РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2015 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе
председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Гармаш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-217/2015 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством администрации города Нижний Тагил» о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Администрации МО «г. Н.Тагил», МКУ «Управление городским хозяйством администрации г. Н.Тагила» о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее 6 мес. с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов, расположенных:
- на участке территории, <...> географические координаты свалки -<...> (№2-217/2015);
- на участке территории <...> географические координаты свалки - <...> (№2-218/2015);
-на участке территории <...>, географические координаты свалки - <...> (№2-219/2015);
- на участке территории <...>, географические координаты свалки- <...>;
- на участке территории <...>., географические координаты свалки - <...> (№2-222/2015).
Определением суда от 30.01.2015 гражданские дела №№2-217/2015, 2-218/2015, 2-219/2015, 2-222/2015 объединены в одно производство, вновь объединенному делу присвоен единый номер №2-217/2015.
Представитель истца - Краузе О.В., помощник прокурора, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнений не заявлено.
Представитель ответчика МКУ Администрации МО г. Н.Тагила - Робертус М.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, пояснив, что данные свалки включены в проект перечня объектов ликвидации несанкционированных свалок на территории города. Работы будут выполнены в рамках выделенных бюджетных средств. Просит предоставить срок для ликвидации свалок не 6 а 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в обоснование чего приобщила информацию заместителя начальника Управления городским хозяйством № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием включения данных свалок в проект перечня объектов ликвидации несанкционированных свалок на территории города с максимальным сроком исполнения 8 месяцев.
Представитель ответчика МКУ «Управление городским хозяйством администрации г. Н.Тагила» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения (л.д.38), просивший о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.39-т.4).
Заслушав представителя истца, представителя ответчика Администрации МО «г. Н.Тагила», исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещено размещать отходы на территориях городских и других поселений.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, ч.3 ст. 8 Федерального закона, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с п.п.24,25 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с п.24 ст. 29 Устава города Н.Тагил, к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Организация ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования г. Н.Тагила на основании ст. 3 п.19 Положения об Управлении городским хозяйством администрации города Нижний Тагил возложена на отраслевой орган администрации города управление городским хозяйством, являющемся юридическим лицом.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Факт несанкционированных мест размещения отходов:- на участке территории, в <...> географические координаты свалки -<...>; - на участке территории <...> географические координаты свалки - <...>; -на участке территории <...>, географические координаты свалки - <...>; - на участке территории <...> географические координаты свалки- <...>; - на участке территории <...>, географические координаты свалки - <...> не оспорен ответчиками в судебном заседании и подтверждается материалами дела:
- справками по результатам участия в проверке по факту несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по территории различных районов г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-7-т.4,т.3,т.2, т.1),
- фотоизображениями (л.д.8-19-т.4, т.3,т.1, т.2-л.д.19-30).
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды закреплен в статье 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (п.1); на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п.2).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений вышеизложенных требований в области охраны окружающей среды со стороны ответчиков МКУ Администрации МО г. Н.Тагила, МКУ «Управление городским хозяйством администрации г. Н.Тагила» и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на них обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля суд считает необходимым возложить спорную обязанность на МКУ Администрации МО г. Н.Тагила, МКУ «Управление городским хозяйством администрации г. Н.Тагила».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов не позднее восьмимесяцев со дня вступления решения суда в законную силу не только носит разумный характер, но и обоснован представленными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ -<...>;
- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <...>;
-░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <...>;
- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░- <...>";
- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <...>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░.