Дело № 2-977/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2018г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.
при секретаре Резниковой М.М.
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г.Невинномысска Ворониной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 7 и Администрации г.Невинномысска о возложении обязанности оборудовать вход в помещения образовательной организации специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения за счет средств бюджета муниципального образования г.Невинномысска,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ СОШ № 7 и Администрации г.Невинномысска о возложении обязанности оборудовать вход в помещения образовательной организации специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения за счет средств бюджета муниципального образования г.Невинномысска, ссылаясь на то, что прокуратурой города выявлены нарушения закона в сфере обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов из числа маломобильных групп населения в МБОУ СОШ №7. МБОУ СОШ №7 не имеет специальных приспособлений для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов-колясочников, таких, как пандус, перила, настилы, рельсы, требования к которым предусмотрены Сводом правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. № 605. В связи с этим директору учреждения внесено представление об устранении нарушений закона. 27.02.2018г. на представление прокуратуры г.Невинномысска об устранении нарушений закона от 30.01.2018г. №21-27-2018 Управлением образования администрации г.Невинномысска дан ответ, что с руководителями образовательных организаций проведена разъяснительная работа о необходимости соблюдения закона и возможности разумного приспособления существующих зданий для инвалидов. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с 1 сентября 2001г. Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001г. № 73) лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенное с этим зданием, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель истца старший помощник прокурора г.Невинномысска Воронина О.В. в судебном заседании заявленные требования по изложенным в исковом заявлении доводам поддержала, просит обязать МБОУ СОШ № 7 и Администрацию г.Невинномысска оборудовать вход в помещения образовательной организации специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения за счет средств бюджета муниципального образования г.Невинномысска Ставропольского края.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 7 в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика МБОУ СОШ № 7.
Представитель ответчика Администрации г.Невинномысска в судебное заседание также не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Администрации г.Невинномысска.
Согласно письменным возражениям Администрация г.Невинномысска с исковым заявлением Прокурора г.Невинномысска не согласно, считает необоснованным привлечение Администрации г.Невинномысска к участию в деле в качестве соответчика, поскольку МБОУ СОШ № 7 является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение ли ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным Уставом г.Невинномысска полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края. Администрация обладает правами юридического лица. В структуру Администрации входят органы Администрации, а именно: комитеты, управления, отделы. Органы Администрации могут наделяться правами юридического лица. Постановлением администрации г.Невинномысска от 01 декабря 2010г. № 4040 «О порядке осуществления структурными подразделениями администрации города Невинномысска функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города Невинномысска» установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального бюджетного учреждения города осуществляет структурное подразделение Администрации, в ведении которого находится это учреждение. Учредителем МБОУ СОШ № 7 является управление образования администрации г.Невинномысска. Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Вместе с тем, пунктом 1.2 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 № 605 (СНиП 35-01-2001), установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В период с 2011г. по 2017г. здание МБОУ СОШ № 7 не реконструировалось, капитальный ремонт не проводился. В свою очередь, согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ, при недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, несет собственник имущества.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца старшего помощника прокурора г.Невинномысска Воронину О.В., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст.9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Аналогичное по сути положение закреплено в ст.3 Закона Ставропольского края от 27.02.2008г. № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур», регулирующего отношения, связанные с обеспечением условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта. Не связывает законодатель эту обязанность и с тем, когда построен тот или иной объект.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73; свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605 и действующий с 01.01.2013г.
Согласно п.п.4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.
Аналогичные требования содержались с п.п.3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73 и действовавших до 01.01.2013г.
Требования свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» необходимо учитывать как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений (п. 1.2).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Невинномысска выявлены нарушения закона в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в МБОУ СОШ № 7. Данное образовательное учреждение не имеет специальных приспособлений для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов-колясочников, таких, как пандус и перила, требования к которым предусмотрены Сводом правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. № 605.
Результаты проверки подтверждаются копией паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденном 21.04.2016г. директором МБОУ СОШ № 7, и не оспариваются ответчиками.
В связи с чем в адрес Управления образования администрации г.Невинномысска 30.01.2018г. прокуратурой г.Невинномысска было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены.
Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств на соответствующее переоборудование здания МБОУ СОШ № 7 не освобождает ответчиков от выполнения мероприятий, связанных с обеспечением инвалидам и иным маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Несостоятельны, по мнению суда, и доводы о том, что Администрация г.Невинномысска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст.12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2,7,18,19).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010г. № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Таким образом, несмотря на то, что здание школы находится в оперативном управлении МБОУ СОШ № 7, Администрация г.Невинномысска, как учредитель данного образовательного учреждения и собственник здания школы, обязана обеспечивать надлежащее содержание здания в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также действующими нормами и правилами.
В связи с тем, что вход в помещения МБОУ СОШ № 7 не оборудован специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, что приводит к нарушению их законных прав и ограничивает возможность на свободное передвижение и доступ к объекту социальной инфраструктуры, а также в связи с отсутствием финансирования со стороны Администрации г.Невинномысска на устранение допущенного нарушения, суд считает необходимым исковые требования прокурора г.Невинномысска удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора г.Невинномысска удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ № 7 и Администрацию г.Невинномысска оборудовать вход в помещения образовательной организации, расположенные по адресу: г.Невинномысск, ул.Школьная,52, специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения за счет средств бюджета муниципального образования г.Невинномысска Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 06.06.2018г.
Судья Яковенко М.Ю.