Решение по делу № 2а-673/2020 от 12.03.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Павловский Посад                                                         05 июня 2020 года

резолютивная часть объявлена 05.06.2020

мотивированное решение составлено 11.06.2020

Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соколова И.А.

при помощнике судьи Климовой Е.А.,

с участием представителя административного истца Малышевой Г.В.;

представителя административного ответчика – Администрации городского округа Электрогорск Московской области по доверенности Закуриной Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-673/2020 по административному исковому заявлению Малышева Александра Геннадьевича к Администрации городского округа Электрогорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов,

                    установил:

Малышев А.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Электрогорск Московской области в котором просил, в том числе, признать незаконным содержащееся в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ г. решение Администрации городского округа Электрогорск Московской области об отказе в предоставлении Малышеву Александру Геннадьевичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка общей площадью <данные изъяты>., категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что спорный участок находится у него в аренде, с ведома администрации на нём возведен жилой дом, право собственности истца на который зарегистрировано в установленном законом порядке. Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило то, что по мнению Администрации г.о. Электрогорск Московской области, на испрашиваемом земельном участке расположено строение, не обладающее признаками объекта капитального строительства, с чем Малышев А.Г. не согласен, поскольку возведенное им строение обладает признаками объекта недвижимости, то есть объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Все имеющиеся конструкции являются неразбираемыми. Строение имеет свайно-винтовой фундамент (длина свай составляет 2,5 м.), перемещение конструкций невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Кроме того, в октябре ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был осмотрен Администрацией г.о. Электрогорск Московской области. По результатам осмотра Администрация установила, что на земельном участке имеется объект капитального строительства, что отражено в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. , и что полностью противоречит основаниям для отказа в предоставлении Малышеву А.Г. земельного участка, изложенным в Решении от ДД.ММ.ГГГГ г. .

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Малышева Г.В. административный иск по основаниям, в нем изложенным, поддержала и просила удовлетворить.

Административный ответчик - Администрация г.о. Эдектрогорск Московской области в лице представителя Закуриной Н.Б. возражала против заявленных требований и просила суд отказать в их удовлетворении, мотивируя это тем, что по результатам комиссионного обследования данного земельного участка, проводившегося путем визуального осмотра, Администрация г.о. Электрогорск установила, что объект, расположенный на участке не является стационарным, капитальным так как строение каркасное, возведено на металлических сваях, не имеющих стационарного ростверка, соответственно его можно демонтировать и затем вновь собрать без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта.

Кроме того, представитель административного ответчика пояснила, что содержащееся в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ решение Администрации городского округа Электрогорск Московской области об отказе в предоставлении Малышеву Александру Геннадьевичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка общей площадью <данные изъяты>., категория с кадастровым номером , принято администрацией г.о. Электрогорск в соответствии с позицией Министерства имущественных отношений Московской области (межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области) по данному вопросу.

Проверив материалы дела, выслушав представителей административного истца и административного ответчика суд приходит к выводу, что исковые требования Малышева А.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа Электрогорск Московской области и ФИО11 заключен договор аренды земельного участка , согласно которому ФИО12 предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью <данные изъяты>., категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (л.д.7-11).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между ФИО9 и административным истцом, права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка перешли к последнему (л.д.12-13), что также подтверждается данными ЕГРН (л.д. 14-19).

ДД.ММ.ГГГГ Малышев А.Г. подал в Администрацию г.о. Электрогорск Московской области уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом земельном участке (л.д 20-23).

Администрацией г.о. Электрогорск Московской области ДД.ММ.ГГГГ направлено Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> (л.д.24).

В соответствии с согласованными параметрами объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом земельном участке Малышевым А.Г. был возведен жилой дом, что подтверждается Техническим планом, составленным кадастровым инженером ФИО10 (л.д. 29-31).

    ДД.ММ.ГГГГ Малышев А.Г. обратился в Администрацию                                г.о. Электрогорск Московской области с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства                      (л.д. 25-27).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Электрогорск Малышеву А.Г направлено уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 28).

Право собственности на принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества было зарегистрировано в установленном законом порядке, жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 32-34).

После этого Малышев А.Г. обратился в Администрацию                               г.о. Электрогорск Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов вышеуказанного земельного участка.

На данное заявление Администрация г.о. Электрогорск направила административному истцу письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение, не обладающее признаками объекта капитального строительства                   (л.д. 35).

Из ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    Пунктом 5 ст.1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

        Согласно ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    В силу п. 2 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

    Исходя из п.6 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

        На основании ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

        Аналогичное положение закреплено также в п.2.2 и пп.6. п.6.1.4. "Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент).

Исходя из п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

По смыслу п. 13.2.34 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основаниям, указанным в пунктах 6.1.1 - 6.1.5 Административного регламента, является то обстоятельство, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.

Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика о причинах, по которым было принято оспариваемое решение в силу следующего:

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Как установлено судом, вывод административного ответчика о том, что объект, возведенный Малышевым А.Г. на земельном участке с кадастровым номером , не относится к недвижимости сделан лишь на основании визуального его осмотра снаружи (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), при том, что до этого Администрация г.о. Электрогорск придерживалась противоположной точки зрения (л.д. 24,28). Результатов каких-либо строительно-технических исследований, подтверждающих данный вывод, суду не представлено. Ходатайств о проведении экспертизы по делу административным ответчиком также не заявлено. Исходя из этого, оспариваемое решение по данному основанию нельзя признать законным.

    В силу 5.1. Административного регламента органом местного самоуправления, ответственным за предоставление государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок.

Согласно п.3 ч.2 ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ                         "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

    В соответствии с п.4.4. "Временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов", утвержденного Распоряжением Минмособлимущества от ДД.ММ.ГГГГ решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области подлежит обязательному исполнению органом местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в протоколе Единой информационной системы оказания услуг.

Административным истцом оспаривается решение именно Администрации г.о. Электрогорск, которая в данном случае является надлежащим административным ответчиком.

При рассмотрении данного административного дела Министерство имущественных отношений Московской области к участию в деле как заинтересованное лицо не привлекалось, поскольку в административном исковом заявлении оно не было указано как заинтересованное лицо и ходатайств о привлечении его в процессе в данном качестве сторонами не заявлялось.

Каких-либо доказательств принятия Министерством имущественных отношений Московской области решения, послужившего императивным основанием для принятия Администрацией г.о. Электрогорск Московской области оспариваемого решения, суду не представлено и в материалах дела они отсутствуют.

Кроме того, принятие органом местного самоуправления решений в соответствии с позицией Министерства имущественных отношений Московской области по данным вопросам само по себе не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим об их законности и обоснованности.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

        Судом установлено, что у Администрации г.о. Электрогорск Московской области отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении Малышеву А.Г. спорного земельного участка в собственность без проведения торгов, что нарушает его права и законные интересы, предусмотренные ЗК РФ, в связи с чем требования о признании незаконными вышеуказанных действий административного ответчика подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 176 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Малышева Александра Геннадьевича удовлетворить:

Признать незаконным содержащееся в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ решение Администрации городского округа Электрогорск Московской области об отказе в предоставлении Малышеву Александру Геннадьевичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка общей площадью <данные изъяты>., категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Малышеву Александру Геннадьевичу проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты>., категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                         И.А. Соколов

2а-673/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малышев Александр Геннадьевич
Ответчики
Администрация городского округа Электрогорск Московской области
Суд
Павлово-Посадский городской суд Московской области
Судья
Соколов Илья Александрович
Дело на странице суда
pavlov-posad.mo.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация административного искового заявления
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Предварительное судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее