Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-414/2023 ~ М-117/2023 от 20.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

         И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

    20 февраля 2023 года                        г. Жигулевск

    Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

с участием:

представителя истца – прокурора г. Жигулевска Зайцева К.Ю.,

представителя административного ответчика – Леоновой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при ведении протокола помощником судьи Фирстовой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-414/2023 по административному иску и.о. прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Жигулевск об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов и о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

    Административный истец – и.о. прокурора г. Жигулевска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск с требованием о признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в не оборудовании остановки общественного транспорта, расположенной напротив <адрес>, тактильными наземными указателями, отвечающими требованиям ГОСТ Р 52875-2018, а также требуя обязать администрацию г. о. Жигулевск в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить перечисленные выше нарушения.

В обоснование требований иска административный истец указал, что остановка общественного транспорта, расположенная напротив <адрес>, вопреки требованиям ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», не оборудована тактильными наземными указателями, отвечающими требованиям ГОСТ Р 52875-2018.

Отсутствие тактильных наземных указателей создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского дорожного движения, не обеспечивает право инвалидов на безопасное и комфортное передвижение по территории общего пользования, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктур.

Прокурор г. Жигулевска Зайцев К.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Леонова Н.В. в судебном заседании требования иска не признала, указывая, что ГОСТ Р 52875-2018 подлежит применению лишь в случаях проектирования объектов транспортной инфраструктуры и их реконструкции. Поскольку реконструкция автомобильной дороги по <адрес> и тротуара, как элемента дороги, на котором административный истец требует установить наружные тактильные наземные указатели, после издания указанных нормативно-правовых актов не проводилась, в удовлетворении административного иска просит отказать.

Представитель заинтересованного лица – О МВД России по г. Жигулевску в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.23), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 24).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

    В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, приригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

    Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по содержанию и ремонту (в том числе капитальному), проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог.

    В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, другим нормативным документам, возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2018 № 1029-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (далее — ГОСТ Р 52875-2018).

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018 тактильные наземные указатели (ТНУ) являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях, на объектах транспортной инфраструктуры и так далее.

На указанных объектах ТНУ используются для тактильного обозначения безопасных путей следования, обозначения мест их начала и изменения направления движения, для обозначения мест посадки в маршрутные транспортные средства, мест получения инвалидами по зрению услуг или информации.

К пешеходным путям территорий общего пользования относятся тротуары, пешеходные дорожки, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходные улицы, пешеходные мосты.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся аэропорты, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, морские и речные вокзалы, станции метрополитена, включая посадочные платформы и перроны, остановочные пункты маршрутных транспортных средств.

В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ Р 52875-2018 наружные тактильные наземные указатели размещают на пешеходных дорожках, тротуарах, на территориях объектов массового пребывания людей (аэропортов, автовокзалов, железнодорожных вокзалов), предприятий Всероссийского общества слепых (ВОС) и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению.

Технические требования к наружным тактильным наружным указателям предусмотрены пунктом 4.2 ГОСТ Р 52875-2018.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.

Решением Думы г.о. Жигулевск от 31.08.2017 № 259 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Жигулевск, Самарской области (далее - Правила благоустройства).

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Правил благоустройства, объекты социальной и транспортной инфраструктуры, жилые дома должны оснащаться техническими средствами для обеспечения доступа в них маломобильных групп населения (пандусами, поручнями, подъемниками и другими приспособлениями, информационным оборудованием для людей с ограниченными возможностями), а проезжие части, тротуары - приспосабливаться для беспрепятственного движения по ним маломобильных групп населения (в том числе за счет изменения параметров проходов и проездов, качества поверхности путей передвижения).

Решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 30.08.2018 N 369 утвержден Устав г.о. Жигулевск.

Согласно п. 29 ст. 6. Устава, к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Актом осмотра и приложенными к нему фотоматериалами от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что остановка общественного транспорта, расположенная напротив <адрес>, не оборудована наружными тактильными наземными указателями (л.д.8-9). Аналогичная информация предоставлена прокурору г. Жигулевска О ГИБДД О МВД по г. Жигулевску (л.д.10-11).

    Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Оценивая выше установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к транспортной инфраструктуре является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Администрацией г.о. Жигулевск не принято мер к оборудованию остановки общественного транспорта, расположенной напротив <адрес>, тактильными наземными указателями.

При разрешении требований административного иска суд не принимает доводов ответчика об отсутствии обязанности органа местного самоуправления по оборудованию объекта транспортной инфраструктуры, не подвергавшегося реконструкции, тактильными наземными указателями, по следующим мотивам.

    Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

    При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

    На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд признает заявленные требования прокурора г.Жигулевска подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

    Требования административного иска и.о. прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации г.о. Жигулевск, выразившееся в не оборудовании остановки общественного транспорта, расположенной напротив <адрес>, тактильными наземными указателями, отвечающими требованиям ГОСТ Р 52875-2018.

    Обязать администрацию г. о. Жигулевск в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать остановку общественного транспорта, расположенную напротив <адрес> тактильными наземными указателями, отвечающими требованиям ГОСТ Р 52875-2018.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья                Л.Ф. Никонова

    Решение в окончательной форме изготовлено 07.03.2023.

    Судья                Л.Ф. Никонова

2а-414/2023 ~ М-117/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора г. Жигулевска
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Другие
О МВД России по г. Жигулевску
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
20.01.2023Регистрация административного искового заявления
20.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Подготовка дела (собеседование)
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Дело оформлено
10.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее