Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-77/2017 (2-5224/2016;) ~ М-5111/2016 от 25.10.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2017 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Григорьевой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/2017 по иску Золотарева В. В.ича к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на реконструированный объект,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на реконструированный объект, указав, что Золотореву В.В. принадлежит на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>.м. с расположенном на ним нежилым зданием, бензоцех (литера <данные изъяты>), кадастровый номер здания , расположенные по адресу: <адрес>.

В нежилом здании была проведена реконструкция, а именно:

Первый этаж:

- в <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Первый этаж на отм. +3,470:

- на <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Второй этаж:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Второй этаж на отм. +11,300:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

МП г.Самары «<данные изъяты>» изготовлен проект по выполнению строительных мероприятий в нежилом здании, шифр <данные изъяты>, который был направлен в Департамент градостроительства г.Самары для получения разрешения на реконструкцию и ввода в эксплуатацию.

Золотарев В.В. в досудебном порядке обратился в Департамент градостроительства городского округа Самары для получения разрешения о вводе объекта в эксплуатацию.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-0-1 в соответствии с п.4 ч.17 ст.51 ГрК РФ разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию не требуется.

Также Главой городского округа Самара истцу направлено уведомление об отказе в предоставлении разрешения о вводе объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства. В уведомлении разъяснено право Золотарева В.В. обратиться в суд в порядке ст. 222 ГК РФ.

Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации изменений, связанных с реконструкцией объекта в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию.

Таким образом, истцом исчерпаны внесудебные средства узаконения реконструкции.

Согласно техническому заключению ООО «<данные изъяты>» конструкции фундаментов здания находятся в работоспособном состоянии. Конструкции наружных и внутренних стен находятся в работоспособном состоянии. Конструкция перекрытий 1 и 2 этажей, покрытие кровли находятся в работоспособном состоянии. Лестницы в здании находятся в работоспособном состоянии. Здание в целом находится в работоспособном состоянии, реконструкция ведется в соответствии с проектной документацией.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция нежилого здания соответствует санитарным нормам и правилам.

В соответствии с Заключением о соответствии требованиям пожарной безопасности ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. нежилое здание соответствует требованиям противопожарной безопасности.

Таким образом, проведенная реконструкция проведена в соответствии со строительными, санитарными и противопожарными номами и правилами.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд сохранить в реконструированном виде нежилое здание бензоцех (литера <данные изъяты>), кадастровый номер здания , общей площадью <данные изъяты>.м., расположенное по адресу: <адрес>, признать право собственности на реконструированное нежилое здание бензоцех (литера <данные изъяты>), кадастровый номер здания , общей площадью <данные изъяты>.м., расположенное по адресу: <адрес> за Золоторевым В.В.

В судебном заседании представитель истца М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, Золотореву В.В. принадлежит на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>.м. с расположенном на ним нежилым зданием, бензоцех (литера <данные изъяты>), кадастровый номер здания , расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

В указанном нежилом здании произведена реконструкция, в результате которой были выполнены работы:

Первый этаж:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Первый этаж на отм. +3,470:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Второй этаж:

- в <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Второй этаж на отм. +11,300:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

В результате произведенных строительных мероприятий площадь нежилого здания увеличилась до <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим паспортом нежилого здания, выполненным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в двух зонах: зоне предприятий и складов <данные изъяты> класса вредности, санитарнозащитные зоны - до <данные изъяты> м (ПК-1) и зоне многоэтажной жилой застройки <данные изъяты> этажей (Ж-4) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Виды и состав территориальных зон устанавливаются статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

При этом изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Типы территориальных зон, в пределах которых действуют градостроительные регламенты, определены на Карте правового зонирования <адрес> (пункт 2 статьи 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ).

Границы зон должны отвечать требованию однозначной и непротиворечивой идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из зон, выделенных на карте правового зонирования.

При этом, использование земельного участка для размещения нежилого здания бензоцеха не относится к основным разрешенным видам использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4).

Согласно письму Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. в генеральном плане городского округа Самара в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена общественно-деловая функциональная зона «планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания».

В связи с чем, для земельного участка с кадастровым номером может быть установлена территориальная зона центров регионального и городского значения (Ц-2), зона обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3).

Внесение изменений в действующие правила застройки и землепользования осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Однако истец с заявлением о внесении изменений в действующие правила застройки и землепользования не обращался.

В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, в соответствии с градостроительным планом земельного участка и проектной документацией, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемое органом, выдавшим разрешение на строительство (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого здания по указанному адресу истец не обращался.

Следовательно, реконструкция спорного нежилого здания была осуществлена истцом самовольно, без получения в установленном порядке разрешения на строительство.

Согласно Федеральному закону от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: 1) разрешение собственника земельного участка и 2) соблюдение градостроительных норм и правил.

Согласно статьям 52, 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации строение должно отвечать требованиям градостроительных регламентов, строительным нормам и правилам.

В материалы дела истцом представлено техническое заключение выполненное ООО «<данные изъяты>» выполненное по результатам визуального обследования технического состояния основных несущих конструкций спорного нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ. Из выводов заключения следует, что здание в целом находится в работоспособном состоянии, реконструкция ведется в соответствии с проектной документацией.

Однако проект по выполнению строительных мероприятий нежилого здания выполнен МП г.о. Самара «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ.

Также истцом предоставлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требованиям пожарной безопасности нежилого здания литера <данные изъяты> а также экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Как следует из «Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку сам по себе не может освобождать от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объектов недвижимости.

Таким образом, признание права собственности на самовольную постройку является исключительным способом защиты гражданских прав, который должен рассматриваться лишь при отсутствии возможности получить в установленном законодательством порядке соответствующих разрешений, а также в случае, если отказы в выдаче разрешений признаны незаконными, что подтверждается материалами судебной практики (Постановление Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению 4 разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В связи с принятием Закона Самарской области от 27.10.2016 №108-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органам государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и признании утратившим силу Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления городского округа Самара Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере рекламы», к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «з», «с» пункта 7 статьи 24 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара возглавляет Администрацию городского округа Самара, обеспечивает осуществление Администрацией городского округа Самара полномочий по решению вопросов местного значения городского округа Самара и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области, а также в установленном порядке выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа Самара.

Из материалов дела усматривается, что Золотарев В.В. обратился к Главе городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод нежилого здания в эксплуатацию.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Золотареву В.В. было отказано в представлении государственной услуги, по тем основаниям, что Золотаревым В.В. не предоставлен ряд документов, предусмотренных градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом приняты надлежащие меры к легализации самовольно реконструированного нежилого здания бензоцех.

Кроме того, истец указывает, что намерен использовать нежилое здание в качестве офисного помещения. Вместе с тем, во всех технических документах нежилое здание указано как бензоцех, что не исключает в дальнейшем его использование по техническому наименованию. Однако доказательств соответствия реконструированного объекта специальным нормам и законодательству, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства в обоснование заявленных требований, а также доказательства соблюдения специального порядка, установленного нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, несоответствие использования земельного участка истца его разрешенному виду использования, суд, считает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Золотарева В. В.ича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения.

Судья                 Е.А. Борисова

Копия верна

Судья

2-77/2017 (2-5224/2016;) ~ М-5111/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Золотарев В.В.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Другие
Департамент Градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2016Передача материалов судье
28.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2016Подготовка дела (собеседование)
23.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2016Судебное заседание
23.12.2016Судебное заседание
30.01.2017Судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее