровью граждан, повреждению имущества.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Проанализировав представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований в совокупности с обстоятельствами данного дела и нормами материального права, суд приходит к выводу, что администрацией МО «**» принимались меры по исполнению решения суда, в том числе: 16 июля 2015 года между администрацией МО «**» и администрацией МО «Вельский муниципальный район» заключено соглашение о передаче отдельных полномочий: по составлению проекта бюджета поселения, представление проекта бюджета поселения на рассмотрение и утверждение Советом депутатов; исполнение бюджета поселения, отчета об исполнении бюджета поселения, представление отчета об исполнении бюджета поселения и утверждение Советом депутатов; изыскиваются денежные средства для приобретения жилого помещения ввиду отсутствия свободного жилого помещения из муниципального жилищного фонда и денежных средств в бюджете; направлены обращения к председателю Собрания МО «Вельский муниципальный район», к главе МО «Вельский муниципальный район» о включении в проект бюджета МО «**» на * год денежных сумм, в том числе на приобретение двух квартир погорельцам по решениям суда, учитывая, что бюджет является фактически дотационным.
Согласно решению Совета депутатов МО «**» от ** года № * «О бюджете муниципального образования «**» на * год» утверждены основные характеристики бюджета МО «**» на * год: общий объем доходов бюджета в сумме *** тыс. рублей, общий объем расходов бюджета в сумме *** тыс. рублей, дефицит бюджета в сумме *** тыс. рублей.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства дела, степень вины администрации МО «**», а также имущественное положение должника, иные существенные для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в данном случае правовых оснований, позволяющих суду уменьшить размер исполнительского сбора до ** рублей и отсрочить взыскание исполнительского сбора до *** года, в связи с чем, исковые требования по отношению к УФССП России по Архангельской области подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что уменьшением размера исполнительского сбора и отсрочкой по его уплате, не нарушаются права иных лиц. Удовлетворение требований истца в рамках настоящего дела, не является основанием для прекращения, имеющегося у истца обязательства по исполнению решения суда, и его не приостанавливает.
ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора и его отсрочке подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «**» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области - удовлетворить.
Размер исполнительского сбора в сумме * рублей, взысканный с администрации муниципального образования «**» постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от *** года по исполнительному производству № ***, возбужденному *** года на основании исполнительного листа серии ***, выданного *** года Вельским районным судом Архангельской области по гражданскому делу № ***, уменьшить на одну четверть, до * рублей, и отсрочить взыскание исполнительского сбора до *** года.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «**» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А.Смоленская