Дело № 2-2407/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 сентября 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Рукавициной А.Н.,
с участием прокурора Тарасовой М.М.,
председателя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района – Алексеевой О.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева ФИО7 о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление и выдаче копий, обязании выдать информацию, предоставленную кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях участковых избирательных комиссий,
УСТАНОВИЛ:
Чегодаев З.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление и выдаче копий, обязании выдать информацию, предоставленную кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях участковых избирательных комиссий.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте им в ТИК было направлено заявление о выдаче копии информации, предоставленной кандидатами в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях Участковых избирательных комиссиях. До настоящего времени ответ на заявление не получен. Просит признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление, признать незаконным бездействие Территориальной комиссии Пермского муниципального района по выдаче копий. Обязать Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ выдать информацию, предоставленную кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на стендах, оборудованных в помещениях Участковых избирательных комиссиях.
Заявитель – Чегодаев З.Н. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, что подтверждается телефонограммой, в суд не явился.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в каждом избирательном участке организовывается информационный стенд, на котором указываются биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньше, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень. На момент обращения Чегодаева З.Н. ДД.ММ.ГГГГ информационные плакаты еще не были сформированы. На первый день досрочного голосования ДД.ММ.ГГГГ они были сформированы комиссией и выложены для ознакомления в открытый доступ. Чегодаеву З.Н. в устной форме были даны разъяснения на данное заявление ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он сам непосредственно участвовал в работе, при его участии формировались данные информационные плакаты. Информация выложена на сайт. Данные плакаты ею принесены в судебное заседание. Обязанности по обезличиванию информации не имеется, т.к. законом не предусмотрено обезличивание персональных данных. Кроме того, информацию с персональными данными предоставлять запрещено.
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесенными в него изменениями и дополнениями, который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
В соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ года, Чегодаев ФИО8 является членом территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района VI созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО5 (л.д. 4).
ДД.ММ.ГГГГ Чегодаев З.Н. в адрес Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по электронной почте направил заявление о предоставлении информации, предоставленной кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях Участковых избирательных комиссий (л.д. 5).
Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден объем сведений о кандидатах, представленных при их выдвижении и регистрации, необходимых для информирования избирателей при проведении выборов депутатов Земского собрания Пермского муниципального района VI созыва (л.д. 9).
В соответствии с п.п. «е» п. 23 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии вправе обжаловать действия (бездействия) избирательной комиссии с учетом вышеуказанных положений закона.
Согласно п.п. «г» п. 23 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень; б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения; в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово «самовыдвижение»; д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией; е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Пункт 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ Чегодаев З.Н. обратился в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района с заявлением о получении информации, предоставленной кандидатами в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационным стендах, оборудованных в помещениях Участковых избирательных комиссий, которые были сформированы территориальной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и выложены для информации.
По результатам разрешения возникшего спора суд пришел к выводу, что бездействие избирательной комиссии в данном случае отсутствует, поскольку вся информация предоставлена в свободном доступе, поэтому у Чегодаева З.Н. имелась возможность получить данную информацию. Не предоставлением данной информации по заявлению Чегодаева З.Н. от ДД.ММ.ГГГГ права заявителя не нарушены. Поскольку, члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, которым является Чегодаев З.Н. имеет доступ на получение информации о деятельности избирательной комиссии, о документах, находящихся в распоряжении комиссии.
Судом не установлено таких нарушений принципа равного доступа к средствам массовой информации кандидатов при проведении выборов, которые лишили бы избирателей возможности сделать осознанный выбор, что отразилось бы на их волеизъявлении.
При рассмотрении дела судом не установлено и фактов незаконного отказа в предоставлении информации.
Гражданский процессуальный кодексРФ и федеральные избирательные законы не возлагают на суд обязанность истребовать доказательства по своей инициативе, а лишь наделяют его таким правом в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249ГПК РФ).
Заявитель же в силу действующего процессуального законодательства обязан также доказывать утверждения о нарушении его избирательных прав в результате не предоставления информации для размещения на информационных стендах.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что со стороны Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района не было совершено действий (бездействия), нарушающих права заявителя Чегодаева З.Н. Территориальной избирательной комиссией Пермского района не было создано препятствий осуществлению прав и свобод Чегодаева З.Н., на него не была возложена какая-либо обязанность.
Несогласие Чегодаева З.Н. с порядком рассмотрения обращения, содержанием ответа не является основанием для удовлетворения его заявления.
Статья21Декларации прав и свобод человека и гражданина,ст.33Конституции Российской Федерации предусматривает право человека и гражданина на обращение в государственные органы и к должностным лицам и право на получение ответа на свое обращение. Это право Чегодаева З.Н. было реализовано.
Суд пришел к выводу о том, что законные права и интересы заявителя не были нарушены, т.к. с документами кандидатов он был ознакомлен в ходе работы комиссии, членом которой он является.
Согласно Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторымчасти 1 статьи 247истатьей 131ГПК РФ, с учетом особенностей производства по делам данной категории, установленныхглавами 23и26ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных правили права на участие в референдуме.
Поскольку принято к сведению заявление Чегодаева З.Н. члена территориальной комиссии с правом совещательного голоса, то без указания конкретизации перечня документов не возможно удовлетворить требования заявителя об обязанииТерриториальную избирательнуюкомиссию Пермского района предоставить информацию, находящуюся в общем доступе.Возможность в рабочее время, согласно утвержденному графику работы Избирательной комиссии ознакомиться со всеми документами Территориальной избирательной комиссии Пермского района, кроме документов, оговоренных вп. 22 ст. 29Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данное требование в заявленном виде в дальнейшем не исполнимо.
Оспариваемое заявителем бездействие носит фактический характер и не содержит в себе властных распоряжений, предписаний адресованных непосредственно заявителю, а следовательно, и не порождает непосредственно для заявителя никаких правовых последствий.
Кроме того, пункт 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что комиссия должна в пределах своей компетенции рассматривать поступившие обращения о нарушении закона и проводить проверки по этим обращениям и дать письменные ответы в пятидневный срок. Тогда как, Чегодаев З.Н. обратился в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении информации, предоставленной кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях участковых избирательных комиссий. Обращение Чегодаева З.Н. не содержит сведений о нарушении закона и проведении проверки по выявлению нарушений, следовательно, в данном случае пункт 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не применяется. Таким образом, ответ на обращение Чегодаева З.Н. должен быть предоставлен в разумный срок в соответствии с Законом РФ от 02.05.2006 года № 59 «О рассмотрении обращений Граждан», коим пятидневный срок не является.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности с доводами заявителя и требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Чегодаев З.Н. оспаривает бездействие комиссии, которое не нарушает его прав как члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева Захара Николаевича о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление и выдаче копий, обязании выдать информацию, предоставленную кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях участковых избирательных комиссий отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня вынесения решения.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья А.В.Балакина