Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года.
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Проскуряковой О.А.
при секретаре Бушко Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полозовой Оксаны Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ №2 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
у с т а н о в и л
Полозова О.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным и необоснованным отказ ГУ-ГУ УПФ РФ №2 по г.Москве и Московской области от 16.11.2017г. № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы со 02.01.1992г. по 04.02.2001г. в должности учителя начальных классов в "Наименование1" и об обязании назначить пенсию с 06.07.2017г. Свои требования обосновывает тем, что 06.07.2017 г. истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако решением от 16.11.2017г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа работы. При этом в специальный стаж не был засчитан период ее работы со 02.01.1992г. по 04.02.2001г. в должности учителя начальных классов в "Наименование1", поскольку наименование учреждение не предусмотрено Списками. Ссылаясь на то, что она осуществляла педагогическую деятельность в "Наименование2" с 1988 г., в 1992 г. было изменено наименование на "Наименование1", в последующем в 2001 г. изменено на "Наименование3", характер работы за весь период не изменялся, истица просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании истица пояснив, что действительно на день подачи заявления о назначении пенсии, даже с учетом включения спорного периода. было недостаточно стажа дня назначения пенсии, но для последующего обращения необходимо решение о включении спорного периода работы, в связи с чем поддержала требования.
Представитель ответчика с иском не согласился, поддержал письменные возражения.
Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что 06.07.2017 г. Полозова О.А. обратилась в комиссию по пенсионным вопросам при ГУ УПФ РФ №2 по г.Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Комиссии № от 16.11.2017 г. в досрочном назначении трудовой пенсии отказано, отказ мотивирован отсутствием требуемого специального стажа работы не менее 25 лет, при этом в специальный стаж засчитано из периодов работы 15 лет 10 мес. 00 дней, в стаж не включен период работы с 02.01.1992г. по 04.02.2001г. в должности учителя начальных классов в "Наименование1", поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками.
Суд не может согласиться с решением ответчика в данной части по следующим основаниям.
В ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Действующее законодательство права гражданина в области пенсионного обеспечения ставит в прямую зависимость от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера.
В силу п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В судебном заседании установлено, что 06.12.1988 г. Полозова О.А. принята на работу в "Наименование2" на должность учителя начальных классов.
Решением Исполнительного комитета Сокольнического районного Совета народных депутатов № от 04.09.1991 года создан «"Наименование1"» путем объединения средней школы-интерната № для слабослышащих и позднооглохших детей и детсада № для слабослышащих детей с 01.09.1991г.
Приказом № от 15.01.1992г. Московского департамента образования "Наименование2" реорганизована в "Наименование1".
На основании указанных решений с 02.01.1992 г. наименование учреждения «"Наименование2"» изменено на «"Наименование1"», о чем внесена запись в трудовую книжку.
Приказом № от 06.07.1999г. "Наименование1" реорганизован путем разделения на: "Наименование3" и "Наименование4"
05.02.2001г. "Наименование1" переименован в ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная "Наименование2" и зарегистрирован новый устав данной школы, что подтверждается уставом учебно-воспитательного комплекса.
Согласно Устава "Наименование1", статус учебно-воспитательного комплекса определен как некоммерческая организация, учредителем которой являлся Московский департамент образования, государственное образовательное учреждение комбинированного типа для детей дошкольного и школьного возраста для слабослышащих и позднооглохших детей в составе детского сада и интернатного учреждения, одной из целей которой являлся обеспечение психолого-педагогической и медицинской коррекции дефекта, социальной адаптации, умственного и физического развития слабослышащих и позднооглохших детей на основе преемственности всех ступень образования и воспитания.
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года утверждены «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В «Списке должностей…» указаны должности – преподаватель, и указаны наименования учреждений – школы всех наименований, общеобразовательные учреждения школы-интернаты, школы-интернаты всех наименований, школы-интернаты, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии, специальные учебно-воспитательный учреждения открытого и закрытого типа, детские сады всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
В «Правилах исчисления…» указано, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Действовавшим до 31 декабря 2001 года постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года были утверждены «Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
В «Списке должностей…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – дошкольные образовательные учреждения, детский сад, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, школы всех наименований, общеобразовательные учреждения школы-интернаты, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии.
В «Правилах исчисления…» указано, что работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела «Наименование учреждений» Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Действовавшим до 01 ноября 1999 года постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 года были утверждены «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В «Списке профессий…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – школы и школы-интернаты всех типов и наименований, детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов, детские сады, сады-ясли.
Согласно п.2 действующему до октября 2002 года Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.
В «Списке профессий…» указаны должности – педагог, в «Списке наименования учреждений» указаны – школы и школы-интернаты всех типов и наименований.
На основании изложенного, учитывая, что фактически за все время работы в спорном учреждении трудовая функция и характер работы истца при переименовании учреждения не менялись, все это время истица работала учителем начальных классов с детьми и при этом выполняла по отношению к детям преподавательские функции, наименование учреждения «"Наименование1"» то же самое государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат, что и до переименования, которая относятся к образовательным учреждениям, суд приходит к выводу, что спорный период работы с 02.01.1992 г. по 04.02.2001 г. подлежит включению в специальный стаж.
Между тем установлено, что с учетом ранее засчитанного период работы и спорного периода на работы на день обращения истицы в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, т.е. на 06.07.2017 г., стаж составлял: (15 лет 10 мес. (включенный период в педагогический стаж) + 9 лет 1 мес. 3 дня (спорный период) = 24 года 11 мес. 3 дня.
Таким образом у истицы на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии отсутствовал требуемый специальный стаж 25 лет, соответственно отказ в назначении пенсии от 16.11.2017 г. является обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения комиссии № от 16.11.2017 г. и признании права на досрочное назначение пенсии с 06.07.2017 г. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Полозовой Оксаны Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ №2 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично;
обязать ГУ-ГУ УПФ РФ №2 по г.Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Полозовой Оксаны Анатольевны период работы с 02.01.1992 г. по 04.02.2001 г. в должности учителя начальных классов в "Наименование1"
в части требований о признании незаконным и отмене решения комиссии № от 16.11.2017 г. и признании права на досрочное назначение пенсии с 06.07.2017 г. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированный текст решения изготовлен 28 апреля 2018 года.
Судья: подпись