Дело № 2-250/2020 (УИД: 10RS0005-01-2020-000223-46)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению ГУП «Мосгортранс» (филиал Южный) к Кулиеву Спартаку Гастратовичу о возмещении материального ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей,
у с т а н о в и л:
ГУП Мосгортранс обратилось в суд с иском к Кулиеву С.Г., в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу причиненный ущерб в размере 5210 рублей 56 копеек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 05 июня 2019 года Кулиев С.Г., являясь работником филиала Южный ГУП «Мосгортранс», управляя принадлежащим последнему служебным автобусом № на территории филиала Южный <адрес>, совершил наезд на железнобетонный заправочный островок. В результате произошедшего ДТП был поврежден заправочный островок на КАЗС. Размер материального ущерба установлен в сумме 14851 рубля 80 копеек. Приказом филиала Южный ГУП «Мосгортранс» от 21 июня 2019 г. № Кулиев С.Г. привлечен к материальной ответственности за необеспечение безаварийного вождения. Из заработной платы ответчика за июнь, июль 2019 года удержана сумма в размере 9641 рубля 56 копеек. Остаток невозмещенного ущерба составляет 5210 рублей 24 копейки. Истец просит суд взыскать с ответчика сумму материального ущерба в размере 5210 рублей 24 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Представитель истца ГУП «Мосгортранс» (филиал Южный) в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик Кулиев С.Г. в судебном заседании участия не принимал. Извещался по последнему известному суду месту жительства, сведения о котором представлены в материалах дела.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 года), лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению. Отказ в силу личного волеизъявления от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении и явки в судебное заседание является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
Учитывая, что реализация участниками судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6 КАС РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в гор. Риме 04 ноября 1950 года), суд, руководствуясь положениями ст.ст. 6.1, 154, 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя истца и ответчика.
Изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
При этом под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 233 ТК РФ, работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный по его вине, в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Исключением из этого правила является полная материальная ответственность работника, предусмотренная ч. 1 ст. 242 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.
Согласно разъяснениям, данным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее по тексту - постановление Пленума № 52), при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации либо иными федеральными законами работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба и на время его причинения достиг восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев умышленного причинения ущерба либо причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, либо если ущерб причинен в результате совершения преступления или административного проступка, когда работник может быть привлечен к полной материальной ответственности до достижения восемнадцатилетнего возраста (ст. 242 ТК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума № 52, при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 08 июня 2018 года между ГУП «Мосгортранс» и Кулиевым С.Г. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым ответчик с 10 июня 2018 года был принят на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>). В дальнейшем был переведен на работу водителем <адрес>
Местом работы ответчика является филиал Южный ГУП «Мосгортранс», расположенный по адресу: <адрес>
Договор заключен на неопределенный срок (п. 1.4 договора).
05 июня 2019 года на территории филиала Южный 2-й стоянки 2-го автобусного парка по адресу: <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства автобуса № (наезд на железнобетонный заправочный островок на КАЗС) под управлением водителя Кулиева С.Г. Факт данного ДТП зафиксирован в акте о происшествии на объекте от 05 июня 2019 года.
Причиной ДТП явилось нарушение водителем Кулиевым С.Г. п. 3.2 Должностной инструкции - необеспечение безаварийного вождения автобуса, в результате чего филиалу Южный ГУП «Мосгортранс» причинен материальный ущерб (повреждение заправочного островка на КАЗС).
Согласно локальной смете по ремонту заправочного островка на КАЗС по адресу: <адрес> размер материального ущерба установлен в сумме 14851 рубля 80 копеек.
В объяснениях от 14 июня 2019 года Кулиев С.Г. признал факт причинения материального ущерба.
Приказом филиала Южный ГУП «Мосгортранс» от 21 июня 2019 г. № Кулиев С.Г. привлечен к ограниченной материальной ответственности за необеспечение безаварийного вождения в пределах среднего месячного заработка в размере 14851 рубля 80 копеек.
Из заработной платы ответчика за июнь, июль 2019 года в счет возмещения материального ущерба удержаны денежные средства в общей сумме 9641 рубль 24 копейки, что следует из расчетных листков, представленных в материалы дела.
Остаток невозмещенного ущерба составляет 5210 рублей 56 копейки (14851 рубль 80 копеек - 9641 руль 24 копейки), которую истец просит взыскать с ответчика.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком Кулиевым С.Г.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм права и принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли вследствие причинения ответчиком Кулиевым С.Г. материального ущерба в размере 14851 рубля 80 копеек, суд считает, что требования ГУП «Мосгортранс» к Кулиеву С.Г. о взыскании материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, подлежат удовлетворению и определяет, что прямой действительный ущерб, подлежащий возмещению работодателю за счет работника, составляет 5210 рублей 56 копеек.
В соответствии со ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 16 постановления Пленума № 52, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.
Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.
Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.
Суд, оценивая материальное и семейное положение Кулиева С.Г., принимает во внимание, что ответчиком не представлены документы в подтверждение его материального и семейного положения, и с учетом степени и формы его вины в причинении материального ущерба работодателю, не находит оснований для снижения подлежащего взысканию с Кулиева С.Г. размера ущерба.
Таким образом, с ответчика Кулиева С.Г. в пользу истца ГУП «Мосгортранс» подлежит взысканию материальный ущерб в размере 5210 рублей 56 копеек.
В соответствие с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, уплаченной при подаче искового заявления в суд по платежному поручению № от 24 января 2020 года в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление ГУП «Мосгортранс» (филиал Южный) удовлетворить.
Взыскать с Кулиева Спартака Гастратовича в пользу ГУП «Мосгортранс» (филиал Южный) в возмещение материального ущерба 5210 (пять тысяч двести десять) рублей 56 копеек.
Взыскать с Кулиева Спартака Гастратовича в пользу ГУП «Мосгортранс» (филиал Южный) расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2020 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 06 апреля 2020 года.