РЕШЕНИЕ
п. Таксимо 13 сентября 2018 года
Судья Муйского районного суда Республики Бурятия Будаева В.М., при секретаре Токтохоевой А.А., рассмотрев жалобу Зверьковой Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Северобайкальского района Республики Бурятия Кортуковой Т.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи Муйского района Республики Бурятия от 2 августа 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Зверьковой Екатерины Викторовны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Северобайкальского района Республики Бурятия Кортуковой Т.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи Муйского района Республики Бурятия от 2 августа 2018 года Зверькова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Зверькова Е.В. подала жалобу, в которой выражает несогласие с постановлением мирового судьи ввиду его незаконности. В жалобе указала, что о вынесении постановления от 22 декабря 2017 года № 105/2017 по делу об административном правонарушении в отношении нее, она была уведомлена 26 июня 2018 года при получении извещения о рассмотрении в отношении нее дела по административному правонарушению, предусмотренному ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, которым ее вызывают явиться 27 июня 2018 года в 15-00 в Министерство финансов РБ для дачи объяснения по факту правонарушения, содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. 27 июня 2018 года ею, в адрес Министерства финансов РБ было направлено письмо об отложении рассмотрения дела в связи с поздним получением уведомления и переносе его рассмотрения. Так же в письме она уведомила Минфин РБ о том, что копия постановления о наложении на нее административного наказания от 22 декабря 2018 года ею не была получена, в связи с чем она не имела возможности его обжаловать. В связи с чем, считает, что срок на подачу жалобы ею не пропущен.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дей со дня вынесения указанного постановления. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того, в своей жалобе выражает несогласие с вынесенным в отношении нее заместителем министра финансов РБ постановлением по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Зверькова Е.В. жалобу поддержала, дополнила, что она была уведомлена о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 29 июня 2018 г., однако протокол был составлен 27 июня 2018 г. в ее отсутствие, что является процессуальным нарушением. Суд не принял во внимание указанные ею доводы и вынес незаконное решение, которое она просит отменить.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 2 - 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в числе которых предусматривают обязательное извещение лица о времени и месте составления протокола.
Из содержания указанных норм следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у должностного лица административного органа имеются сведения, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.
При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
В силу частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Как следует из материалов дела, в адрес Зверьковой Е.В. по месту жительства и по месту ее работы аналитиком юридического отдела КПиОР Министерства финансов РБ Бальчиндоржиевым Б.Б. было направлено 2 уведомления о необходимости ее явки для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ. Первое уведомление, направленное по месту жительства Зверьковой Е.В. содержало требование о необходимости ее явки в Министерство финансов Республики Бурятия 27 июня 2018 г. Второе уведомление, направленное Зверьковой Е.В. по месту ее работы содержало требование о необходимости ее явки 29 июня 2018 г. При этом протокол об административном правонарушении в отношении Зверьковой Е.В. был составлен 27 июня 2018 г. в ее отсутствие.
Кроме того, Зверьковой Е.В. в адрес Министерства финансов Республики Бурятия было направлено ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении, поскольку уведомление о явке она получила только 26 июня 2018 г., в связи с чем физически не могла явиться в министерство в связи с отдаленностью ее места проживания <адрес> и проблемой транспорта. Кроме того, привела доводы о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2017 г. не получала, в связи с чем о наложении на нее штрафа не знала.
Однако, мировым судьей указанные обстоятельства должной оценки не получили.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Так, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Зверьковой Е.В. был составлен 27 июня 2018 г. в ее отсутствие. При этом в ее адрес было направлено уведомление о необходимости явки на 29 июня 2018 г., что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.
В этой связи, при указанных обстоятельствах, оснований для составления в отношении Зверьковой Е.В. протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.
Доводы представителя Министерства финансов РБ Бальчиндоржиева Б.Б. о том, что в уведомлении, направленном Зверьковой Е.В. по месту работы дата 29 июня 2018 г. указана ошибочно, в связи со служебной загруженностью, не могли быть приняты мировым судьей во внимание.
Имеющиеся противоречия в уведомлениях, а именно в датах составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Зверьковой Е.В. суд расценивает как ее не извещение.
Отсутствие надлежащего извещения лица, не присутствовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте его составления является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, лишающим его гарантий защиты, предоставленных Кодексом об административных правонарушениях.
В этой связи, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в связи с чем основанное на нем постановление мирового судьи судебного участка №3 Северобайкальского района Республики Бурятия Кортуковой Т.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи Муйского района Республики Бурятия от 2 августа 2018 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Кроме того, суд принимает во внимание, что трехмесячный срок привлечения к административной ответственности Зверьковой Е.В. по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Северобайкальского района Республики Бурятия Кортуковой Т.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи Муйского района Республики Бурятия от 2 августа 2018 года отменить, производство по делу о привлечении Зверьковой Екатерины Викторовны к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вручения или получения.
Судья В.М. Будаева